Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс.
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс по ФГОС по УМК Боголюбова Л.Н. и Кравченко А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6-9_fgos.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
ПРИОНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
УТВЕРЖДАЮ ___________________
Директор школы Перчикова А.В.
Дата _________________
Основная общеобразовательная программа
основного общего образования (ФГОС)
Рабочая программа по предмету
«Обществознание
(включая экономику и право)»
(6-9 кл.)
Принята на педагогическом совете
Протокол № __ от «___» _______________ г.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижениях успеха в различных сферах жизни общества.
Планируемые результаты обучения и освоения
содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускникам основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки и собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимосьт поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса
Социальная сущность личности
I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечительства родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество
III. Общество – большой «дом» человечества. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живем. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя РФ. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
V. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция РФ – основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанности платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность и работников и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
VII. Мир экономики. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и ее формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях. Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного общества. Социальная политика РФ. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
Х. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство – РФ. Государственное устройство России. Гражданство РФ. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооруженные отношения. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Глобализация и ее противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы ее распространения. СМИ. Интернет. Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религию. Веротерпимость. Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию 6 класс
(35 часов)
Дата урока | № урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Человек - личность | 1 | |
3 | Практикум по теме «Человек – личность» | 1 | |
4 | Человек познает мир | 1 | |
5 | Способности человека | 1 | |
6 | Человек и его деятельность | 1 | |
7 | Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность» | 1 | |
8 | Потребности человека | 1 | |
9 | Мир мыслей и чувств | 1 | |
10 | На пути к жизненному успеху | 1 | |
11 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении» | 1 | |
12 | Межличностные отношения | 1 | |
13 | Чувства – основа межличностных отношений | 1 | |
14 | Человек в группе | 1 | |
15 | Группы, которые мы выбираем. Групповые нормы: поощрения и наказания. | 1 | |
16 | Общение | 1 | |
17 | Особенности общения со старшими и младшими сверстниками | 1 | |
18 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | |
19 | Межличностный конфликт | 1 | |
20 | Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей» | 1 | |
21 | Человек славен добрыми делами | 1 | |
22 | Добрые правила поведения | 1 | |
23 | Практикум «Учимся делать добро» | 1 | |
24 | Повторение по теме «Учимся делать добро» | 1 | |
25 | Быть смелым | 1 | |
26 | Будь смелым. Смелость города берет | 1 | |
27 | Практикум «Учимся побеждать страх» | 1 | |
28 | Человек и человечность | 1 | |
29 | Практикум по теме «Человеческие поступки» | 1 | |
30 | Отношение к пожилым людям | 1 | |
31 | Практикум по теме «Добрые дела» | 1 | |
32 | Мини-конференция «Добродетели и добрые дела» | 1 | |
33 | Урок-повторение «Добродетели» | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
35 | Заключительный урок - викторина | 1 | |
Всего | 35 часов |
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию 7 класс
(35 часов)
Дата урока | № урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Личность подростка | |||
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Переходный возраст | 1 | |
3 - 4 | Задачи и трудности подросткового возраста | 2 | |
5 | Быть взрослым | 1 | |
6 | Физические изменения у подростков | 1 | |
7 | Психологический портрет личности | 1 | |
8 | Самооценка подростка | 1 | |
9 | Выдающаяся личность | 1 | |
10 - 11 | Как стать лидером | 2 | |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка» | 1 | |
Раздел 2. Подросток в социальной среде. | |||
13 - 14 | Социальная среда подростка | 2 | |
15 | Юношеский пессимизм | 1 | |
16 | Подросток в группе | 1 | |
17 - 18 | Межличностные отношения | 2 | |
19 | Мы и они | 1 | |
20 | Мир знакомых и незнакомых людей | 1 | |
21 | Социальный портрет молодежи | 1 | |
22 | Юридические границы подросткового возраста | 1 | |
23 - 24 | Подросток как гражданин | 2 | |
25 | Подросток и его права | 1 | |
26 | Опасный путь преступной жизни | 1 | |
27 | Заброшенные, одинокие, непонятые | 1 | |
28 | Подросток в обществе риска | 1 | |
29 | Подростковая культура | 1 | |
30 | Образ жизни | 1 | |
31 | Досуг и отдых | 1 | |
32 | Развитие спорта | 1 | |
33 | Речевое поведение | 1 | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде» | 1 | |
35 | Итоговое повторение | 1 | |
Всего | 35 часов |
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию 8 класс
(35 часов)
Дата урока | № урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 | |
Раздел 1. Общество и человек | |||
2 | Что такое общество? | 1 | |
3 | Человек, природа, общество | 1 | |
4 | Типология обществ | 1 | |
5 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | |
6 | Личность и социальная среда | 1 | |
7 - 8 | Потребности человека | 2 | |
9 | Социализация и воспитание | 1 | |
10 | Общение | 1 | |
11 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Раздел 2. Экономическая сфера | |||
12 | Сущность и структура экономики | 1 | |
13 | Товар и деньги | 1 | |
14 | Спрос и предложение | 1 | |
15 | Рынок. Цена и конкуренция | 1 | |
16 - 17 | Предпринимательство | 2 | |
18 | Роль государства в экономике | 1 | |
19 | Бюджет государства и семьи | 1 | |
20 | Практическая работа «Составление бюджета» | 1 | |
21 | Труд, безработица, занятость | 1 | |
22 | Практикум «Рыночная экономика в РФ» | 1 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» | 1 | |
Раздел 3. Социальная сфера | |||
24 | Социальная структура | 1 | |
25 | Социальная стратификация | 1 | |
26 | Богатые | 1 | |
27 | Бедные | 1 | |
28 | Этнос: нации и народности | 1 | |
29 | Межнациональные отношения | 1 | |
30 | Практикум «Межнациональные отношения» | 1 | |
31 | Конфликты в обществе | 1 | |
32 | Семья | 1 | |
33 | Практикум «Социальные и межличностные конфликты» | 1 | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 1 | |
35 | Итоговое повторение | 1 | |
Всего | 35 часов |
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию 9 класс
(35 часов)
Дата урока | № урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Политическая сфера. | |||
1 | Власть | 1 | |
2 | Государство | 1 | |
3 | Национально – государственное устройство | 1 | |
4 | Формы правления | 1 | |
5 | Политические режимы | 1 | |
6 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | |
7 | Избирательные системы. | 1 | |
8 | Политические партии | 1 | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | 1 | |
Раздел 2. Человек и его права. | |||
10 - 11 | Право, его сущность и особенности | 2 | |
12 | Закон и власть | 1 | |
13 | Конституция – основной закон государства | 1 | |
14 | Право и экономика | 1 | |
15 | Правовые основы брака и семьи | 1 | |
16 | Труд и право | 1 | |
17 | Правонарушение и виды юридической ответственности | 1 | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и его права» | 1 | |
Раздел 3. Духовная культура | |||
19 | Сущность и строение человеческой культуры | 1 | |
20 | Культурные нормы | 1 | |
21 | Формы культуры | 1 | |
22 | Религия | 1 | |
23 | Искусство | 1 | |
24 | Образование | 1 | |
25 | Наука | 1 | |
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера» | 1 | |
Раздел 4. Повторение | |||
27 | Основные сферы и строение общества | 1 | |
28 - 29 | Мировое сообщество и глобальные проблемы современности | 2 | |
30 | Социализация и воспитание как способы формирования человеческой личности | 1 | |
31 | Факторы производства и проблема ограниченности ресурсов в экономике | 1 | |
32 | Собственность и правовое регулирование имущественных отношений | 1 | |
33 | Права человека и их защита | 1 | |
34 | Права и обязанности граждан России | 1 | |
35 | Итоговое повторение | 1 | |
Всего | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...