Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию содержит пояснительную записку, тематическое планирование,критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.progr_.9_klass_obshchestvo.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по обществознанию
- Авторской программы "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений.
Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Функции.
Данная программа выполняет две основные функции:
● Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
● Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Введение в обществознание: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2008;
2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2006;
3. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Ввведение в обществознание»: 9 класс.- М.: Просвещение , 2006;
4.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
.
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Курс «Введение в обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Обществознание формирует общую культуру мышления, помогает учащимся ориентироваться в большинстве отраслей знания.
Так как российское общество переживает сложный период своего становления, то необходимо формирование гражданского общества, которое способно обеспечить своим гражданам демократические права и свободы. Молодежь чутко реагирует на те сложности, которые происходят в обществе. В обществе ослабевают общепринятые доминирующие ценности, многие культурные стереотипы, что ведет к деградации культурной среды.
Обществознание направлено на формирование современных знаний, совершенствование умений, развитие личности ученика. Предлагаемые уроки помогут организовать групповую и индивидуальную работу учащихся на основе объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемных, научно-поисковых, ценностно-эмоциональных методов; используются приемы развития критического мышления, которые помогают в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Знания об обществе помогут учащимся вступить в общественные отношения и реализовать себя как личность.
- Цели программы:
Цели и задачи:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | Познавательная деятельность: использование различных методов (наблюдение, измерение, опыт и др); умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Творческое решение учебных и практических задач. |
Информационно-коммуникативная деятельность: способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение текстов; владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта; формулирование выводов. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). | |
Рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и т.п.) Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Владение умениями совместной деятельности | |
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ | Знать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные признаки и черты основных сфер жизни общества. |
Уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; основные социальные роли. | |
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; | |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (взаимодействие общества и природы, человека и общества). | |
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. | |
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста); различать в социальной информации факты и мнения. |
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся.
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся 9-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом учредителя. Оценки полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.
2.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
3. Учебно-тематический план
№ | ЧАСТЬ 2. ГРАЖДАНИН. ПРАВО. МОРАЛЬ. | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ(34) |
1. | Введение. | 1 |
2. | Глава V.Гражданин. Государство. Право | 9 |
3. | Глава VI. Права человека и гражданина | 14 |
4. | Глава VII. Личность и мораль | 8 |
5. | Итоговая контрольная работа | 2 |
- Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать :
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- 6. "Введение в обществознание». 9класс.
- (34 часов)
- Основное содержание курса
Глава V . Гражданин. Право. Мораль
Роль права в жизни человека, общества, государства. Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права.
Правовая ответственность. Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. , Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.
Правовое государство. Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство.
Гражданское общество и государство. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского общества.
Конституция России. Основы конституционного строя. Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, ФС.
Глава VI. Права человека и гражданина.
Гражданин – человек свободный и ответственный. Гражданин – человек имеющий права. Конституция РФ, конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Всеобщая декларация прав человека. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав.
Международное гуманитарное право. Основные положения международного гуманитарного права. I-IV Женевские конференции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста.
Частная и публичная жизнь гражданина Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина.
Труд и трудовое право Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство.
Собственность, предпринимательство, гражданское право Имущественные отношения. Право собственности.
Духовная жизнь право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Свобода совести религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение
Семейное право Потребность человека в семье правовые основы семейно- брачных отношений. Причины счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов.
Домашнее строительство Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью.
Социальные права человека Социальные права. Конституция РФ. Приватизация .Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Политические права и свободы Свобода слова. Политические права граждан. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека.
Право на образование Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.
Глава VI. Личность и мораль.
Личность и личный выбор Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.
Добро и зло Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности идеалы. Добро. Зло.
Долг и совесть Мораль, долг, совесть, поведение.
Роль морали в жизни человека и общества Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.
Нравственные основы любви, брака и семьи Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов.
Нравственная культура. Современный этикет Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Личность и мораль Человек, личность. Права, обязанности. Гражданин. Мораль. Право.
Итоговое повторение
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Основные понятия, умения и навыки темы | Домашнее задание | Форма контроля ЗУН | ||||||
план | факт | |||||||||||
1. | 1 | Курс «Обществознание»: специфика и формы работы | Знание терминов, формирование общих представлений об обществознании | Анализ содержания учебника | ||||||||
Тема 1. Гражданин. Право. Мораль (9 часов) | ||||||||||||
2-3. | 2 | Роль права в жизни человека, общества, государства | Основные понятия: Правовая ответственность, юридическая, уголовная ответственность, правонарушение, закон, преступление, вина, невиновность, необходимая оборона, уголовное наказание. Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право- это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения Объяснять обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи | §29 | Составить схему «Виды юридической ответственности». Таблицы «Теории происхождения права», «Признаки права» | |||||||
4. | 1 | Правовая Ответственность | Основные понятия: Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания. | §30 | Составить кластер «Преступления», таблицу «виды наказания несовершеннолетних» | |||||||
5-6. | 2 | Правовое государство | Основные понятия: Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Называть теории права, факторы возникновения государства. Раскрыть смысл определений понятия «государство». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §31 | Составить схемы «Ценности государства», «Форма государства» | |||||||
7. | 1 | Гражданское общество и государство | Основные понятия: Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §32 | Составить кластер «Государство», таблицу» Признаки гражданского общества». Схемы «функции государства», «Типы государств» | |||||||
8. | 1 | Конституция России. | Основные понятия: Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем | §33 | Составить таблицу «Классификация прав и свобод человека» работа над статьями Конституции РФ (по заданиям) | |||||||
9. | 1 | Основы конституционного строя | Основные понятия: Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем | §34 | Устный опрос, работа с документом | |||||||
10. | 1 | Обобщение по теме: «Гражданин. Право. Мораль» | Материал темы: «Гражданин. Право. Мораль» | Итоговое тестирование | ||||||||
Тема 2. Права человека и гражданина(14 часов) | ||||||||||||
11. | 1. | Гражданин- человек свободный и ответственный | Основные понятия: Гражданин- человек, имеющий права. Конституция РФ. Конституция США. Декларация независимости Декларация прав человека. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Знать основные положения урока. Уметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека | §35 | Творческое задание- нарисовать словесный портрет гражданина и обывателя. Составить словарик темы. Работа с документами. Работа с документами по предложенным заданиям. Творческое задание | |||||||
12. | 1 | Всеобщая Декларация прав человека | Основные понятия: Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав. Знать основные положения урока. Уметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека | §36 | ||||||||
13. | 1 | Международное гуманитарное право | Основные понятия: Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §37 | Работа с документами по предложенным заданиям | |||||||
14. | 1 | Частная и публичная жизнь гражданина | Основные понятия: Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина. Объяснять смысл основных понятий. Выявлять существенные признаки понятия «частное право». Раскрывать признаки гражданского общества и этапы его формирования. Характеризовать предпосылки функционирования гражданского общества | §38 | Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества», схему «Признаки гражданского общества» составить словарик темы | |||||||
15. | 1 | Труд и трудовое право | Основные понятия: Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство Знать: - основания возникновения трудовых отношений; - стороны трудовых отношений; - рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §39 | Работа с трудовым кодексом | |||||||
16. | 1 | Собственность, предпринимательство, гражданское право | Основные понятия: Имущественные отношения. Право собственности. Решать практические задачи Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | §40 | Составить словарик темы | |||||||
17. | 1 | Духовная жизнь | Основные понятия: Право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Знать: - основные положения урока; - определения понятий. Характеризовать значимость права на духовную свободу. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | §41 | Составить кластер «Духовная жизнь», синквейн «Достоинство» | |||||||
18. | 1 | Свобода совести | Основные понятия: Религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение Объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции. Раскрывать гуманистический смысл религии. Давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §42 | Моделирование поведенческих ситуаций, их анализ. Составить словарь темы | |||||||
19. | 1 | Семейное право | Основные понятия: Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | §43 | Работа с документами. Составить таблицу «Права и обязанности супругов» | |||||||
20. | 1 | Домашнее строительство | Основные понятия: Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §44 | Задания по группам: - рассчитать личный бюджет; - рассчитать семейный бюджет ( по заданным параметрам) Работа с документами | |||||||
21. | 1 | Социальные права человека | Основные понятия: Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | §45 | Составить таблицу: «Социальные права человека» | |||||||
22. | 1 | Политические права и свободы | Основные понятия: Свобода слова. Политические права граждан. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | §46 | Составить таблицу «Политические и гражданские права и свободы» | |||||||
23. | 1 | Право на образование | Основные понятия: Закон РФ «Об образовании», конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование | §47 | Работа с документами (по предложенным заданиям) | |||||||
24. | 1 | Обобщение по теме: «Права человека и гражданина» | Материал темы «Права человека и гражданина» | Итоговое тестирование | ||||||||
Тема 3. Личность и мораль (8часов) | ||||||||||||
25. | 1. | Личность и личный выбор | Основные понятия: Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §48 | Таблица «Сферы жизни общества» | |||||||
26. | 1 | Что такое мораль? | Основные понятия: Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, нравственность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности Анализировать понятия. Высказывать собственную точку зрения. Работать с документами Знать основные положения урока. Обобщать, доказывать | §49 | Решение познавательных задач | |||||||
27. | 1 | Добро и зло | Основные понятия: Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности и идеалы. Добро. Зло Знать основные положения урока. Анализировать текст. Высказывать собственную точку зрения. Характеризовать критерии морального поведения | §50 | Схема «Общечеловеческие ценности» | |||||||
28. | 1 | Долг и совесть | Основные понятия: Мораль, долг, совесть, поведение Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | §51 | Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и их анализ | |||||||
29. | 1 | Роль морали в жизни человека и общества | Основные понятия: Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали Характеризовать мораль как регулятор деятельности людей. Объяснять смысл основных понятий. Объяснять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека | §52 | Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и их анализ | |||||||
30. | 1 | Нравственные основы любви, брака и семьи | Основные понятия: Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов Навык самостоятельной работы с учебником. Объяснять основные понятия темы. Высказывать свои суждения о сущности нравственного поведения человека. | §53 | Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и их анализ | |||||||
31. | 1 | Нравственная культура. Современный этикет | Основные понятия: Мораль и выгода. Человек – творец самого себя Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков Навык самостоятельной работы с учебником. Объяснять основные понятия темы. Высказывать свои суждения о сущности нравственного поведения человека. | §54 | Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и их анализ | |||||||
32. | 1 | Обобщение по теме: «Личность и мораль» | Материал темы «Личность и мораль» | Понятийный диктант, тестовые задания, | ||||||||
33-34 | 2 | Итоговая контрольная работа | Материал курса Введение в обществознание 8-9 класс | Итоговое тестирование |
8. Учебно-методическое обеспечение программы.
1.Л.Н.Боголюбов. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение» 2008.
2. Морозова С.А. обществознание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет,2001.
3.Конституция РФ. М., 2002.
4. А.Ф. Никитин. Административное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа»2000.
5. А.Ф.Никитин. Уголовное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.
6. А.Ф. Никитин. Семейное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.
7. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. М., Изд-во ФНИИ МП ФЗ, 2000.
8. С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова. 9 класс. М., «Экзамен» 2005.
9. Г.И. Аверьянова обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. М., «Эксмо» 2008.
10.С.Н. Степанько. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы к учебнику Л.Н. Боголюбова. Волгоград, «Учитель» 2007.
11. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Ввведение в обществознание»: 9 класс.- М.: Просвещение , 2006;
12. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...