Духовный мир личности
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Урок используется в курсе "Обществознания"в 11 классе.Предлагается групповая работа с достаточно трудным философским материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_11_klass.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию
11 класс по теме «Духовный мир личности»
Автор учитель истории и обществознания
ХАРЧЕНКО Людмила Николаевна
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление учащихся о духовном
мире личности как важнейшей ценности.
Основные понятия: духовный мир, духовность, интеллигентность.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с понятием духовного мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей.
2. Воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать
формированию активной жизненной позиции.
3. Развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.
4.Готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, презентация «Духовный мир личности», проверочные тесты, учебник обществознания для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, раздаточный материал «Пирамида ценностей»;
Эпиграф:
«Духовность – это визитная карточка человека достойного во всех отношениях. Ее отсутствие - это катастрофа для личности и общества в целом»;
Физминутка: 1. Где живет душа? - Здесь.
2. Куда она стремится? - Ввысь.
3. Крылья у нее есть? - Есть.
4. Ценность для нее? – Жизнь.
План урока:
- Организационный момент (мотивация).
- Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)
- Актуализация знаний и целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление.
- Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.
- Организация домашнего задания.
- Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительная беседа: - Сегодня мы будем вести разговор на серьезную тему. Для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)
- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство).- С какими пройденными темами связана эта сфера? В этом году вам предстоит сдать экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Проверку д\з мы проведем в форме тестирования.
2.Проверка знаний по пройденной теме.
Тестирование из ЕГЭ части А (15 вопросов). Проверка и коррекция знаний, выставление оценок. (ограничить время).
3.Актуализация знаний и целеполагание.
Определение темы урока через беседу.
Чтобы определить тему урока отгадайте загадку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму».
Как вы понимаете эту пословицу?
Главное в человеке, не внешность, а душа.Ум должен быть добрым, душевным, и силы своего ума человек должен направлять на хорошие дела и поступки.
Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Записать тему в тетрадь.
А что такое душа? Душой часто называют внутренний мир личности. А тема нашего урока: Духовный мир личности (.Работа с эпиграфом урок)
-Что значит быть достойным человеком?
Проблема: почему бездуховность – катастрофа для личности и общества?
4.Изучение нового материала.
Видный русский философ Г.Федотов писал: «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания» - Что означает термин социализация?
.(повторить термин социализация).
В юности происходит процесс «человеческого самостроительства», объект которого «духовный мир человека»
- А что составляет ДМЛ?
Поработаем в группах и ответим на этот вопрос.
1 группа- Карточка №1
Ф.М.Достоевский писал « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, т о с недоделанными людьми не осуществлялись бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой то неустанной дисциплине и непрерывногй работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин.»
1. Как вы понимаете слова писателя?
2.Найдите в списке характеристики духовного мира человека.
Ответ – знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления.
Сделайте вывод –Как вы понимаете выражение «духовный мир личности»?
3.Составьте портрет Патриота.
Ответ –
Патриот –человек, любящий своё Отечество, предан ему и стремится жить его и интересами.
Патриотизм – это деятельность на благо Родины, обеспечивающий её успех, могущество и уважительное от ношение к другим народам.
2 группа – Карточка № 2
1.Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?
«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведении я спросил у философа:
-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».
2.Используя слова, дополните модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.
3.Как вы понимаете выражение «Духовный мир личности»?
4.Составьте портрет Гражданина, Гражданственности.
Ответ –
Гражданин – человек, который знает свои права и обязанности, обладает общественным чувством соучастия в делах.
Гражданственность – это проявление ответственного поведения человека, осознающего права и обязанности свои, а так же к другим людям и обществу в целом.
Учитель.
Таким образом что составляет ДМЛ? (потребности, знания, чувства, интеллект, способности и пр). потребности, знания, чувства, интеллект, способности и пр).
Давайте составим графическую модель духовной личности:
социализация
Социализация | Деятельность | Поведение |
Социальный компонент | Личность | Биологический компонент |
Потребности Способности Характер | Свобода воли Духовный компонент Мировоззрение Убеждение Ценностные ориентации Культурный диапазон | Потребности Темперамент Задатки |
ДМЛ - целостная индивидуальная характеристика человека, совокупность его темперамента, интересов, способностей, интеллекта. (в тетрадь) Духовность – способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность связана с личностью, а она с обществом. О чем гласит пословица: «Каковы веки – таковы и человеки».
На ДМЛ накладывают отпечаток: традиции, духовные ценности общества, особенности 21 века.
Микроитог: Как связаны ДМЛ и общество? (физминутка)
Физминутка: 1. Где живет душа? - Здесь.
2. Куда она стремится? - Ввысь.
3. Крылья у нее есть? - Есть.
4. Ценность для нее? – Жизнь.
Человек творит себя сам. Фундамент ДЖЛ – познание, на основе познания формируется интеллект, знания окрашивают эмоции и чувства, духовными маяками являются ценности. А совокупность лучших, благородных личностных качеств индивида – интеллигентность.(в тетрадь). Работа с учебником по термину интеллигентность. Очень важен нравственный облик личности. (критерии духовной культуры) Дискуссия: «Хорошо ли это?» (с.367,2)
Микроитог: Что же главное в ДМЛ? (ценностные ориентации)
Первичное закрепление
Именно ценностные жизненные ориентации – это то, что вы выносите из школы в своей душе.
Работа в группах: составить на доске пирамиду ценностей, объяснить порядок расположения. (сравнить с пирамидой ценностей учителя).
- А кого из современных выдающихся деятелей культуры или науки, политики можно соотнести с этой пирамидой?
- А можете ли вы соотнести себя с этой пирамидой? Чего еще вам нужно достичь, чтобы ей соответствовать? (работа со статистическим материалом)
Микроитог:
От чего зависит формирование духовного мира человека?
(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)
Систематизация и обобщение знаний, подведение итогов урока.
Высшее в человеке – нравственность интеллекта. Соединение морали, высокого и действенного интеллекта, достижений культуры и есть основа выбора духовных ценностей. Важную роль в развитии духовного мира личности играет ее готовность к самоотдаче и саморазвитию. Какой из этого следует вывод?
Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности. –
Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?
Человек без души, без морали, без ценностей не человек.
Рефлексия.
Тест по изученному материалу.
- Всё , что создано человеком называется:
А). обществом
Б). культурой
В). искусством
Г), наукой
2.Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
А).уровень воспитанности
Б).вся преобразовательная деятельность человека
В).производство и применение орудий труда
Г).следование правилам этикета
3.Что включает в себя духовная жизнь:
А).чувства
Б) работу
В). задатки
Г). потребности
4.Назовите элементы человеческой духовности:
А).мировоззрение
Б).мораль
В).труд
Г). культура
5.Сколько компонентов духовной личности существует:
А). 1
Б). 2
В). 3
Г). 4
Взаимопроверка :
1.б
2.б
3.а
4.аб
5.в
Выставьте оценки:
«5»- 1-5
«4»- 4
«3»- 3
«2»-2-1
Домашнее задание.
1.Написать эссе на тему: «Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней» (Софокл)
2.Индивидуальные темы:
В шар земной упираясь ногами, солнца шар над головой несу.
Я как мост меж землею и солнцем.
Реализация на уроке требований к уровню подготовки выпускника средней школы по обществознанию:
- Понимание социальной сущности человека, основанной на соотношении норм и ценностей общества.
- Знание основ духовной жизни человека.
- Умение оценивать действия личности с точки зрения норм и ценностей общества.
- Применение гуманитарных знаний в решении заданий ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"
Презентация к уроку ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего" расчитана для использования на уроках в 11 классе или 1 курсе училища....
Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности
Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...
Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.
В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....
Формирование духовно-нравственной личности в условиях гимназии.
Выступление на семинаре МО классных руководителей....
Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории
в данном материале представлены средства формирования духовно нравственной личности средствами уроков истории , а именно: использование материалов школьного музея, внеурочная деятельность по предмету...
Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности
Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...
Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)
Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, ...