Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Селиванов Владимир Юрьевич

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения

протокол №___

от «____» _________ 201_ г.

руководитель МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания

__________ Л. А. Бекетова

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

___________ /Т.И. Надеина/

от «___» __________ 201__ г

УТВЕРЖДАЮ:

директор МКОУ «Кировская СОШ» ___________ /В.Г. Пигорева/

приказ № _____

от «______» _________ 201___ г.

Рабочая программа

по обществознанию

(наименование учебного предмета, курса)

для 8 «А» класса

2016 - 2017 учебный год

СОСТАВИЛ:

учитель истории и обществознания Селиванов Владимир Юрьевич

п. Кировский - 2016 г.

Содержание

№ п/п

Название раздела

Номер страницы

1

Пояснительная записка

3-4

2

Требования к уровню подготовки обучающихся

4-5

3

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

5-6

4

Содержание учебного курса

6-8

5

Календарно-тематическое планирование

9

6

Контроль уровня обучения

10-13

7

Материально-техническое обеспечение

13-14

Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании";
  2. Федеральный компонент государственного стандарта образования по обществознанию;  
  3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312);
  4.  Примерных программы  по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011;
  5.  Учебного плана МКОУ «Кировская СОШ».

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию изучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с нормами изучения обществознания которые определены стандартом образования.

       В основной школе «Обществознание» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных предметов, т. е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 6 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание»: в 6-9 классах по 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю), что соответствует базисному учебному плану МКОУ «Кировская СОШ»

      Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Стандарты среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека ( 11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, в процессе  восприятия  социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности , уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе;  основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных  для подросткового возраста  социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношениях, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно – бытовых отношениях.

Задачи учебного курса:

—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

 сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Устный, письменный ответ.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.

Отметка «5»  выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3»  выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

Содержание учебного курса

№ п/п темы (раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1

Введение

1

2

Личность и общество.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

5

3

Сфера духовной культуры

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

9                            

4

Социальная сфера.        

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

5

5

Экономика  

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические  меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

13

6

Повторение пройденного

1

Проверочные работы

1

      Итого:                                                                                          

35

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Введение в курс (1 ч)

1

Что делает человека человеком?

1

Глава I. Личность и общество (5 ч)

2

Человек, общество, природа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности  людей

1

4

Развитие общества

1

5

Как стать личностью

1

6

Обобщение по теме:

«Личность и общество»

1

Глава II. Сфера духовной культуры (9 ч)

7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль

1

9

Практическая работа по теме «Мораль»

1

10

Долг и совесть

1

11

Моральный выбор – это ответственность

1

12

Образование

1

13

Наука в современном обществе

1

14

Религия как одна из форм культуры

1

15

Социальная структура общества

1

 Глава III. Социальная сфера (5 ч)

16

Социальные статусы и роли

1

17

Нации и межнациональные отношения

1

18

Нации и межнациональные отношения

1

19

Отклоняющееся  поведение

1

20

Обобщение по теме: «Социальная сфера»

1

 Глава IV. Экономика (13 ч)

21

Экономика и её роль в жизни общества

1

22

Главные вопросы экономики

1

23

Собственность

1

24

Рыночная экономика

1

25

Производство – основа экономики

1

26

Предпринимательская деятельность

1

27

Роль государства в экономике

1

28

Распределение доходов

1

29

Потребление

1

30

Инфляция и семейная экономика

1

31

Безработица, её причины и последствия

1

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

33

Обобщение по теме: «Экономика»

1

34

Итоговое обобщение и повторение

1

35

Итоговая контрольная работа

1

Контроль уровня обучения

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются :

  • фронтальный опрос
  • ответ по цепочке
  • тестирование
  • письменные работы по рабочим тетрадям
  • сообщения по отдельным вопросам у доски
  • подготовка презентаций
  •  ответ по картине
  • составление кроссвордов и т.д.

Контрольная работа по обществознанию в 8 классе,

1 часть «Общество»

1задание. Найдите соответствие:

А- общество      Б- государство     В- страна     Г- природа

1- политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру  правления

2- территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

3- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

4- все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений.

2 задание. Впишите в таблицу название общественной сферы

сфера

Краткая характеристика

Включает виды деятельности:

производство, распределение, обмен, потребление.

К данной сфере относятся университеты, музеи, театры, памятники культуры, религиозные общины.

Охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Включает в себя президента, правительство, парламент, местные органы власти, силовые структуры и негосударственные объединения (политические партии)

 3 задание. Какое общество называется традиционным:

1.индустриальное,

2.доиндустриальное,

3.постиндустриальное.

4 задание.К фундаментальным институтам общества относятся:

  1. семья,                                                    5. государство
  2. здравоохранение,                               6. образование(культура и наука),    

                  3. производство,                                                 7. религия.

                  4. армия и суд  

5 задание.Борьба за власть и ее защита — это основной вопрос:

1.экономической сферы общества,

2.политической сферы общества,

3.социальной сферы общества.

6 задание. Выберите верное утверждение

  1.  Содержание социального прогресса составляет переход от менее развитого общества к более развитому.
  2. Глобализация — это исторический процесс превращения научно-технического прогресса в основную движущую силу общества.

               3. Ближайшее окружение индивида — его родители, родственники, друзья.

               4.В широком смысле под обществом надо понимать конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

2 часть. Экономическая сфера.

1задание. К основным ресурсам экономики относятся:

1.земля,

2.деньги,

3.труд,

4.сырье,

5.капитал,

6.знания,

7.управление.

2 задание .Заполните схему

  3 задание  Какие три функции выполняют деньги:

1.средство обращения,        5.мера потребления,

2.способ измерения,                     6.средство накопления.

3.средство приобретения,

4.мера стоимости,

4 задание. Между спросом и предложением следующая зависимость:

1.спрос растет — растет и предложение,

2.предложение падает — падает и спрос,

3.предложение растет — растет и спрос.

5 задание. Спрос потребителя определяется:

1.размерами индивидуального дохода,

2.самыми необходимыми потребностями,

3.модой, т.е. общественной оценкой того, что стоит сегодня покупать, а что — нет,

4.ценами на товары-заменители,

5.все вместе.

6 задание.Парной спросу категорией является…

1.цена

2.прибыль

3.предложение

4.деньги

7 задание.Выберите верное высказывание.

1. Чем более редка вещь, тем выше цена на нее и, следовательно, меньше людей захотят ее купить.

2.Экономически активным населением называют детей, стариков и инвалидов.

3. Высокая рыночная цена или курс акции означает, что предприятие, выпустившее акции

функционирует эффективно, приносит высокий доход,

4. Дефицит бюджета представляет собой государственный долг.

5. Купить подешевле, а продать подороже — основной закон бизнеса.

6. Производительный труд не создает товары.

7.Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

8 задание .Найдите соответствие

А-  маркетинг    Б- спрос   В - цена   Г- конкуренция    Д-  монополия   Е- дефицит  

1-недостаток товаров  

 2- соперничество между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов

3- наличие на рынке небольшого числа продавцов, каждый из которых влияет на общий объем предложения , на цену товара, обладает исключительным правом в какой либо сфере государственной деятельности.

4- система управления производственно- сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка  

5- намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

6-количество денег(или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

3 часть. Социальная сфера

1 задание. Что такое социальная структура:

1.совокупность всех статусов,

2.совокупность всех норм,

3.взаимосвязь социальных отношений,

4.социальные взаимодействия.

2 задание Найдите соответствие

А- страта     Б- статус     В- социальная группа   Г- социальная стратификация  

1- процесс и результат  расслоения общества

2- социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

3- место человека в социальной структуре общества

4- совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.

           

             3 задание Выберите верные высказывания

  1. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом.
  2. Каждая страта включает тех людей, кто имеет неодинаковые доходы, власть, образование и престиж.
  3. Относительная бедность — невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.
  4. Бедные — это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание.
  5. Этнос — собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
  6. В СССР бедных было значительное большинство.
  7. Этноцентризм — совокупность неправильных представлений одной нации о другой, свидетельствующих о ее превосходстве.

Ответы на контрольную работу:

1 часть «Общество»

1задание. Найдите соответствие:

А- 3      Б- 1      В- 2      Г- 4

1- политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру  правления

2- территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

3- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

4- все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений.

2 задание. Впишите в таблицу название общественной сферы

сфера

Краткая характеристика

Экономическая сфера

Включает виды деятельности:

производство, распределение, обмен, потребление.

Духовная сфера

К данной сфере относятся университеты, музеи, театры, памятники культуры, религиозные общины.

Социальная сфера

Охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Политическая сфера

Включает в себя президента, правительство, парламент, местные органы власти, силовые структуры и негосударственные объединения (политические партии)

3 задание. Какое общество называется традиционным:

2.доиндустриальное,

4 задание.К фундаментальным институтам общества относятся:  1,3, 5, 6, 7

2 часть. Экономическая сфера.

1задание. К основным ресурсам экономики относятся:

1.земля, 3.труд, 5.капитал, 7, управление

  2 задание  Какие три функции выполняют деньги:

.средство обращения,        .мера стоимости,      .средство накопления.

3 задание. Между спросом и предложением следующая зависимость:

1.спрос растет — растет и предложение

        3 часть. Социальная сфера

1 задание. Что такое социальная структура:

1.совокупность всех статусов,

2 задание Найдите соответствие

А-2      Б- 3     В-4    Г- 1  

Материально-техническое обеспечение


Учебно-методический комплекс

  1. Обществознание. 8 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/ Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Н.Лазебниковой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2014.
  2. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.
  3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010 
  4. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.

         Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007.

  1. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу  «Обществознание»: 6,7,8,9  кл.— М., 2009.
  2. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
  3. Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000.
  4. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2000.

Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.
Теория государства и права.— М., 1997.
Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998.
Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999.
Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...