Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Кинякина Елена Алексеевна

На сегодняшний год, по требованиям министерства образования в учебную программу по обществознанию для 8-9 классов необходимо выделять 30% уроков на изучение ффинансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshchestvo_9_kl.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Подольских курсантов»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №18»

____________ Е.Ю.Корастылева

          Протокол педсовета № 1от 27.08.2016г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета  

Обществознание

Класс

9а, 9б

Уровень общего образования

Основное общее

Учитель

Кинякина Елена Алексеевна

Срок реализации программы, учебный год

2016-2017 учебный год

Уровень программы

базовый

Количество часов по учебному плану

всего: 34 часа в год, в неделю: 1 час

Планирование составлено на основе

рабочая программа по обществознанию 5-9 классы

Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Москва: «Просвещение», 2014 год.

(название, автор, издательство, год издания)

Учебник

Обществознание 9 класс. Боголюбов Л. Н., Матвеева А. И., Жильцова Е.И.

Москва: «Просвещение», 208с., 2014 год,

рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

(название, автор, издательство, год издания, кем рекомендовано)

Календарно-тематическое  составил(а)

Кинякина Елена Алексеевна

                                                                                                           подпись                                                                                               расшифровка подписи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа: тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. 5-9 классы и ориентировано на учебник Обществознание: учебник  для 9 классов  общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов,  А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник).

Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. 

Цель и задачи обучения:

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
  • усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
  • овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий  и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

 ценностно-мотивационной

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

 трудовой

 • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 эстетической

 • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 коммуникативной

 • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предполагаемые результаты

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • знания и представления о нормах российского законодательства;
  • знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
  • коммуникативные способности, способствующие  творческому мышлению и деятельности  в ситуациях с незаданным результатом.

Содержание курса

Глава I. Политика (12 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Глава II. Право(22 часа)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 9 класс

п/п

№ урока

Тема урока

Даты

Примечание

По плану

По факту

Домашнее задание

                                           Глава I.Политика. 8 часов

1

Политика и власть.

I неделя

§1

2

Государство.

II неделя

§2

3

Политические режимы.

§3

4

Правовое государство.

неделя

§4

5

Гражданское общество и государство.

неделя

§5

6

Местное самоуправление.

неделя

Конспект в тетради

7

Политические партии и движения.

неделя

§7

8

Повторение главы I

неделя

Финансовая граммотность. 10 часов

9

Деньги: что это такое?

Конспект в тетради

10

Что такое семейный бюджет и как его построить

Конспект в тетради

11

Для чего нужны финансовые организации

Конспект в тетради

12

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

Конспект в тетради

13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Конспект в тетради

14

Какие бывают финансовые риски. Финансовые пирамиды

Конспект в тетради

15

Банки и их роль в жизни семьи

Конспект в тетради

16

Что такое налоги и зачем их платить

Конспект в тетради

17

Что такое бизнес

Конспект в тетради

18

Повторение по финансовой граммотности

Конспект в тетради

                                   Глава II. Право. 16 часов

19

Роль права в жизни человека, общества, государства

XIII неделя

§8

20

Правоотношения и субъекты права

XIV неделя

§9

21

Правонарушения.

XV неделя

§10, работа с документом

22

Юридическая ответственность

XVI неделя

Записи в тетради

23

Правоохранительные органы

XVII неделя

§11, доклады

25

Конституция Российской Федерации.

XVIII неделя

§12

25

Основы конституционного строя Российской Федерации

§13

26

Права и свободы человека и гражданина

XX- XXI  неделя

§14-15

27

Гражданские правоотношения

XXII неделя

§16, таблица

28

Право на труд. Трудовые правоотношения

XXIV неделя

§17

29

Семейные правоотношения

XXV неделя

§18

30

Административные правоотношения

XXVII неделя

§19

31

Уголовно-правовые отношения

XXVIII неделя

§20

32

Социальные права

XXIX неделя

§21

33-34

Повторение по пройденному курсу

XXXII-XXXIV неделя

Всего 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...