разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс | 933.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение средняя школа №6
г. Павлово, Нижегородской области
Предмет: обществознание
Класс: 5-й
Название: разработка урока по теме
«Братья и сестры -школа взаимоотношений»
Автор: учитель Киселёв Михаил Вячеславович
Павлово 2017
Пояснительная записка:
Вводная часть:
Если содержание планируемых предметных результатов обучения по ФГОС представляется учителю относительно понятным, то содержание метапредметных результатов как способов действий, на мой взгляд, вызывает повышенное затруднение. В документе ≪Фундаментальное ядро содержания общего образования≫ перечисляются следующие ключевые направления метапредметных результатов:
-формирование регулятивных умений;
-формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умения преобразовывать форму представления информации из одного вида в другой, например, текстовую в графическую, графическую в текстовую, статистику в текст и т.д.;
-речевое развитие учащихся, включая чтение;
-формирование коммуникативных умений;
-овладение информационно-коммуникативными технологиями;
формирование экологического мышления и поведения учащихся. Проанализировав сформированность у пятиклассников знаний, умений и навыков, т.е. предметные результаты обучения в начальной школе, а также сформированность ценностных отношений, т.е личностные результаты, я пришел к выводу о серьезном западании метопредметных и особенно регулятивных результатов. Так, все пятиклассники бегло читают, способны работать с разными источниками информации, подкованы в компьютерных технологиях, но скорость всех этих умений у всех абсолютно разная. Ученики некритично относятся к результативности своей деятельности на уроке. Зачастую не понимают и не принимают критериев оценивания учителем их работы и, как следствие, мало переживают по поводу негативных оценок. Видимо, были не сформированы в начальной школе именно регулятивные действия. Регулятивные действия призваны обеспечить организацию учащимся своей собственной учебной деятельности, в том числе:
-целеполагание как умение определить известное и неизвестное
и поставить перед собой учебную задачу;
- планирование как умение определить последовательность
необходимых действий, составить план; если необходимо, определить промежуточные задачи, обеспечивающие решение основной;
- коррекция как умение внести изменения, дополнения в ранее
намеченный план или в выбранный способ / последовательность действий в случае необходимости;
- оценивание, как умение адекватно оценить полученный результат, эффективность способа его достижения, а также определить иные значимые критерии оценки.
Методика использования
Самый благоприятный предмет для формирования метапредметных результатов деятельности учащихся -это обществознание. Дело в том, что предметные знания в общем и целом уже известны ученикам из их социального опыт. Сам процесс социализации идет всю жизнь и есть гарантия, что что-то упущенное в школе человек приобретет в ходе жизненных обстоятельств. Урочное время можно и нужно использовать для формирования регулятивных умений. Чтобы в последствии выравнить, по-возможности, класс. Необходимо подвести ученика к рефлексии собственной деятельности, заставить его сравнить свои достижения с достижениями за тоже учебное время его одноклассников и самостоятельно наметить пути коррекции. Методика «рисунок альпиниста, штурмующего гору», представленная в разработке, - один из таких приёмов. Обязательно нужно дать ребенку высказаться с анализом своей деятельности и посмотреть, как он будет реагировать на оценку одноклассников. Если ребенок отличается ранимой психикой, учитель может проанализировать рисунок вместе с ним наедине.
Описание опыта работы педагога с использованием данного методического приёма.
В 5 классе ученики с удовольствием оценивают результаты деятельности и саму деятельность одноклассников. При этом учитель всегда подчеркивает, что анализ даётся не личности, а именно работе ученика на сегодняшнем уроке или при выполнении домашнего задания. Умения планировать свою деятельность, выбирать способы и методы для её выполнения пригождаются при выполнении ученических проектов. О мониторинге результативности пока говорить рано, однако, беседы с учителями начальных классов свидетельствуют, что от многих своих выпускников они не ожидали хороших результатов, которые подтверждаются качеством знаний пятиклассников по обществознанию за первое полугодье (5а-83%, 5б-73%). Многие пятиклассники выбирают защиту итогового проекта за год по обществознанию, в частности взяли и тему создания ролика социальной рекламы. В приложении представлен один из таких роликов, пока ещё в стадии работы над проектом (защита будет в конце мая).
Визитная карточка учебного занятия
Автор | Киселев Михаил Вячеславович |
Место работы | МБОУ СШ № 6 г.Павлово Нижегородской области |
Должность | учитель |
Предмет | Истории и обществознания |
Класс | 5 |
Тема | Братья и сестры-школа взаимоотношений |
Место урока в тематическом плане | Раздел 4 урок №24 |
Базовый учебник | учебник для учащихся общеобразовательных организаций/О.Б.Соболева, О.В.Иванорв: под общей редакцией Г.А.Бордовского.-2-е издание, дораб. и доп.-М.:Вентана-Граф, 2015 |
Используемые технологии | -технология проектно-исследовательской деятельности; -педагогика сотрудничества; -деятельностный подход в воспитании. |
Оборудование | презентация |
Тип урока | изучение нового материала |
Формы работы учащихся: | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Цель урока: | Формирование у учащихся понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; |
Задачи: | Обучающие Изучить важность отношений между братьями и сестрами для формирования личности. Сформировать понимание особенности положения ребенка в многодетной семье, если брат или сестра больны, если братья и сестры сводные . Называть пути решения конфликтов братьев и сестер |
развивающие развивать умения самостоятельно находить знания, развивать творческое мышление и монологическую речь, умение работать в группе | |
воспитательные воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества в ходе работы, воспитывать культуру общения при работе в группе |
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | Формируемые УУД | ||
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, дети! Поприветствуйте соседа по парте словами «Здравствуй, брат, здравствуй, сестра!». Хотя мы все не члены одной семьи, у нас получилось такое приветствие, как вы думаете почему? А кто еще обращается к другим людям со словами: «Братья и сестры»? –Правильно, священник в церкви. А что означает такое обращение? – Правильно, такое обращение означает духовную близость между людьми. Я надеюсь, что у нас на уроке сегодня сложатся именно такие отношения искренности, доверия, взаимопомощи. И у нас получится легко решить сложную учебную задачу урока. В добрый путь! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Беседа с учителем | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||
2 | Актуализация и пробное учебное действие | - А поднимите руки, у кого есть родные братья и сестры. А теперь, те у кого их нет. Ребята, как вы думаете, чему первые смогли бы научить вторых? Как бы мы могли сформулировать тему урока, если бы учителями были ребята из семей, где есть братья и сестры? А если сформулировать красиво? «Братья и сестры-школа взаимоотношений». А всегда ли первые ребята сами могут научить, бывает ли что им самим чему-то стоит поучиться? Одинаковы ли причины конфликтов в семьях? Давайте посмотрим на слайд презентации и попробуем выделить многообразие ролей в семье. Итак, мы должны разобрать вопросы на уроке (ученики сами их формулируют) 1.Разные роли детей в семье.2. Конфликты между детьми в семье.3 Как жить без конфликтов Каким способом можно получить информацию по этим вопросам?
| Беседа с учителем. Формулируют тему урока. Отстаивание своей точки зрения Обдумывают способ получения информации Работают с информацией, представленной в виде слайда. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | ||
3 | «Открытие» учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний | Давайте разделимся и будем искать информацию по вариантам. Первый вариант работает с текстом учебника на с.100-101, заполняя таблицу на с.103 в тетрадях. Второй вариант заполняет таблицу по с.101-102. табличку из 2-х столбиков.1-й: «Особые братья и сестры» и 2-й: «Особенности взаимоотношения с ними». Выписываем словами учебника или кратко сформулированными тезисами. Справились? Послушаем желающих, что у них получилось. На слайде показано образцовое заполнение таблицы. Сравните образец с тем, что получилось у вас. На листочке, который лежит на парте нарисуйте альпиниста, покоряющего горную вершину, так чтобы его путь к ней соответствовал выполненному заданию. Учтите при этом полноту выполненного, четкость выписанного тезиса, аккуратность самой работы. Давайте посмотрим, что получилось у вашего соседа по парте. Поменяйтесь тетрадями, прочитайте его ответы. На его листочке нарисуйте вторую гору с альпинистом, как, на ваш взгляд, сосед справился с заданием. Снова поменяйтесь тетрадями. Симметричные ли получились рисунки? Поделитесь в парах почему это произошло. Кто хочет рассказать о проделанной работе, ребята, и поделиться размышлениями о собственной самооценке и оценке работы со стороны товарища. Что по-вашему вам надо исправить: в темпе выполнения задания, умениях и степени аккуратности на будущее? Примеры завышенной и заниженной самооценки деятельности. | Работают с учебником, заполняя таблицы. Презентуют свою работу устно. Все сравнивают сою работу с образцом Проводят самоанализ деятельности. Выявляют причины своего отклонения от образца. Реагируют на критику со стороны соседа по парте. Прогнозируют пути коррекции. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, сравниваю свои достижения с другими Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ выполнения собственной работы. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
4 | Физминутка |
| Выполняют движения, имитируя животных. | Личностные Получают эмоциональное удовольствие от совместной игровой активной деятельности | ||
5 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Сейчас я расскажу вам притчу. Попробуйте определить, в чем конфликт между братьями? Как он решился? «Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем необходимым. — Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, — стал просить младший брат. — Нет, дорога опасная, а ты еще мал, — отказался старший брат. — Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, — попросила мать. — Чем мне может помочь маленький мальчик? — усмехнулся старший брат. Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег, костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться, как появились двое разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший в страхе закричал: — Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает. Засмеялся младший брат, развязал старшего и рассказал обо всем. После ужина старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Материал взят: http://ejka.ru/blog/skazka/1389.html | Слушают рассказ учителя. Анализируют его содержание. Отвечают на вопросы | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое слушание и выбор смысла в зависимости от цели | ||
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| Предлагают свои варианты решения проблемы Работают в группах с творческими заданиями. Устно представляют результаты работы. | Регулятивные: прогнозирование Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, сравнивают свои достижения с образцом Коммуникативные: Умение работать в группе, умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: прогнозирование ресурсов деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в сборе и оформлении информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | ||
7 | Информация о домашнем задании |
| Отвечают на вопрос учителя. Предполагают какое может быть домашнее задание. Выбирают из предложенного учителем варианты. | |||
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Наш урок о взаимоотношениях братьев и сестер в семье подошел к концу. Можем ли сказать, что мы разобрались во всех пунктах нашего плана? (ответы учащихся). Захотелось ли вам узнать об этой проблеме больше, понять, как вопрос о взаимоотношениях в семье рассматривают разные науки? Захотелось ли сразу приступить к домашнему заданию? На листочке, где вы рисовали альпинистов напишите продолжения высказываний: - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… Оценка деятельности учащихся. Спасибо за активную работу на уроке! | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Разработка урока по теме "Физические и химические явления" в 8 классе
Цель урока:на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с...
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....
Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.
Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...
Открытый урок по теме «Степ-аэробика в школе» в 5 классе.
Открытый урок по теме "Степ-аэробика в школе" в 5 классе....