разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Киселев Михаил Вячеславович

Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное образовательное

 учреждение средняя школа №6

г. Павлово, Нижегородской области

Предмет: обществознание

Класс: 5-й

Название: разработка урока по теме

«Братья и сестры -школа взаимоотношений»

Автор: учитель Киселёв Михаил Вячеславович

Павлово 2017

Пояснительная записка:

Вводная часть:

Если содержание планируемых предметных результатов обучения по ФГОС   представляется учителю относительно понятным, то содержание метапредметных результатов как способов действий, на мой взгляд, вызывает повышенное затруднение.  В документе Фундаментальное ядро содержания общего образования перечисляются следующие ключевые направления метапредметных результатов:

-формирование регулятивных умений;

-формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умения преобразовывать форму представления информации из одного вида в другой, например, текстовую в графическую, графическую в текстовую, статистику в текст и т.д.;

-речевое развитие учащихся, включая чтение;

-формирование коммуникативных умений;

-овладение информационно-коммуникативными технологиями;

формирование экологического мышления и поведения учащихся. Проанализировав сформированность у пятиклассников знаний, умений и навыков, т.е. предметные результаты обучения в начальной школе, а также сформированность ценностных отношений, т.е личностные результаты, я пришел к выводу о серьезном западании метопредметных и особенно регулятивных результатов. Так, все пятиклассники бегло читают, способны работать с разными источниками информации, подкованы в компьютерных технологиях, но скорость всех этих умений у всех абсолютно разная. Ученики некритично относятся к результативности своей деятельности на уроке. Зачастую не понимают и не принимают критериев оценивания учителем их работы и, как следствие, мало переживают по поводу негативных оценок. Видимо, были не сформированы в начальной школе именно регулятивные действия. Регулятивные действия призваны обеспечить организацию учащимся своей собственной учебной деятельности, в том числе:

-целеполагание как умение определить известное и неизвестное

и поставить перед собой учебную задачу;

- планирование как умение определить последовательность

необходимых действий, составить план; если необходимо, определить промежуточные задачи, обеспечивающие решение основной;

- коррекция как умение внести изменения, дополнения в ранее

намеченный план или в выбранный способ / последовательность действий в случае необходимости;

- оценивание, как умение адекватно оценить полученный результат, эффективность способа его достижения, а также определить иные значимые критерии оценки.

Методика использования

Самый благоприятный предмет для формирования метапредметных результатов деятельности учащихся -это обществознание. Дело в том, что предметные знания в общем и целом уже известны ученикам из их социального опыт. Сам процесс социализации идет всю жизнь и есть гарантия, что что-то упущенное в школе человек приобретет в ходе жизненных обстоятельств. Урочное время можно и нужно использовать для формирования регулятивных умений. Чтобы в последствии выравнить, по-возможности, класс. Необходимо подвести ученика к рефлексии собственной деятельности, заставить его сравнить свои достижения с достижениями за тоже учебное время его одноклассников и самостоятельно наметить пути коррекции. Методика «рисунок альпиниста, штурмующего гору», представленная в разработке, - один из таких приёмов. Обязательно нужно дать ребенку высказаться с анализом своей деятельности и посмотреть, как он будет реагировать на оценку одноклассников. Если ребенок отличается ранимой психикой, учитель может проанализировать рисунок вместе с ним наедине.

Описание опыта работы педагога с использованием данного методического приёма.

В 5 классе ученики с удовольствием оценивают результаты деятельности и саму деятельность одноклассников. При этом учитель всегда подчеркивает, что анализ даётся не личности, а именно работе ученика на сегодняшнем уроке или при выполнении домашнего задания. Умения планировать свою деятельность, выбирать способы и методы для её выполнения пригождаются при выполнении ученических проектов. О мониторинге результативности пока говорить рано, однако, беседы с учителями начальных классов свидетельствуют, что от многих своих выпускников они не ожидали хороших результатов, которые подтверждаются качеством знаний пятиклассников по обществознанию за первое полугодье (5а-83%, 5б-73%). Многие пятиклассники выбирают   защиту итогового проекта за год по обществознанию, в частности взяли и   тему создания ролика социальной рекламы. В приложении   представлен один из таких роликов, пока ещё в стадии работы над проектом (защита будет в конце мая).


Визитная карточка учебного занятия

Автор

Киселев Михаил Вячеславович

Место работы

МБОУ СШ № 6 г.Павлово Нижегородской области

Должность

учитель

Предмет

Истории и обществознания

Класс

5

Тема

Братья и сестры-школа взаимоотношений

Место урока в тематическом плане

Раздел 4  

урок №24

Базовый учебник

учебник для учащихся общеобразовательных организаций/О.Б.Соболева, О.В.Иванорв: под общей редакцией Г.А.Бордовского.-2-е издание, дораб. и доп.-М.:Вентана-Граф, 2015

Используемые технологии

-технология проектно-исследовательской деятельности;

-педагогика сотрудничества;

-деятельностный подход в воспитании.

Оборудование

презентация

Тип урока

изучение нового материала

Формы работы учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, групповая

Цель урока:

 Формирование у учащихся понимания   значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

   Задачи:

Обучающие                                                                      Изучить важность отношений между братьями и сестрами для формирования личности. Сформировать понимание особенности положения ребенка в многодетной семье, если брат или сестра больны, если братья и сестры сводные . Называть пути решения конфликтов братьев и сестер

развивающие

развивать умения самостоятельно находить знания, развивать творческое мышление и монологическую речь, умение работать в группе

воспитательные

воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества в ходе работы, воспитывать культуру общения при работе в группе


Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, дети!  Поприветствуйте соседа по парте словами «Здравствуй, брат, здравствуй, сестра!». Хотя мы все не члены одной семьи, у нас получилось такое приветствие, как вы думаете почему? А кто еще обращается к другим людям со словами: «Братья и сестры»? –Правильно, священник в церкви. А что означает такое обращение? – Правильно, такое обращение означает духовную близость между людьми. Я надеюсь, что у нас на уроке сегодня сложатся именно такие отношения искренности, доверия, взаимопомощи. И у нас получится легко решить сложную учебную задачу урока. В добрый путь!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Беседа с учителем

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2

Актуализация и пробное учебное действие 

- А поднимите руки, у кого есть родные братья и сестры. А теперь, те у кого их нет. Ребята, как вы думаете, чему первые смогли бы научить вторых? Как бы мы могли сформулировать тему урока, если бы учителями были ребята из семей, где есть братья и сестры? А если сформулировать красиво? «Братья и сестры-школа взаимоотношений». А всегда ли первые ребята сами могут научить, бывает ли что им самим чему-то стоит поучиться? Одинаковы ли причины конфликтов в семьях? Давайте посмотрим на слайд презентации и попробуем выделить многообразие ролей в семье.

Итак, мы должны разобрать вопросы на уроке (ученики сами их формулируют) 1.Разные роли детей в семье.2. Конфликты между детьми в семье.3 Как жить без конфликтов

Каким способом можно получить информацию по этим вопросам?

 

Беседа с учителем. Формулируют тему урока.

Отстаивание своей точки зрения

Обдумывают способ получения информации

Работают с информацией, представленной в виде слайда.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

3

 «Открытие» учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний

Давайте разделимся и будем искать информацию по вариантам. Первый вариант работает с текстом учебника на с.100-101, заполняя таблицу на с.103 в тетрадях. Второй вариант заполняет таблицу по с.101-102. табличку из 2-х столбиков.1-й: «Особые братья и сестры» и 2-й: «Особенности взаимоотношения с ними».

Выписываем словами учебника или кратко сформулированными тезисами.

Справились? Послушаем желающих, что у них получилось.

На слайде показано образцовое заполнение таблицы. Сравните образец с тем, что получилось у вас.

На листочке, который лежит на парте нарисуйте альпиниста, покоряющего горную вершину, так чтобы его путь к ней соответствовал выполненному заданию. Учтите при этом полноту выполненного, четкость выписанного тезиса, аккуратность самой работы.

Давайте посмотрим, что получилось у вашего соседа по парте. Поменяйтесь тетрадями, прочитайте его ответы. На его листочке нарисуйте вторую гору с альпинистом, как, на ваш взгляд, сосед справился с заданием. Снова поменяйтесь тетрадями. Симметричные ли получились рисунки? Поделитесь в парах почему это произошло.

Кто хочет рассказать о проделанной работе, ребята, и поделиться размышлениями о собственной самооценке и оценке работы со стороны товарища. Что по-вашему вам надо исправить: в темпе выполнения задания, умениях и степени аккуратности на будущее?

Примеры завышенной и заниженной самооценки деятельности.

 Работают с учебником, заполняя таблицы.

Презентуют свою работу устно.

Все сравнивают сою работу с образцом

Проводят самоанализ деятельности. Выявляют причины своего отклонения от образца. Реагируют на критику со стороны соседа по парте. Прогнозируют пути коррекции.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, сравниваю свои достижения с другими

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ выполнения собственной работы.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

4

Физминутка

  1. Ребята, одна из самых трогательных семей у животных-это наседка с цыплятками. Давайте себя представим такими цыплятами на прогулке и изобразим всех, с кем они встретятся. Попробуйте, повторяйте   за мной движения под энергичную песенку «Цыпленок Пи»

Выполняют движения, имитируя животных.

Личностные

Получают эмоциональное удовольствие от совместной игровой активной деятельности

5

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Сейчас я расскажу вам притчу. Попробуйте определить, в чем конфликт между братьями? Как он решился?

«Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем необходимым.

 — Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, — стал просить младший брат.

 — Нет, дорога опасная, а ты еще мал, — отказался старший брат.

 — Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, — попросила мать.

 — Чем мне может помочь маленький мальчик? — усмехнулся старший брат.

 Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег, костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться, как появились двое разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший в страхе закричал:

 — Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает.

 Засмеялся младший брат, развязал старшего и рассказал обо всем. После ужина старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол тот, у кого сзади нет брата».

 Материал взят: http://ejka.ru/blog/skazka/1389.html

Слушают рассказ учителя. Анализируют его содержание. Отвечают на вопросы

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое слушание и выбор смысла в зависимости от цели 

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Ребята, а теперь предложите способы выхода из конфликта между братьями и сестрами. А я буду фиксировать ваши ответы на доске.
  2. Давайте посмотрим, что по этому поводу предлагают психологи. Сравним наши записи и их предложения. Внимание на слайд.

  1. Какие вы молодцы, вы предложили несколько решений которые не предусмотрены на слайде. Например, привлечь друга как независимого эксперта или набраться смелости и извиниться первому.
  2. И всё-таки проблема семейных конфликтов и их разрешений очень сложная. Один из путей решения проблемы: привлечь к ней внимание общества. Это может быть сделано в виде социальной рекламы. В отличие от коммерческих реклам, социальная реклама не зарабатывает, обращается не к узкой группе покупателей, а ко всему обществу, или значительной его части. А потому считается, что создать социальную рекламу непросто. Нужно обладать большим профессионализмом и творчеством, потому что социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама, например, стирального порошка. Иначе эффект ее будет равен нулю. Социальная реклама формирует общественное мнение, ценности и убеждения. И это одно из самых мощных средств решения проблем. Давайте разделимся на группы по 5-6 человек и попробуем в группе подумать: какие ресурсы вам понадобятся, чтобы снять клип социальной рекламы и какие роли придется выполнять членам команды? Выберите члена команды, который выступит с результатом вашей работы.
  3. Ребята выявляют, а учитель записывает на доске. Группе потребуется для съемки клипа социальной рекламы: деятельность сценариста,  режиссера, гримёра и декоратора, артистов и монтажёра. Понадобятся ресурсы: видео –аппаратура, компьютер для обработки, разновозрастные артисты (братья и сёстры учеников), советы старших по монтажу ролика.

Предлагают свои варианты решения проблемы

 Работают в группах с творческими заданиями.

Устно представляют результаты работы.

Регулятивные: прогнозирование

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, сравнивают свои достижения с образцом

Коммуникативные:

Умение работать в группе, умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

Регулятивные: прогнозирование ресурсов деятельности

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

сборе   и оформлении информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

7

Информация о домашнем задании

  1. Предположите, что вам нужно будет сделать в качестве домашнего задания? (ответы учащихся: сделать проект- снять клип социальной рекламы; подумать над способами выхода из конфликта, запомнить разные ситуации конфликтов в семье в зависимости от ролей братьев и сестер). Действительно, вы можете выбрать: создание клипа –но это работа трудоёмкая и её можно рассматривать как итоговый проект по предмету; выполнить по аналогии с заданием №4 на с.104 учебника памятку старшим братьям по отношению к младшим; на примере семьи царя Николая Романова, рассмотреть роли детей и их взаимоотношения по материалам учебника или дополнительному материалу.

Отвечают на вопрос учителя. Предполагают какое может быть домашнее задание. Выбирают из предложенного учителем варианты.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Наш урок о взаимоотношениях братьев и сестер в семье подошел к концу. Можем ли сказать, что мы разобрались во всех пунктах нашего плана?  (ответы учащихся). Захотелось ли вам узнать об этой проблеме больше, понять, как вопрос о взаимоотношениях в семье рассматривают разные науки? Захотелось ли сразу приступить к домашнему заданию?

На листочке, где вы рисовали альпинистов напишите продолжения высказываний:     

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                              

Оценка деятельности учащихся. 

Спасибо за активную работу на уроке!

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...

Разработка урока по теме "Физические и химические явления" в 8 классе

Цель урока:на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с...

Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....

Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...

Открытый урок по теме «Степ-аэробика в школе» в 5 классе.

Открытый урок по теме "Степ-аэробика в школе" в 5 классе....