Как написать эссе (методические рекомендации)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Методические рекомендации разработаны для отработки написания эссе по обществознанию в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Методичекие рекомендации предназначены для учащихся 10-11 классов и педагогов, работающих в данных классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать эссе по обществознанию. Задание С9. Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Требования, предъявляемые к эссе: Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной; Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи; Эссе должно быть логичным, четким по структуре; Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи; Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Слайд 2

Структура эссе: Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20% Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60% Вывод , содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20% Пояснения: Тезис — суждение, которое надо доказать. Вывод — мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах

Слайд 3

Клише Вступление: Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что ... Основная часть: Во-первых, ... Во-вторых, ... В-третьих, ... Рассмотрим несколько подходов... Например, ... Проиллюстрируем это положение следующим примером... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны, ... Заключение: Таким образом, ... Подведем общих итог рассуждению... Итак, ... Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Слайд 4

Алгоритм написания эссе: внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы ; Определите , с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты). определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер); для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д .; просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.); продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.); изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Слайд 5

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям: структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе); искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений); единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот); объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее); привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).

Слайд 6

К1.Раскрытие смысла высказывания . Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании. 1 б. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании . 0 б. К2. Характер и уровень теоретической аргументации . Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл . Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы . 2 б. Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения . 1 б. Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют ). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. 0 б . К3 .Качество фактической аргументации . Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения . 2 б. Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления . 1 б . Фактическая аргументация отсутствует . ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису . 0 б . Максимальный балл - 5 б . Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Как правильно написать и оформить реферат"

Одной из форм самостоятельной работы обучающихся является написание реферата по предмету. Для многих обучающихся является проблемой составление и оформление реферата. Даное методическое пособие в дост...

Методические рекомендации.Как написать справку-отчёт по итогам проведённого мероприятия, конкурса или соревнования

Данный разработанный материал поможет начинающим педагогам, педагогам-организаторам и заучам по воспитательной работе при составлении отчетного материала по итогам учебного года....

Методические рекомендации для обучающихся "Как написать реферат"

В методических рекомендациях приведена структура реферата, основные требования к написанию и оформлению....

Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"

Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....

Как написать успешное эссе (рекомендации для учащегося)

В работе дается пошаговая инструкция для учащегося для  написания эссе при сдаче ЕГЭ по английскому языку....

эссе "Методические находки"

Каждый учитель ищет эффективные методы и приемы, облегчить образовательную задачу для учащихся, а также привлечь внимание ученика к своему предмету и заинтересовать им...

Урок осмысления жанра эссе (методическая разработка)

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собст­венной позиции, собственного отно­шения к прочитанному соразмы...