Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях диалога культур
статья по обществознанию на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами жизни на Земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений

в условиях диалога культур

Аршинова Жанна Вячеславовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

             Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами жизни на Земле. Угроза экологического кризиса на рубеже XX-XXI вв. явилась следствием духовного оскудения человечества, прагматических ориентаций.

            Спасти жизнь на земле, по мнению ученых всего мира, станет возможным лишь в коренном изменении сознания человека, его отношении к самому себе, к людям и к окружающему миру. При этом решение глобальных проблем человечества, а также задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в поликультурном мире возможно лишь в условиях диалога культур, понимания ценностей различных культур, взаимного уважения  и сотрудничества.

            Разработке проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в истории отечественной педагогики придавалось центральное значение в различные исторические периоды, при этом подходы к ее решению определялись идеологией государства. Учеными прошлого были разработаны фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания личности, обращение к которым может стать залогом успеха в решении многих проблем.

             Современные отечественные философы и педагоги, занимающиеся разработкой проблемы духовно-нравственного воспитания личности, обращаются к традициям отечественной философии и педагогике прошлого, находят пути адаптации идей отечественных ученых прошлого к современным условиям духовно-нравственного становления личности и их дальнейшему развитию.

             И.А. Ильин видел в процессе духовного познания себя и сопровождающих его духовных переживаниях основу приобретения человеком духовного опыта видения мира, оценки явлений в нем происходящих, неприятие зла и творение добра. В процессе приобретения духовного опыта, по мнению ученого, углубляется постижение вечных и непреходящих ценностей.

             В свободно-творческом процессе познания ценностей и эмоциональных переживаний, связанных с осмыслением самого себя и выработкой своего отношения к различным явлениям жизни, человек должен открыть для себя, по мнению отечественных мыслителей, сущность духовных ценностей: Истины, Добра, Справедливости, Любви, Свободы, Ответственности, Долга и других. Духовные ценности, выступая в роли идеала и целей, становятся ценностными ориентациями личности. Личность меняет свои узко прагматические установки на духовные и становится активным созидателем духовной жизни, стремится к нравственному изменению самого себя и нравственному преобразованию жизни.

            В советский период изменилась идеология государства, все вопросы воспитания и обучения рассматривались с сугубо классово-идеологического подхода к воспитанию. Ценности, которые были основой концепции духовно-нравственного воспитания личности дореволюционного периода, приобрели ярко выраженную идеологическую классовую направленность. Воспитание было направлено на решение задач формирования всесторонне развитых строителей коммунистического общества. В этот период развития нашей страны проводилась антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание. Труды русских верующих ученых ХIХ века были мало известны широкому кругу читателей.

             В 90-е годы XX века в связи с новой государственной ориентацией и изменением идеологии вновь изменилась методология воспитания.

             Возвращение к традиции русской философии и педагогики актуально в рамках активно разрабатываемого культурологического подхода к воспитанию (М.М. Бахтин, Ю.В. Белкин, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Н.Б. Крылова, С.Ю. Степанов и др.). Культурологический подход позволяет рассматривать процесс духовно-нравственного воспитания личности в контексте исторически сложившихся духовных ценностей народа на основе преемственности и диалога культур.  

                Преемственность и диалог культур, по мнению современных ученых, являются очень актуальными для решения проблемы духовно-нравственного воспитания личности. В этой связи Б.С. Гершунский пишет, что «трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума, предопределяющих глубинные, «корневые» основания его специфического менталитета» является одной из главных задач образования.

         Трактовка понятия «духовно-нравственное воспитание» выводится из нового понимания сущности воспитания. Под воспитанием в современной педагогике понимается создание условий для разностороннего развития личности. Предполагаются субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанниками.

Понятие «духовность» связано с понятиями «мораль», «нравственность», «этика», между которыми также существуют непосредственные взаимосвязи. Мораль рассматривается как общепринятые ценности, этика - как наука о ценностях, нравственность характеризует личностное отношение к ценностям. 

Создание условий для развития ценностного сознания учащегося в современной педагогике является важной задачей воспитателя. Одним из таких условий является создание особой диалогической образовательной среды, в которой ребенок выступает субъектом духовно-нравственного самостроительства, а также смыслопорождения и смыслообразования, занимая при этом активную, творческую позицию. В отечественную педагогическую практику были включены механизмы развития ценностного сознания личности средствами проведения этических бесед со школьниками, игровых приемов, оказывающих опосредованное влияние на нравственный выбор школьника; педагогических ситуаций и задач, решение которых помогает осмыслить себя и других в ракурсе проблемы; творческих приемов самоопределения в различных типичных и нетипичных жизненных ситуациях, вызывающих нравственную рефлексию школьника.

Условия диалогового общения, субъект-субъектных отношений, эмоционально-окрашенные ситуации, способствующие творческому самопознанию, переосмыслению своих позиций, направляющие на путь духовного самостроительства, развивают ценностное сознание личности.  

             Россия страна многонациональная, и важно в процессе воспитания детей учитывать национальные особенности каждого народа. Национальные особенности характера, национальные ценности отражены в народных традициях, в них выражалось отношение человека к самому себе, к людям и к окружающему миру. Поэтому учет ментальных особенностей народа, народных традиций в процессе воспитания позволяет более глубоко понять особенности процесса духовно-нравственного становления личности разных национальностей, найти правильные механизмы решения этой проблемы.

             На основе национальных традиций разработаны концепции духовно-нравственного воспитания И.Ж. Александровой (на марийских народных традициях), О.Б. Бадмаевой, С.Г. Метелягиным (бурятской национальной школы), Л.В. Каршиновой, Л.В. Пауковой, А.Д. Шестаковым (в процессе освоения русской народной культуры); М.Г. Тайчиновым (формирование личности на духовно-нравственных ценностях народа); М.М. Никеевой, А.А. Хохриной (посредством народных сказок) и другими.

             Таким образом,  решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, воспитания ответственного отношения к миру, возможно лишь в условиях диалога культур и взаимного уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

Опыт работы воспитания подрастающего поколения в условиях реализации ФГОС

Внеурочная  деятельность в соответствии с ФГОС....

Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения. Модель «Реализации краеведческого подхода во внеурочной деятельности» (в условиях работы Орловского СУВУ)

Для формирования духовно-нравственных ценностей, для коррекции ценностных ориентация у подростков с девиантным поведением необходимо сформировать основу - культуру. Важным средством формирования...

Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...