Конспект урока 5 класс по обществознанию "Образование и самообразование"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок обществознания проведён в 5 классе по ФГОС. Используется мультимедиапрезентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 44.96 КБ |
Презентация к уроку | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»
Методическая разработка на уровне основного общего образования
конспект урока по обществознанию в 5 классе
тема: «Образование и самообразование»
автор: Некрасова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ Лицей УКМО
2017год
Информационная справка.
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 5 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2015). Урок отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала конспект очень прост и удобен в работе и может быть использован по назначению сразу после ознакомления.
Тема «Образование и самообразование» рассчитана на два урока. На конкурс предлагается урок № 1.
Цели уроков. Познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, как важно заниматься самообразованием; объяснить значение понятий самообразование, самоорганизация.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.
Метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Личностные УДД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.
Курсивом: формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Урок 17. Образование и самообразование (§ 7).
Тип урока | Открытия нового знания. |
Ресурсы урока | Учебник, § 7, пакет документов с рабочим материалом для работы в парах и группах; проектор, мультимедийная презентация, компьютер; экран; выставка книг и дисков; |
Домашнее задание |
Подумайте и объясните, какой смысл вложил в слово «урок» А. С. Пушкин, говоря: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах. |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика | Формирование универсальных учебных действий |
момент | Придумано кем-то — просто и мудро, Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действия смыслообразования; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности учащихся | - Для начала я расскажу вам притчу. «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов». - Как вы поняли смысл притчи? - Какое отношение она имеет к нашему уроку? (слайд1) Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить? План урока (слайд 2)
- А какую цель вы ставите перед собой, приступая к изучению темы? Попробуйте сформулировать проблемный вопрос урока. | фронтальная работа учащихся Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, проблемный вопрос, план урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные: целеполагание, планировать пути достижения цели; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника; |
III.Содержательно-операционный | - Российский революционер, советский государственный деятель, писатель Анатолий Васильевич Луначарский говорил: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Образование вне школы есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать». (слайд 4) - Согласны ли вы с его мнением?
Работа учащихся в парах (слайд 5) (Приложение №1, задание 1) Индивидуальная работа - Что же такое самообразование? Упражнение «Чистый лист» - Самообразование? Чем оно отличается от «обычного» образования? В морфологическом смысле различие между двумя словами очевидно: «самообразование» отличается от «образования» приставкой «само», словарное значение которой указывает на «совершение чего-либо без посторонней помощи, без постороннего участия». Соответственно, самообразование можно определить как образование, организованное самим человеком | Аргументированные ответы учащихся Читают текст, рассуждают, делают собственные выводы, отвечают на вопросы. Учащиеся рассказывают, что бы они нарисовали к теме «Самообразование». | Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров в паре, по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности; |
III.Содержательно-операционный | когда не учитель или наставник направляет деятельность своего ученика, а он сам. - Руководствоваться при этом можно разными мотивами. Какими именно? Давайте подумаем вместе. Фронтальная работа - Какие причины могут побудить нас заняться самообразованием? Групповая работа (Приложение № 2, задание 1). - Рассмотрим это на примерах. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотивы – разные: переезд семьи в Германию, результативное участие в предметной олимпиаде по иностранному языку, моя прапрабабушка немка. Определите название мотива. (слайд 7) - Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть, восстановить силы | Дают собственное определение новому понятию, читают на слайде определение, записывают его в тетрадь. Отвечают на вопросы, используя новые знания, обобщают материал, делают выводы. Подводят итог работы в группах. Выполняют вместе с учителем физкультминутку | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение; Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий |
III.Содержательно-операционный |
(слайд 8) Один мудрец сказал: «Не тот умен, кто все знает – все знать невозможно, а тот, кто знает, где и о чем можно прочитать». Индивидуальная работа. Проверка опережающего домашнего задания. Сообщение на тему «Моя любимая книга». Фронтальная работа - На 60 странице учебника вы видите схему «Как получить нужную книгу». - Прослушав сообщения одноклассников и изучив данную схему, отметьте, все ли способы получения нужной книги вы перечислили в своих сообщениях? - Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть и еще очень долго будет основным источником знаний для людей. Ничто не может заменить значение книги. Именно поэтому для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг, для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения | Домашние сообщения учащихся на тему «Моя любимая книга» по следующему плану: автор, название и книги; откуда появилась книга у меня; возраст книги; мой любимый герой? Почему? Чему учит книга? Анализируют схему. Отвечают на вопросы, используя новые знания. Слушают учителя, обращают внимание на выставку журналов, книг, учебных дисков | Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; умение структурировать знания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; |
III.Содержательно-операционный | художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета. - В отношении последних следует сказать, что вместе с явными достоинствами они содержат в себе и не менее явные недостатки. Работа учащихся в парах (слайд 9) (Приложение №1, задание 2). - Занимаясь самообразованием с помощью интернета, никогда не забывайте, ребята, о технике безопасности и возрастных ограничениях, установленных для детей во время работы с компьютером.
- На 59 странице учебника вы видите схему «Формы самообразования» (учитель называет вслух все указанные формы). - Чтение книг - самая основная форма самообразования. Все остальные формы самообразования, перечисленные на схеме, имеют подчиненный характер, хотя также могут с большей или меньшей пользой применяться для решения разнообразных задач. - Чтобы быстрее и надежнее закрепить в памяти различные формы самообразования, выполним следующее задание. Групповая работа (Приложение № 2, задание 2) (слайд 10) | Выполняют письменную работу, заполняя карточки с заданиями. Подводят итог работы. Работа учащихся с учебником, с.59. Анализируют схему. | Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение. |
III.Содержательно-операционный | Каждая группа получила конкретную тему для самообразования, вы должны подобрать к ней наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них.
| Отвечают на вопросы, используя новые знания, обобщают материал, делают выводы. Подводят итог работы в группах. | Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров в паре, по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности; |
IV. Контрольно-оценочный (в том числе и рефлексивный) | Индивидуальная работа - Составьте синквейн по теме «Самообразование». (слайд 11) - Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? «Почему так важно заниматься самообразованием»? - Ребята, прошу выставить отметки в лист самооценки, учитывая работу в парах, в группах, выполненное домашнее задание, творческое задание – составление синквейна и др. Я тоже выставлю вам отметки, и на следующем уроке посмотрим, совпадут они или нет. (слайд 12) (слайд 13) (слайд 14) | Составление и чтение синквейна. Отвечают на вопрос учителя, аргументируют свой ответ Работа учащихся с листом самооценки (Приложение №3). | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. |
Список источников информации:
- Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015.
- Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2014.
- Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию 5 класс. – 2-е изд. М.: ВАКО – 2016 – 208 с.
- Интернет-ресурсы: fttp://festival. 1september.ru/articles/576984/
Приложение №1.
Рабочий материал для работы в парах.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Французский экономист Жорж Андерия подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет – в период то рождения Иисуса до смерти Леонарда да Винчи, затем снова удвоился уже за 250 лет, опять удвоился к началу XX в. И в очередной раз удвоился за семь лет (1967-1973). Становится ясно, что на сегодняшний день особое значение приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования не только детей, но и взрослых.
Если человек удовлетворен теми знаниями, которые он получил, и со вздохом облегчения говорит: «Все, учеба закончена. Теперь я вольная птица. Больше можно не просиживать за книжками, » - это очень печально. Выходит, что человек остановился в развитии, не получает новые знания. Он не просто стоит на обочине, а откатывается назад по отношению к миру, движущемуся вперед.
Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы чуть-чуть впереди. И лучший способ для этого – самообразование.
Вопросы.
- Что происходит с объемом информации год от года, по мнению автора?
- Почему автор настаивает на необходимости заниматься образованием, самосовершенствованием не только детям, но взрослым?
- Зачитайте из текста, что грозит человеку, который отказывается приобретать новые знания?
- Продолжите предложение: «Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны….»
Задание 2. Подумайте, в чем преимущества и недостатки электронных книг.
+ | - |
Приложение № 2.
Рабочий материал для работы в группах.
1 группа
Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотив – переезд семьи в Германию. Определите название мотива.
Задание 2.
К теме самообразования «Рыбная ловля» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий.
2 группа
Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотив – результативное участие в предметной олимпиаде по иностранному языку. Определите название мотива.
Задание 2.
К теме самообразования «Египетские пирамиды» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий.
3 группа
Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка»,
мотив – моя прапрабабушка немка. Определите название мотива.
Задание 2.
К теме самообразования «Оригами» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий.
Приложение № 3.
Лист самооценки ученика(цы)_______________________________Ф.И.
Готовность к уроку | Я подготовил(а) все необходимые школьные принадлежности | Да нет |
На уроке я | Выполнил(а) все задания Активно работал(а) Внимательно слушал(а) | Да нет Да нет Да нет |
Материал урока мне был | Понятен (не понятен) | Да нет |
Моя оценка себе | За работу на уроке- | 2 3 4 5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Самообразование Формы самообразования Испокон века книга растит человека
Почему так важно заниматься самообразованием?
«Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Образование вне школы есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать». Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы Что происходит с объемом информации год от года, по мнению автора? Почему автор настаивает на необходимости заниматься образованием, самосовершенствованием не только детям, но взрослым? Зачитайте из текста, что грозит человеку, который отказывается приобретать новые знания? Продолжите предложение: «Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны….»
Самообразование – это самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании. Мотивы для таких занятий могут быть профессиональными, личными, жизненными.
1 группа Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотив – переезд семьи в Германию. Определите название мотива. 2 группа Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотив – результативное участие в предметной олимпиаде по иностранному языку. Определите название мотива. 3 группа Задание 1. Тема для самообразования «Изучение немецкого языка», мотив – моя прапрабабушка немка. Определите название мотива.
«Не тот умен, кто все знает – все знать невозможно, а тот, кто знает, где и о чем можно прочитать»
Задание 2. Подумайте , в чем преимущества и недостатки электронных книг? + -
1 группа Задание 2. К теме самообразования «Рыбная ловля» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий. 2 группа Задание 2. К теме самообразования «Египетские пирамиды» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий. 3 группа Задание 2. К теме самообразования «Оригами» подберите наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий.
Индивидуальная работа - Составьте синквейн по теме «Самообразование »
Домашнее задание : Параграф 7, стр. 58-62 читать Используя Интернет выписать в тетрадь 3-4 высказывания о самообразовании Для любознательных: Какой смысл вложил в слово «урок» А.С.Пушкин говоря: «Сказка ложь, да ней намёк! Добрым молодцам урок».
Самооценка работы на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...