Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа для 6-9 классов по обществознанию. Авторы: Л.Н.Боголюбов и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_.doc | 79.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Братовщина имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина
Долгоруковского муниципального района Липецкой области в с. Меньшой Колодезь
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ / ________________ / Протокол №____ от ________ 2021 г. | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № ____от _________2021г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина ________________ / Т.А.Юдина/ Приказ № ___ от_________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6-9 классы
|
Разработчик программы Крысанова Марина Сергеевна,
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
2021 год
Рабочая программа по обществознанию 6—9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОРФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями и дополнениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
РАЗДЕЛ I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать:
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Предметные результаты освоения курса обществознание на уровне основного общего образования.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
РАЗДЕЛ II
Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
6 класс
Введение. Значение изучения общества для человека.
7 класс
Введение. Значение изучения общества для человека.
Гражданин и государство.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Долг и обязанность. Для чего нужна дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Ответственность за нарушение законов. Правоохранительные органы. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Экономика.
Понятие экономики. Мастерство работника. Выбор профессии. Труд и заработная плата. Стимулирование труда. Производство – основа экономики. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательская деятельность. Виды и формы бизнеса. Распределение. Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги и их функции. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Сбережения.
Человек и природа.
Человек часть природы. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Экологический кризис и пути его разрешения.
Практикум «Учимся создавать свой бизнес».
Практикум «Экономика семьи».
Практикум «Учимся беречь природу».
8 класс.
Введение. Основные сферы жизни общества.
Человек. Общество. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Современное российское общество, особенности него развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Усиление взаимодействия стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры. Культура, её многообразие и основные формы. Мораль её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества. Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. Уважение социального многообразия. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Отношения между нациями. Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Экономика. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Производство – основа экономики. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Государственный бюджет. Экономические цели и функции государства. Распределение доходов. Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инфляция, её последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн – банкинг. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы.
9 класс
Введение. Основные сферы жизни общества.
Политическая сфера жизни общества.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Формы государственно – территориального устройства. Гражданство РФ. Формы правления. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Правовое государство. Разделение властей. Органы государственной власти и управления в РФ. Президент РФ. Его основные функции. Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Взаимоотношения государственной власти. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Основы российского законодательства.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Система российского законодательства. Источники права. Нормативно правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя РФ. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Права и свободы человека и гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Права ребёнка. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельность человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Социальные права. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование в сфере образования. Государственная итоговая аттестация.
Тематическое планирование с указанием количества часов
6 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. Значение изучения обществознания для человека. | 1 |
Человек. | 8 | |
2 | Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. | 1 |
3 | Человек. Индивид, индивидуальность, личность. | 1 |
4 | Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. | 1 |
5 | Потребности человека. Способности человека. | 1 |
6 | Особые потребности людей с ограниченными возможностями. | 1 |
7 | Мир увлечений человека. | 1 |
8 | Повторение. Человек. | 1 |
9 | Практикум. Готовимся к Всероссийской проверочной работе | 1 |
Деятельность человека. | ||
10 | Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. | 1 |
11 | Труд-основа жизни. | 1 |
12 | Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. | 1 |
13 | Самообразование. | 1 |
14 | Познание человеком мира и самого себя. | 1 |
15 | Повторение. Роль деятельности в жизни человека и общества. | 1 |
16 | Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность». | 1 |
17 | Практикум. Готовимся к Всероссийской проверочной работе | 1 |
Человек среди людей. | 16 | |
18 | Межличностные отношения. | 1 |
19 | Личные и деловые отношения. | 1 |
20 | Общение. | 1 |
21 | Нравственность. Золотое правило нравственности. Добро и зло. | 1 |
22 | Человек в малой группе. Лидерство. | 1 |
23 | Групповые нормы и санкции. | 1 |
24 | Отношения со сверстниками. | 1 |
25 | Практикум «Мой класс». | 1 |
26 | Межличностные конфликты. | 7 |
27 | Способы разрешения межличностных конфликтов. | 1 |
28 | Практикум «Учимся взаимодействовать с окружающими. Выход из конфликтной ситуации». | 1 |
29 | Семья и семейные отношения. | 1 |
30 | Функции семьи. Основные роли членов семьи. | 1 |
31 | Досуг семьи. Семейные ценности и традиции. | 1 |
32 | Практикум «Моя семья» | 1 |
33 | Повторение. Человек среди людей. | 1 |
34 | Итоговое повторение. | 1 |
7 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. Значение изучения общества для человека. | 1 |
Гражданин и государство. | 12 | |
2 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи | 1 |
3 | Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гуманизм. Правила этикета и хорошие манеры | 1 |
4 | Конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. | 1 |
5 | Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. | 1 |
6 | Права ребёнка и их защита. | 1 |
7 | Право и мораль: общее и различия. Почему важно соблюдать законы. | 1 |
8 | Защита Отечества. Долг и обязанность. Гражданственность и патриотизм. | 1 |
9 | Для чего нужна дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина | 1 |
10 | Ответственность за нарушение законов. | 1 |
11 | Правоохранительные органы. Судебные органы Российской Федерации. | 1 |
12 | Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 |
13 | Повторение. Гражданин и государство. | 1 |
Экономика | 14 | |
14 | Понятие экономики. | 1 |
15 | Мастерство работника. Выбор профессии. | 1 |
16 | Труд и заработная плата. Стимулирование труда. | 1 |
17 | Производство – основа экономики. | 1 |
18 | Издержки, выручка, прибыль. | 1 |
19 | Предпринимательская деятельность. | 1 |
20 | Виды и формы бизнеса. | 1 |
21 | Практикум « Учимся создавать свой бизнес». | 1 |
22 | Распределение. Обмен. Торговля и её формы. | 1 |
23 | Реклама в современной экономике. | 1 |
24 | Деньги и их функции. | 1 |
25 | Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Сбережения. | 1 |
26 | Практикум «Экономика семьи» | 1 |
27 | Повторение. Экономика. | 1 |
Человек и природа. | 6 | |
28 | Человек часть природы. | 1 |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 |
30 | Закон на страже природы. | 1 |
31 | Экологический кризис и пути его разрешения. | 1 |
32 | Практикум «Учимся беречь природу» | 1 |
33 | Повторение. Человек и природа. | 1 |
34 | Итоговое повторение. | 1 |
8 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. Основные сферы жизни общества. | 1 |
Человек. Общество. | 6 | |
2 | Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. | 1 |
3 | Взаимосвязь общества и природы. | 1 |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Современное российское общество, особенности него развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | 1 |
5 | Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Усиление взаимодействия стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. | 1 |
6 | Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. | 1 |
7 | Повторение. Человек. Общество. | 1 |
Сфера духовной культуры. | 9 | |
8 | Сфера духовной культуры. Культура, её многообразие и основные формы. | 1 |
9 | Мораль её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. | 1 |
10 | Долг. Совесть. | 1 |
11 | Моральная ответственность. | 1 |
12 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. | 1 |
13 | Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. | 1 |
14 | Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | 1 |
15 | Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 1 |
16 | Повторение. Сфера духовной культуры. | 1 |
Социальная сфера жизни общества. | 5 | |
17 | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. Уважение социального многообразия. | 1 |
18 | Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. | 1 |
19 | Этнос и нация. Отношения между нациями. Национальное самосознание. Социальная политика Российского государства. | 1 |
20 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 |
21 | Повторение. Социальная сфера жизни общества. | 1 |
Экономика. | 13 | |
22 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 |
23 | Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. | 1 |
24 | Собственность | 1 |
25 | Рынок и рыночный механизм. | 1 |
26 | Производство – основа экономики. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Производительность труда. | 1 |
27 | Предпринимательская деятельность. | 1 |
28 | Роль государства в экономике. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Государственный бюджет. Экономические цели и функции государства. | 1 |
29 | Распределение доходов. | 1 |
30 | Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. | 1 |
31 | Инфляция, её последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн – банкинг. | 1 |
32 | Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы. | 1 |
33 | Повторение. Экономика. | 1 |
34 | Итоговое повторение. |
9 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. Основные сферы жизни общества. | 1 |
Политическая сфера жизни общества. | 26 | |
2 | Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. | 1 |
3 | Роль политики в жизни общества. | 1 |
4 | Государство, его существенные признаки. | 1 |
5 | Формы правления. | 1 |
6 | Формы государственно – территориального устройства | 1 |
7 | Гражданство РФ. | 1 |
8 | Политический режим. | 1 |
9 | Демократия, её основные признаки и ценности. | 1 |
10 | Правовое государство. Разделение властей. | 1 |
11 | Органы государственной власти и управления в РФ. Президент РФ, его основные функции. | 1 |
12 | Федеральное собрание РФ. | 1 |
13 | Правительство РФ. | 1 |
14 | Судебная система РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. | 1 |
15 | Гражданское общество. | |
16 | Местное самоуправление. | 1 |
17 | Участие граждан в политической жизни. | 1 |
18 | Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. | 1 |
19 | Политические партии, их роль в общественной жизни. | 1 |
21 | Политические движения, их роль в общественной жизни. | 1 |
22 | Взаимоотношения государственной власти. | 1 |
23 | Функции государства. | 1 |
24 | Внутренняя и внешняя политика государства. | 1 |
25 | Межгосударственные отношения. | 1 |
26 | Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. | 1 |
27 | Повторение. Политическая сфера жизни общества. | 1 |
Основы российского законодательства. | 38 | |
28 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. | 1 |
29 | Система российского законодательства. Источники права. Нормативно правовой акт. | 1 |
30 | Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. | 1 |
31 | Признаки и виды правонарушений. | 1 |
32 | Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 |
33 | Правоохранительные органы. Прокуратура. | 1 |
34 | Правоохранительные органы. Полиция. | 1 |
35 | Конституция РФ – основной закон государства. | 1 |
36 | Конституционные основы государственного строя РФ. | 1 |
37 | Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | 1 |
38 | Права и свободы человека и гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. | 1 |
39 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. | 1 |
40 | Конституционные обязанности гражданина РФ. | 1 |
41 | Права ребёнка. | 1 |
42 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. | 1 |
43 | Право собственности. | 1 |
44 | Права потребителей. Способы защиты гражданских прав. | 1 |
45 | Право на труд и трудовые правоотношения. | 1 |
46 | Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельность человека. | 1 |
47 | Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | 1 |
48 | Семья под защитой государства. | 1 |
49 | Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 |
50 | Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | 1 |
51 | Практикум. Трудовое и семейное право. | |
52 | Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. | 1 |
53 | Виды административного наказания. | 1 |
54 | Уголовное право, основные понятия и принципы. | 1 |
55 | Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. | 1 |
56 | Цели наказания. Виды наказаний. | 1 |
57 | Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | 1 |
58 | Практикум. Административное и уголовное право. | 1 |
59 | Социальные права. | 1 |
60 | Международное гуманитарное право. | 1 |
61 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
62 | Правовое регулирование в сфере образования. | 1 |
63 | Государственная итоговая аттестация. | 1 |
64 | Повторение. Основы российского законодательства. | 1 |
65 | Практикум. Основы российского законодательства. | 1 |
66 | Итоговое повторение. | 1 |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Устный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия; • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; • дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; • делает элементарные выводы; • путается в терминах; • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; • не может аргументировать собственную позицию; • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
• не увидел проблему, не смог ее сформулировать; • не раскрыл проблему; • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором); • или информацию представил не в контексте задания; • или отказался отвечать.
Нормы оценки письменной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания: • осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме; • сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах; • увидел и сформулировал главную мысль, идею текста; • сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста; • аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса; • продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.); • предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме; • увидел и сформулировал идею, главную мысль текста; • при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста; • аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса; • обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.); • в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не смог осуществить поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме; • почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать; • попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста; • не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий; • не смог определить основную идею, мысль текста; • не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора) • аргументация отсутствует; • или информация дана не в контексте задания.
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базвый уровень) по программе Л.Н. Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
рабочая программа по обществознанию 6,8,10 классы
Данная рабочая программа по обществознанию для 6-8 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образовани...
Рабочие программы по обществознанию для 6-9 классов
Представлены материалы рабочих программ для учащихся 6-9 класса к учебникам Л.Боголюбова...