рабочая программа по обществознанию 6,8,10 классы
рабочая программа по обществознанию по теме
Данная рабочая программа по обществознанию для 6-8 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова, 2011 г. «Просвещение». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана: в 6 классе - 35 часов, в 7 классе - 35 часов, в 8 классе - 36 часов из расчета 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6_kl.docx | 43.16 КБ |
obshchestvo_8_kl.docx | 37.41 КБ |
obshchestvo_10_klass.docx | 49.9 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||||||
1 | Введение | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с курсом «Обществознание» | Обществоведение, человек, общество | Опрос | Стр.5-8 | |||
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК (7 часов) + 1 час повторения | ||||||||||
2. | Человек родился | 1 | Урок изучения нового материала | Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность | Работа с текстом учебника по заданиям | §1, стр.10-15 | ||
3. | Человек - личность | 1 | Комбинированные уроки | Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Личность, сознание, виды деятельности. Индивидуальность, | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24-25 | §2, с.16-25 вопросы | ||
4-5. | Особый возраст: отрочество | 2 | Комбинированные уроки | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Переходный возраст – подростковый | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.34-35 | §3, с. 26- вопросы | ||
6. | Познай самого себя. | 1 | Комбинированные уроки | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Труд, учеба, игра, общение – виды деятельности; по-требность, само-ценка, способности | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.44-45 | §4, с. 37-47 вопросы | ||
7. | Человек и его деятельность. | 1 | Комбинированные уроки | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Выполнить проблемные задания | §5, с. 48-55 вопросы | |||
8. | Потребности человека | 1 | КУ | Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Виды потребностей духовный мир, су-ждение, умозаклю-чение, эмоции | Моделирование ситуации, их анализ | §6, с. 55-66 вопросы | ||
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек» | 1 | Повторить и закрепить изученный материал | Тест | Стр. 63-65 | |||||
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ ( 6 часов) | ||||||||||
10 11 | Семья - ячейка общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Семья, родители, дети, права, обя-занности | Работа с текстом учебника по заданиям | §7, с. 68-75 вопросы | ||
12 13 | Семейное хозяйство | 2 | Комбинированные уроки | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как правильно вести хозяйство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Хозяйство, правила хозяйствования, экономика, семей-ный бюджет | Моделирование ситуации, их анализ | §8, с. 75-85 вопросы | ||
14 | Делу время, потехе час | 1 | Комбинированный | Что такое свободное время. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и телевизор. Домашний мастер. Что такое хобби. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Время, время труда, время отдыха, хобби | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения и виды» | §9, с. 86-95 вопросы | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья». | 1 | Урок повторения и обобщения Практикум | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Письменные задания. Творческое задание | Стр.96 | |||
РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА (4 часа) | ||||||||||
16 | Профессия - | 2 | Урок изу- | Школьное образование. Как учили в прежние времена. Чему учит школа. Учись учиться. | Знать основное положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Образование, школа, урок | Составить личный алгоритм «Учись учиться» | §10, | ||
17 | ученик | чения нового материала КУ | с. 100-112 вопросы | |||||||
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Комбинированный урок | Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Друзья, сверстники одноклассники | Письменные задания. Творческое задание | §11, с. 112-118 вопросы | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа» | 1 | Урок повторения и обобщения | Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач. | Уметь аргументировать свою точку зрения | Стр.118-122 | ||||
РАЗДЕЛ 4. ТРУД ( 4 часа) + 1 час повторения | ||||||||||
20 | Труд - основа жизни | 1 | Урок изу- чения нового материала КУ | Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Труд, богатство, бедность | Составить кластер «Труд» | §12, с. 124-132 вопросы | ||
21 | Труд и творчество | 1 | Комбини- | Труд и творчество. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве | Знать основные положения | Труд, творчество | Составить словарик темы | §13, с. 132-144 вопросы | ||
| рованные уроки | урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||||||||
22 23 | На пути к жизненному успеху | 2 | Комбиниро ванный урок | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Знать основные положения урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Профессиональный выбор | §14, с. 144-153 вопросы | |||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме : «Труд» | 1 | Повторить и закрепить изученный материал | Стр 153 | ||||||
РАЗДЕЛ 5. РОДИНА ( 5 часов) | ||||||||||
25 | Что значит быть патриотом? | 1 | Урок изучения нового материала КУ | Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну. Что значит быть патриотом. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм | Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина» | §15, с. 156-163 вопросы | ||
26
| Символика России | 1 | Комбини- | Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Герб, флаг, гимн | Выучить текст Гим-на России, Придумать герб семьи | §16, с. 164-173 вопросы | ||
27
| Гражданин – Отечества достойный сын | 1 | Комбинированный урок | Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Гражданин, права, обязанности граж-дан, референдум, выборы | Составить схему «Права и обязанности граждан» | §17, с. 174-180 вопросы | ||
28 | Мы – много- национальный народ | 1 | Комбинированные уроки | Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Национальность, национализм, Конституция Рос-сии, | Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям. | §18, с. 180-188 вопросы | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Родина» | 1 | Урок пов-торения и обобщения | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Стр.189-190 | ||||
РАЗДЕЛ 6. ДОБРОДЕТЕЛИ (4 часа) + 1 час повторения | ||||||||||
30 | Человек сла-вен добрыми делами | 2 | КУ | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека. | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Добро, зло, мораль | Составить личный свод правил хорошего человека | §19, с. 192-199 вопросы | ||
31 | ||||||||||
32 | Будь смелым | 1 | КУ | Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Страх, смелость | Работа с текстом учебника по заданиям | §20, с. 199-188 вопросы, зад.8 стр.207 (в тетр) | ||
33 | Что такое человечность | 1 | КУ | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §21, с. 180-188 вопросы | |||||
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Добродетели» | 1 | Повторить и закрепить изученный материал | |||||||
35 | Итоговое повторение |
Данная рабочая программа по обществознанию для 6-8 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова, 2011 г. «Просвещение». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана: в 6 классе - 35 часов, в 7 классе - 35 часов, в 8 классе - 36 часов из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
- «Обществознание» 6 класс «Обществознание» / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010г; 7 класс «Обществознание» / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010г; 8 класс «Обществознание» / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011г ;
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
В рабочую программу 6 класса внесены следующие изменения: за счет резервных часов добавлен 1 час на тему: «Человек», 2 часа на тему: «Семья», 1 час на тему: «Труд», 1 час на тему: «Добродетели», 1 час на итоговое повторение и 1 час выделен на тему : «Введение»
В рабочую программу 7 класса внесены следующие изменения: за счет резервных часов добавлен 1 час на тему: «Человек и другие люди», 1 час на тему: «Человек и закон», 1 час на тему: «Человек и экономика», 1 час на итоговое повторение и 1 час выделен на тему : «Введение»
В рабочую программу 8 класса внесены следующие изменения: за счет резервных часов добавлен 1 час на тему: «Личность и общество», 1 час на тему: «Сферу духовной культуры», 3 часа на тему: «Экономика», 1 час на тему: «Социальная сфера», 3 часа на итоговое повторение.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Приказом Министра образования и науки А.А.Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011/12 учебный год», программой основного общего образования по обществознанию. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008)
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Раздел «Личность и общество» – опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.
В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.
В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционными формами организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
Критерии оценки знаний учащихся
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,
речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),
- различать в социальной информации факты и мнения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Литература:
1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2010.
2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.
3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
Глава I. Личность и общество (4 ч.) | |||||||
1 | Быть личностью | 1 | Комбинированный урок (объяснение, беседа, работа с учебным текстом) | Индивид, личность, мировоззрение, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации | Продуктивный: - аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества - анализировать социальную ситуацию - соотносить мировоззрение и жизненные ценности - составлять сравнительную таблицу [признаки] Репродуктивный: - называть признаки человека, характеризующие его как личность и как индивидуальность - объяснять основные понятия | §1, 6-13. вопросы, задания рубрики «В классе и дома» | |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Комбинированный урок | Общество, общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы, типы об-ва | Продуктивный: -объяснять значение научного понятия «общество» - сравнивать соц.нормы в форме дозволения, предписания, запрета - аргументировать изменение в жизни людей Репродуктивный: - объяснять основные понятия | §2, 14-20, задания рубрики «В классе и дома» | |
3 | Развитие общества | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Эволюционное развитие, социальные, информационные революции, реформы, глобализация, МВФ, ВТО, глобальные проблемы | Продуктивный: - высказывать свою точку зрения о процессе развития общества - составлять сравнительную таблицу Репродуктивный: - объяснять основные понятия | §3, 20-28 Выводы и вопросы для повторения | |
4 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Выводы к главе | -соотносить понятия «человек» и «общество» - объяснять основные понятия | ||
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.) | |||||||
5 | Сфера духовной жизни | 1 | Лабораторная работа с текстами учебника | Духовная сфера, культура, ценности | Продуктивный: - объяснять связь культуры общества и культуры человека - характеризовать особенности культуры современной России Репродуктивный: - объяснять основные понятия | §4, 29-37, подготовить сообщения, проектные работы | |
6 | Мораль | 1 | Комбинированный урок, частично поисковый метод | Мораль, нравственность, добро, зло, золотое правило нравственности, нормы морали. Ценности, гражданственность , патриотизм, гуманизм | Продуктивный: - объяснять назначение морали для людей - характеризовать признаки морали - давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности - определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему - сравнивать патриотизм и гражданственность - анализировать социальные ситуации | §5, 37-45 вопросы, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые» | |
7 | Долг и совесть | 1 | Комбинированный урок, частично поисковый метод | Общественный, моральный долг, ответственность, совесть, объективные обязанности | Продуктивный: - анализировать социальные ситуации - характеризовать понятие долг и совесть - высказывать своё понимание контроля и оценивания исполнение долга | §6, 45-52 вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые» | |
8 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Комбинированный урок, частично поисковый метод | Моральный выбор, ответственность моральная, | Продуктивный: - анализировать социальные ситуации Объяснять свободу выбора - сравнивать свободу и ответственность Характеризовать ответственное и безответственное поведение - высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга | §7, 53-59 вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые» | |
9 | Образование | 1 | Комбинированный урок, частично поисковый метод | Образование, приоритетность, конкурентоспособность страны, элементы системы образования (общеобразовательная и профессиональная часть), непрерывность образования, самообразования | Продуктивный: - анализировать социальные ситуации - давать объяснение приоритетности образования, - анализировать значимость образования в информационном обществе Репродуктивный: - называть основные качества человека информ.об-ва - называть основные элементы образовательной системы РФ | §8, 59-67 вопросы, задания рубрики «Проверь себя» | |
10 | Наука в современном обществе | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Наука, манифест Рассела-Эйнштейна, нобелевская премия, нравственные принципы ученого | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - характеризовать науку как особую систему знаний -объяснять роль науки в современном обществе | §9, 67-75 вопросы, задания | |
11 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Комбинированный урок с решением познавательных задач. | Религия, вера, обряды, молитва, секта, свобода совести, атеизм, | Продуктивный: - давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания - систематизировать материал, составлять таблицу; Репродуктивный: - давать определение религии - знать функции религии -перечислить основные виды религ-х орган-ций | §10, 75-83 вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые» | |
12 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Выводы к главе | Продуктивный: - объяснять понятие «сфера духовной жизни» - сопоставлять науку и образование - объяснять значение морали для человека - излагать роль религии в жизни общества | ||
Глава III. Экономика (15 ч.) | |||||||
13 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Потребности, ресурсы, ограниченность ресурсов, блага экономические, предметы потребления, средства производства, экономический выбор, альтернативная стоимость | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - систематизировать материал, составлять таблицу; - объяснять как экономика зависит от объема и направленности потребностей - показывать как определяется альтернативная стоимость выбора Репродуктивный: - давать определение понятиям | §11, 84-91 вопросы, задания, дополнить графы таблицы примерами | |
14 | Главные вопросы экономики | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Три главных вопроса экономики, экономическая эффективность, экон-ская система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - систематизировать материал, составлять таблицу; - находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей - сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах - объяснять особенности функционирования основных экономических систем Репродуктивная: - знать основные понятия и термины | §12, 92-100 вопросы, задания рубрики «Проверь себя» | |
15 | Собственность | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы | Имущественные отношения, собственность, право собственности, владение, распоряжение, физические лица, юридические лица, частная, общественная, коллективная собственность, защита права собственности | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации Репродуктивная: - знать основные понятия и термины | §13, 101-107 вопросы, задания | |
16 | Рыночная экономика | 1 | Урок комбинированного типа Аналитическая работа с текстом учебника | Рынок, конкуренция, диктатура цен, спрос, предложение, рыночное равновесие, главный принцип рынка, | Продуктивный: - объяснять действие спроса и предложения - давать оценку принципа «невидимой руки рынка» - объяснять механизм установления равновесной цены - анализировать документы и социальные ситуации Репродуктивная: - знать основные понятия и термины - называть функции рынка | §14, 107-114, задание 5 из рубрики «В классе и дома» | |
17 | Производство – основа экономики | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Производство, отрасль экономики, блага, услуги, товар, потребительская стоимость, средства производства, предметы потребления, факторы производства, производительность, разделение труда | Продуктивный: - объяснять роль производства в экономике - объяснять значение разделение труда и специализации - анализировать документы и социальные ситуации Репродуктивная: - знать основные понятия и термины - называть условия перехода «продукт-товар» | §15, 115-123 задание 1 и 3 из рубрики «В классе и дома» | |
18, 19 | Предпринимательская деятельность | 2 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Предпринимательство, экономическая свобода, фирма, организационно-правовые формы, ИЧП, товарищество, АО, МП | Репродуктивная: - знать отличия предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования - называть функции предпринимательства - называть цели фирмы - знать основные понятия и термины Продуктивный: - сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства - анализировать документы и социальные ситуации - составлять сравнительную таблицу | §16, 123-132 задание 1 из рубрики «В классе и дома» | |
20 | Роль государства в экономике | 1 | Урок комбинированного типа, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника | Налог, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, статьи дохода и расхода, гос.внешний долг, гос.внутренний долг, облигация, дефицит бюджета | Продуктивный: - систематизировать материал, составлять схему, таблицу - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать необходимость рынка для гос-ва Репродуктивный: - называть круг экон.проблем, регулируемых государством - называть госуд-ные способы воздействия на экономику - знать основные понятия и термины | §17, 132-140 вопросы, задания | |
21 | Распределение доходов | 1 | Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника | Совокупный доход, прожиточный минимум, потребительская корзина, неравенство доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты, социальное обслуживание, МРОТ, помощь безработным [пособия, биржа] | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - объяснять причины неравенства людей и их доходов - анализировать невозможность устранения неравенства в доходах -объяснять экономические меры государства по социальной поддержке - давать общую оценку социальным программам и адресной помощи Репродуктивный: - знать основные понятия и термины -называть источники доходов населения | §18, 140-147 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые» | |
22 | Потребление | 1 | Комбинированный урок с решением познавательных задач, работа с текстом учебника | Потребление [производственное и непроизводственное], сбережения, расходы [обязательные, произвольные], страхование, Фонд социального страхования, суверенитет потребителя, | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации Объяснять , что влияет на объем и структуру потребительских расходов - объяснять связь между доходом и потреблением - давать оценку степени благосостояния граждан - анализировать возможность школьника вносить личный вклад в совокупный доход семьи - давать оценку защиты прав потребителя Репродуктивный: - знать основные понятия и термины - называть виды страховых услуг | §19, 147-154 работа с текстом учебника | |
23,24 | Инфляция и семейная экономика | 2 | Комбинированный урок с решением познавательных задач, работа с текстом учебника | Инфляция, номинальный, реальный доход; сбережения, процент, банковский и потребительский кредит, , личный заём, | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - объяснять рост цен в рыночной экономике - объяснять разницу между номинальным и реальным доходом - - систематизировать материал, составлять таблицу Репродуктивный: - знать основные понятия и термины - называть влияние инфляции на доходы - называть формы сбережения граждан - называть назначение потребительского кредита | §20, 155-163 задание 1 и 3 из рубрики «В классе и дома» | |
25 | Безработица, её причины и последствия | 1 | Комбинированный урок | Безработица, занятость, спад производства | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать статистические данные; - объяснять экономические и социальные последствия безработицы - составление таблицы «Последствия безработицы» Репродуктивный: - знать основные понятия и термины - называть причины безработицы - называть категории занятых и безработных - уметь определять уровень безработицы в стране | §21, 163-171подготовить информационный проект «Профессии, которые нас привлекают» (презентация) | |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Комбинированный урок с решением познавательных задач, работа с текстом учебника | Мировое хозяйство, ЕС, ВТО, МВФ, внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс, фиксированный и биржевой курс, | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать статистические данные - объяснять выгоды стран от участия в межд-м разделении труда - анализировать условия изменения обменного курса валют Репродуктивный: - знать основные понятия и термины | §22, 171-180 Выводы и вопросы для повторения | |
27 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок - круглый стол | Выводы к главе | Продуктивный: - уметь вести дискуссию - анализировать статистические данные; - презентовать сделанные выводы | Вопросы перед §23 | |
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.) | |||||||
28 | Социальная структура общества | 1 | Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника | Социальная структура общества, страта, социальная мобильность [горизонтальная, вертикальная], статус, соц-ные группы, социальный конфликт [локальный, глобальный] | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать статистические данные - выделять признаки и причины соц.неравенства - анализировать роль соц-х конфликтов в развитии общества Систематизировать материал, составлять таблицу «Многообразие социальных групп» Репродуктивный: - знать основные понятия и термины - называть признаки страты - называть признаки и виды соц-х групп | §23, 181-190 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые | |
29 | Социальные статусы и роли | 1 | Комбинированный урок | Социальный статус [предписанный, достигаемый, прирожденный], социальная роль, гендер | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать статистические данные - объяснять , что определяет статус человека - сравнивать статусы - анализировать статусные позиции молодых в обществе - объяснять закрепление гендерных ролей Репродуктивный: - знать основные понятия и термины | §24, 190-198 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые | |
30 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника | Этническая группа, нация, национальная гордость, межнациональный конфликт | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - сравнивать понятия «нация» и «этнос» - объяснять значение нац-х традиций - анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве - объяснять опасность межнациональных конфликтов - высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов Репродуктивный: - называть нормы по вопросам развития наций и нац.отношений в законах России | §25, 198-206 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые | |
31, 32 | Отклоняющееся поведение | 2 | Комбинированный урок | Отклоняющиеся поведение [позитивное и негативное], социальные нормы | Продуктивный: - анализировать документы и социальные ситуации - анализировать статистические данные - проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение» - аргументировать причины и вред алкоголизма и наркомании для человека, общества Репродуктивный: - приводить примеры позитивного отклоняющегося поведения | §26, 206-215 Выводы и вопросы для повторения | |
33 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок-дискуссия | Понятия и термины к главе «Социальная сфера» | Продуктивный: - давать общую оценку - объяснять причины - использовать полученные знания в групповой интеллектуальной игре; - грамотно взаимодействовать в группе Творческий: - формулировать проблемные вопросы и задания | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1-2 | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Индивидуальная | Тест | ЦОР | |
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме 3-4 | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Индивидуальная | Тест | ЦОР | |
36 | Итоговое повторение | 1 | Повторение. Итоговый разноуровневый контроль | Индивидуальная | Тест | ЦОР |
Предварительный просмотр:
Дата | № п\п | Раздел, тема | Кол. часов | Понятия, определения | Тип урока | Знания, умения, навыки | Оснащение урока | Вид контроля | Межпр. связи |
Раздел 1. Общество и человек Тема 1. Общество | 16 ч 4 ч | Знать: - определение понятий «общество», «государство», «страна»; различия между этими понятиями; Уметь: - объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; - объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств; - объяснять сущность духовной сферы общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; - разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. | |||||||
1 | Что такое общество | 1 ч | общество, государство, страна; | Изучение нового материала | Учебник, ТСО | Тест, составление таблицы «Общественные науки» | |||
2 | Что такое общество | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | ||||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 ч | Сферы общественно жизни, социальные институты | Комбинированный урок | Знать: - основные понятия темы. Уметь: - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. | Учебник, ТСО | |||
4 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 1 | ||||
Тема 2. Человек | 12 ч | ||||||||
5 | Природа человека | 1 ч | природа | Изучение нового материала | Знать: - что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы; Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; - объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице). | Учебник, ТСО | Практические задания | ||
6 | Природа человека | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | тест | ||||
7 | Человек как духовное существо | 1 ч | Мировоззрение | Изучение нового материала | Знать: - основные понятия темы. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; - характеризовать моральные ценности, объяснять сущность мировоззрения. | Учебник, ТСО | составление таблицы «Типы мировоззрения» | ||
8 | Человек как духовное существо | 1 ч | мораль, ценности, идеалы, патриотизм гражданственность | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
9 | Деятельность – способ существования людей | 1 ч | деятельность | Изучение нового материала | Знать: - что такое деятельность, потребности, иерархическую теорию потребностей; Уметь: - характеризовать черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; - определять взаимосвязь деятельности и сознания. | Учебник, ТСО | Тест | ||
10 | Деятельность – способ существования людей | 1 ч | Сознание | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | составление схемы «Потребности человека | |||
11 | Познание и знание | 1 ч | Познание, истина | Изучение нового материала | Знать: - что собой представляет знание и процесс познания; Уметь: - объяснить сущность чувственного и рационального познания; - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | Учебник, ТСО | Составление схемы «Истина и ее критерии | ||
12 | Познание и знание | 1 ч | Социальное, гуманитарное знание | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | |||
13 | Человек в системе социальных связей | 1 ч | Личность | Изучение нового материала | Знать: - связь свободы и необходимости; Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; - выделять основные признаки понятия «личность»; - объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; - определять связь между самоопределением и самореализацией личности. | Учебник, ТСО | Письменные задания на карточках | ||
14 | Человек в системе социальных связей | 1 ч | Самооценка | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 2 | ||||
16 | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Общество и человек» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Контрольная работа № 1 | ||||
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни Тема 3. Духовная культура | 41 ч 9 ч | ||||||||
17 | Культура и духовная жизнь общества | 1 ч | Традиции, новаторство | Изучение нового материала | Знать: - что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь: - разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; - анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. | Учебник, ТСО | Тест | ||
18 | Культура и духовная жизнь общества | 1 ч | Элитарная | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | |||
19 | Наука и образование | 1 ч | Наука | Изучение нового материала | Знать: - что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; - что представляет собой образование как институт общества, что представляет собой высшая школа, какие виды учебных заведений есть в РФ. Уметь: - осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; - разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, особенности правового статуса ученика современной школы. | Учебник, ТСО | Тест | ||
20 | Наука и образование | 1 ч | Этика ученого | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | |||
21 | Мораль | 1 ч | Мораль | Изучение нового материала | Знать: - что такое религия, роль морали в жизни человека и общества; некоторые особенности мировых религий. Уметь: - определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. | Учебник, ТСО | Тест | ||
22 | Религия | 1 ч | религия | Изучение нового материала | Учебник, ТСО | Тест | |||
23 | Искусство и духовная жизнь | 1 ч | Изучение нового материала | Знать: - что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь: - анализировать произведения искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает; - выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России. | Учебник, ТСО | ||||
24 | Искусство и духовная жизнь | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | |||||
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 3 | ||||
Тема 4. Экономическая сфера | 5 ч | ||||||||
26 | Роль экономики в жизни общества | 1 ч | Экономика | Изучение нового материала | Знать: - что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; Уметь: - определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. | Учебник, ТСО | Составление таблицы | ||
27 | Роль экономики в жизни общества | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Составление словарика | ||||
28 | Экономическая культура | 1 ч | Изучение нового материала | Знать - основные элементы экономической культуры. Уметь: - определять значение экономической направленности и социальных установок личности; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; -объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. | Учебник, ТСО | ||||
29 | Экономическая культура | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Составление памятки «Этический кодекс предприним-ля» | ||||
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме; «Экономическая сфера» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 4 | ||||
Тема 5. Социальная сфера | 14 ч | ||||||||
31 | Социальная структура общества | 1 ч | Социальная структура | Изучение нового материала | Знать: - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей. Уметь: - анализировать социальный образ, имидж личности; - объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; - разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; - пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; - анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий. | Учебник, ТСО | Тест | ||
32 | Социальная структура общества | 1 ч | Мобильность, стратификация | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Составить схему «Социальная структура общества | |||
33 | Социальные взаимодействия | 1 ч | Социальная связь, социальное взаимодействие | Изучение нового материала | Знать: - что такое социальная связь и социальное взаимодействие; - какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; причины социальных конфликтов; - как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; - что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи. Уметь: - определять последствия социальных конфликтов; - объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; - анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому; - анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности. | Учебник, ТСО | Тест | ||
34 | Социальные взаимодействия | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | ||||
35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 ч | Девиантное поведение | Изучение нового материала | Знать: - что такое социальные нормы и социальный контроль; - в чем состоит значение самоконтроля. Уметь: - приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; - объяснять социальную опасность преступности. | Учебник, ТСО | Составить таблицу «Виды соц.норм» | ||
36 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | ||||
37 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 ч | Учебник, ТСО | Тест | |||||
38 | Нации и межнациональные отношения | 1 ч | Этнос | Изучение нового материала | Знать: - что представляют собой межнациональные отношения. Уметь: - разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; - пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относиться к национальной инакости людей. | Учебник, ТСО | Тест | ||
39 | Нации и межнациональные отношения | 1 ч | Межнациональные отношения | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Эссе | |||
40 | Семья и быт | 1 ч | Изучение нового материала | Знать: - что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: - описывать жизненный цикл семьи; - анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | Учебник, ТСО | ||||
41 | Семья и быт | 1 ч | Культура топоса | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Составить схему «Функции семьи» | |||
42 | Социальное развитие и молодёжь | 1 ч | Изучение нового материала | Знать: - актуальные проблемы нашего общества и молодежи; - как изменяются социальные роли человека в молодые годы; - какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь: - характеризовать особенности молодежи как социальной группы. | Учебник, ТСО | Тест | |||
43 | Социальное развитие и молодёжь | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | |||||
44 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 5 | ||||
Тема 6. Политическая сфера | 12 ч | ||||||||
45 | Политика и власть | 1 ч | Политика, политические институты | Изучение нового материала | Знать: - какие существуют формы проявления влияния в обществе.. Уметь: - пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. | Учебник, ТСО | Тест | ||
46 | Политика и власть | 1 ч | Власть | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
47 | Политическая система | 1 ч | Политическая система | Изучение нового материала | Знать: - что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней; - основные признаки и функции государства, уметь их анализировать; - что такое политический режим, и какие существуют его типы; - какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь: - давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; - анализировать виды монополии государства; - анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. | Учебник, ТСО | |||
48 | Политические режимы | 1 ч | Политический режим | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Составить схему: «Политические режимы» | |||
49 | Политическая жизнь современной России | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | Тест | ||||
50 | Гражданское общество и правовое государство | 1 ч | Гражданское общество, гражданин | Изучение нового материала | Знать: - что такое гражданское общество; - что представляет собой институт «гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - анализировать взаимоотношения государства и общества. | Учебник, ТСО | Тест | ||
51 | Гражданское общество и правовое государство | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | |||||
52 | Демократические выборы и политические партии | 1 ч | Демократия | Изучение нового материала | Знать: - что представляет собой политическая система; - типологии политических партий и их сущность. Уметь: - определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем. | Учебник, ТСО | Тест | ||
53 | Демократические выборы и политические партии | 1 ч | Многопартийность | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
54 | Участие граждан в политической жизни | 1 ч | Референдум | Изучение нового материала | Знать: - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Уметь: - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | Учебник, ТСО | Тест | ||
55 | Участие граждан в политической жизни | 1 ч | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | |||||
56 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Контрольная работа № 2 | ||||
Раздел 3. Право Тема 7. Право как особая система норм | 12 ч 12 ч | ||||||||
57 | Право в системе социальных норм | 1 ч | Право, мораль, религия | Изучение нового материала | Знать: понятия: право, мораль, религия Уметь: - определять индивидуальные и коллективные учебные задачи; Делать выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; -сравнивать полученные результаты с учебной задачей | Учебник, ТСО | |||
58 | Система права | 1 ч | Право, отрасли права | Комбинированный урок | Знать понятия: система, право, система права, отрасли права, субъекты и объекты права Уметь составлять на основе текста схемы - подготавливать рецензии - качественное и количественное описание изучаемого объекта | Учебник, ТСО | |||
59 | Источники права | 1 ч | Норма, обычай, договор | Изучение нового материала | Знать понятия: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция Уметь - выявлять существенные признаки объекта - организовывать совместную деятельность | Учебник, ТСО | |||
60 | Конституция в иерархии нормативных актов | 1 ч | Закон, Конституция | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
61 | Правоотношения и правонарушения | 1 ч | Правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность | Изучение нового материала | Знать понятия: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность Уметь: использовать справочную и дополнительную литературу - подбирать и группировать материалы по определенной теме; составлять планы различных видов | Учебник, ТСО | Тест | ||
62 | Развитие права в современной России | 1 ч | Комбинированный урок | Знать понятия: правоотношения, право, права человека, защита прав человека Уметь выявлять существенные признаки объекта - сравнивать полученные результаты с учебной задачей. | Учебник, ТСО | ||||
63 | Современное российское законодательство | 1 ч | Система права | Изучение нового материала | Знать понятия: система права, структура права, отрасли права Уметь подбирать и группировать материалы по определенной теме - классифицировать информацию - владеть компонентами доказательства | Учебник, ТСО | |||
64 | Основы права | 1 ч | Отрасли права | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||
65 | Правовая защита природы | 1 ч | Учебник, ТСО | ||||||
66 | Правосознание | Изучение нового материала | Знать понятия: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура Уметь оценивать свою учебную деятельность - определять объекты анализа и синтеза и их компонентов | Учебник, ТСО | |||||
67 | Правовая культура | Комбинированный урок | Учебник, ТСО | ||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Проверочная работа № 6 | ||||
69 | Общество в развитии | 1 ч | Прогресс, регресс | Знать: - каковы проявления глобализации в экономической сфере; - основные глобальные проблемы современности. Уметь: - определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; - объяснять, что такое процесс глобализации. | |||||
70 | Современный мир и его противоречия | 1 ч | |||||||
71 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | |||||
72 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основные сферы общественной жизни» | 1 ч | Урок проверки уровня усвоения учебного материала | Повторить и закрепить изученный материал | Контрольная работа № 3 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, которая рекомендована Департаментом образовательных программ, и стандартов общего образования Министерства образования РФ Москва «Просвещение» 2011 г, под редакцией Л. И. Боголюбова, Н.И. Городецкой и т.д.. и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, содействует реализации единой концепции исторического образования.
Учебным планом школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» на изучения обществознания в 10 классе отведено 2 часа в неделю, в течении года должно быть выдано: 72 ч.
Учащиеся работают по учебнику: «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Просвещение 2008г.
Цели программы:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В данную программу внесены следующие изменения.
на изучение раздела «Основные сферы общественной жизни» в примерной программе отведено 38 часов, а в данной программе- 41 ч. За счет резерва, в связи с тем, что темы сложны для усвоения обучающимися. По тому же принципу введены 2 дополнительных часа за счет резерва в раздел «Право»
Введены 2 дополнительных часа на заключительные уроки и 2 дополнительных часа на итоговое повторение.
Требования к уровню подготовленности обучающихся
По окончании изучения курса «Обществознание (включая экономику и право) в 10 классе обучающиеся должны:
знать/понимать:
определения основных понятий: «общество», «культура», «сферы общественной жизни», «духовная жизнь», «экономическая жизнь», «политическая сфера», «социальная система», «социальный институт», «человек», «антропосоциогенез», «мировоззрение», «социальное поведение», «личность», «свобода», «познание», «истина», «наука», «мораль», «религия», «искусство», «этика», «экономика», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные отношения», «социальный конфликт», «этнос», «нация», «семья», «политика», «власть», «политическая система», «государство», «гражданское общество», «правовое государство», «демократические выборы», «политические партии», «политическая идеология», «политическое участие», «право», «источники права», «правоотношения», «правонарушения», «отрасли права», «правомерное поведение», «правосознание», «правовая культура», «прогресс», «регресс», «глобализация», «глобальные проблемы»;
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм;
особенности социально-гуманитарного познания.
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базвый уровень) по программе Л.Н. Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
Рабочие программы по обществознанию для 6-9 классов
Представлены материалы рабочих программ для учащихся 6-9 класса к учебникам Л.Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов по программе Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС основного общего образования содержит календарно- тематическое планирование с ЭКОР...