рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

рабочая программа по обществознанию 5 класс Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_obshchestvo_rabochaya_programma.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к рабочей программе по обществознанию (5 класс).

Программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы. Рабочая  программа по обществознанию  для  5 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Романовская средняя общеобразовательная школа,  на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в 5 классе в течение 35 часов и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко.  – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – (ФГОС. Инновационная школа).

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие  базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему  социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).

Изучение   обществознания  в 5 классе  опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир».  Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

-самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

- помощь в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

Предметные результаты изучения предмета «Обществознание» должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Требования к уровню достижений обучающихся 5-х  классов на конец учебного года

Обучающийся должен научиться:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать семью и семейные отношения, оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса.

Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

  

Тема 1. Загадка человека (1 час) 

Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.

Основные термины и понятия: биологический, социальный.  

 

Тема 2. Потребности человека (1 час)

Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.

Основные термины и понятия: потребности, возвышение потребностей.

 

Тема 3. Человеческие интересы (1 час)

Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие  и тренировка интересов.

Основные термины и понятия: интерес, иерархия интересов.

 

Тема 4. Как человек оценивает себя и других (1 час)

Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.

Основные термины и понятия: самооценка, мораль.

 

Тема 5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями (1 час)

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.

Основные термины и понятия: инвалид, инвалидность.

 

Тема 6. Деятельность (1 час)

Мотивы и виды деятельности.  Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.

Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, личность, поведение, поступок.

 

Тема 7. Как человек познает мир и самого себя (1 час)

Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.

Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.

 

Тема 8. Образование и самообразование (1 час)

Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.

Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.

 

Тема 9. Социализация (1 час)

Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.

Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация,  ценности.

 

Тема 10. Положение человека в обществе (1 час)

Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.

Основные термины и понятия: социальныйстатус, социальное положение, ответственность.

 

Тема 11. Возрасты нашей жизни (1 час)

Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.

Основные термины и понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.

 

Тема 12. Особенности подросткового возраста (1 час)

Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.

Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

 

Тема 13. Что такое гендер (1 час)

Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.

Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.

 

Тема 14. Различия в поведении мальчиков и девочек (1 час)

Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Основные термины и понятия: гендерная социализация.

 

Тема 15. Национальная принадлежность (1 час)

Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.

Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

 

Тема 16. Юные граждане России (1 час)

Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве.  Паспорт. Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.

Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.

 

Тема 17. Здоровый образ жизни (1 час)

Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.

Основные термины и понятия: здоровый образ жизни.

 

Тема 18. Безопасность жизни (1 час)

Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.

Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.

Промежуточный контроль (1 час) 

 

Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ  ОКРУЖЕНИЕ  подростка

 

Тема 19. Самые близкие люди (1 час)

Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи.  Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.

 

Тема 20. Семейные отношения (1 час)

Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.

Основные термины и понятия: семейные конфликты.

 

Тема 21. Семейные ценности и традиции (1 час)

Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.

Основные термины и понятия: семейные ценности, семейные традиции.

 

Тема 22. Забота и воспитание в семье (1 час)

Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.

Основные термины и понятия: воспитание.

 

Тема 23. Государственная поддержка семьи (1 час)

Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.

Основные термины и понятия: материнский капитал, государственная социальная помощь.

 

Тема 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (1 час)

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Основные термины и понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.

 

Тема 25. Человек в малой группе (1 час)

Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.

Основные термины и понятия: группа, малая группа, межличностные отношения.

 

Тема 26. Общение (1 час)

Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.

Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.

 

Тема 27. Межличностные конфликты (1 час)

Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.

Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.

Промежуточный контроль (1 час) 

Тематическое распределение количества часов

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Введение в курс «Обществознание»

1

1

Человек и общество

22

2

Ближайшее окружение подростка

10

Итоговое повторение по курсу

1

Резерв

1

ИТОГО

35

Календарно-тематический план для 5 класса

по учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»

Тема урока

Количество

часов

Домашнее задание

Дата проведения урока

По плану

Факт. дата

1

Введение в курс «Обществознание»

1

с.5-7

Глава 1. Человек и общество

2

Загадка человека

1

§1

3

Потребности человека

1

§2

4

Человеческие интересы

1

§3

5

Как человек оценивает себя и других.

1

§4

6

Люди с ограниченными возможностями

1

§5

7

Как человек познаёт мир

1

§7

8

Контрольная работа

1

Повт. §1-7

9

Деятельность

1

§6

10

Образование и самообразование

1

§8

11

Социализация

1

§9

12

Положение человека в обществе

1

§10

Возрасты нашей жизни

1

§11

14

Подростковый возраст

1

§12, повт.§6-12

15

Контрольная работа

1

Повт.§ 10-12

16

Что такое гендер

1

§13

17

Мальчики и девочки

1

§14

18

Нации и национальная принадлежность

1

§15

19

Юные граждане страны

1

§16

20

Здоровый образ жизни

1

§17

21

Безопасность жизни

1

§18

22

Повторение и обобщение основных понятий главы 1

1

Повторить осн.

понятия §1-18

23

Контрольная работа.

1

                                             Глава 2. Ближайшее окружение подростка.

24

Самые близкие люди

1

§19

25

Семейные отношения

1

§20

26

Ваши семейные ценности

1

§21

27

Воспитание в семье.

1

§22

28

Поддержка семьи государством

1

§23

29

Зашита прав детей

1

§24

30

Человек в малой группе

1

§25

31

Общение

1

§26

32

Межличностные конфликты

1

§27

33

Повторение и обобщение основных понятий главы 2. Контрольная работа.

1

34

Итоговое повторение по курсу.

1

35

Резерв- 1час

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 5 класс»- М.:Русское слово, 2012г.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование презентации по курсу обществознания 5 класса.

Список литературы.

Для учителя.

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с.
  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
  4. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
  5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.
  6. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.
  7. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.
  8. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.

Для обучающихся.

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.
  8. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004
  9. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  10. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  11. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

 

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

  

http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации.

http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.

http://www.youthrussia.ru – Национальный совет молодёжных и детских объединений России.

http://semyarossii.ru – Семья России.

http://www.detskiedomiki.ru – Забота о детях с особыми нуждами.

http://www.unicef.ru – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http:// www.antropogenez.ru – Проблемы антропогенеза.

http://expert.ru –  Актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России и мира.

http://www.scepsis.ru – Научно-просветительский журнал «Скепсис».

http:// www.ug.ru – «Учительская газета».

http:// www.1september.ru – Газета «Первое сентября».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...