Факультативный курс по обществознанию для 7 класса "Я - подросток"
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Крючкова Ирина Григорьевна

Программа факультивного курса в рамках обществознания с опрой на психологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-podrostok.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            МБОУ СОШ №1        

                                                                                       г.Чита 

                               

                                                                 Программа факультативного курса

                                                                            “Я - подросток”

                                                                                 для 7 класса

                                                                                                                                            Составила: Зикунова И.Г.

                                                                                                                               учитель истории и обществознания    

                                                                                                                                                           I категории

                                                                                                                     

                                                                                  2015-2016 уч.   

                                                                                     Пояснительная записка

 Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст - самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

 Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

  Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

  Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

  Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

 В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

 Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.

 Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Таким образом, в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

 Исходя из психолого-педагогических обоснований, определяется цель данной программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их разностороннего личностного развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Так как для становления самооценки центральное место в подростковом возрасте занимает эмоциональная сфера, то акцент в программе сделан именно на эту сферу, и блок занятий назван “МИР ЭМОЦИИ”. В дальнейшем, в 8 и 9 классе предполагается работа над блоками “ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ” и “Я СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ”.

Программа рассчитана на 1 час в неделю/34 часа в год.

Методические приемы:

 -устный или анкетный опрос

-Универсализация” подростковых трудностей через использование проективных форм

обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой

-тестирование

-ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие темам занятий

-рефлексия результатов

-анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям

-индивидуальная работа в тетради

Тематическое планирование

N п/п

Тема

Кол-во

часов

Планируемая

деятельность

Домашнее

задание

Мониторинг

1.

Что значит “Я - Подросток”.

1

  Обсуждение правил групповой работы. Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

нет

2.

Как узнать эмоцию?

       1

Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации). Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

Заполнить

таблицу

Проверка

тетради

3.

Я - наблюдатель.

1

Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Схематический

рисунок

Обсуждение

4.

Мои эмоции.

1

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Заполнить

таблицу

Проверка

тетрадей

        5.

Эмоциональный

словарь.

1

Помочь учащимся познакомиться с особенностями собственного эмоционального мира.

Закрепить

упражнение

6.

Чувства “полезные” и “вредные”.

1

Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.

Придумать

ситуации

Анализ

ситуаций

7.

Сказка “Страна чувств”.

1

Оказать помощь учащимся для “нормализации” переживания социально неодобряемых эмоций.

Нарисовать рисунок к сказке

Анализ

рисунков

8.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

Помочь учащимся осознать необходимость управления своими эмоциями. Ознакомить подростков с приемом “Эмоциональный дневник”и обучить использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и

Заполнить

Дневник

Самопроверка

самопомощи в ситуациях

эмоционального

дискомфорта.

9.

Что такое

1

Создание условий для

Закрепить

Проверка

“запретные” чувства.

углубленного самоисследования своей

упражнение

тетрадей

эмоциональной жизни.

10.

Какие чувства мы

1

Определить основные

Рисунок

Анализ

скрываем?

причины, по которым люди скрывают свои эмоции. Научить выражать эмоции с помощью невербальных и вербальных средств.

рисунков

11.

12.

Маска.

Я в “бумажном

1

1

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

Создание условий для

Сделать маску

Презентация

работ

зеркале”.

самоанализа учащимися

своей эмоционально-

личностной сферы в режиме развивающей

психодиагностики.

13.

“Бумажное

отражение”.

          1

Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики.

Сделать записи в тетради

Проверка

тетрадей

14.

Что такое страх?

1

Обобщение опыта и знаний подростков об

эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов.

Рисунок

Анализ

рисунков

15.

Страхи и страшилки.

1

Обобщение опыта и знаний подростков об

эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Придумать

“страшилку”

Анализ

ситуации

16.

Страшная - страшная сказка.

1

Обобщение опыта и знаний подростков об

эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Придумать

сказку

Защита сказки

17.

Побеждаем все тревоги.

1

Обобщение опыта и знаний подростков об

эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проработать

памятку

Анализ

памятки

18.

А что они обо мне подумают?

1

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Упражнение - описание

19.

Страх оценки.

1

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Упражнение - описание

20.

Злость и агрессия.

1

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

Придумать

ситуацию

Анализ

ситуаций

21.

Как справиться со злостью.

1

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасности разрядки агрессии.

Составить

памятку

Защита

памяток

22.

Лист гнева.

1

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Рисунок

Представление рисунков

23.

Обида.

1

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

Рисунок

Представление рисунков

24.

Как простить обиду?

1

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

Написать письмо

Анализ писем

25.

Ах, чем я виноват?

        1

Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.

Упражнение

“Сказка”

26.

Что такое эмпатия?

1

Диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Придумать

рассказ

 Презентация рассказа

27.

Зачем мне нужна эмпатия?

1

Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

Составить список качеств

Презентация

качеств

человека

       28.

29.

Развиваем эмпатию.

  Еще раз про эмпатию.

         1

         1

Создание условий для развития эмпатии учащихся.

Создание условий для развития учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

 

Упражнение

“Фотография”

Анализ д./з.

30.

Эмпатия в действии.

1

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Заполнить

таблицу.

Проверка

таблицы

31.

Способы выражения чувств.

1

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации, формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.

Упражнение “Я - высказывание”

Проверка

тетрадей

32.

Тренировка “Я - высказываний”.

1

Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования “Я - высказывания”.

Упражнение

“Формулировка”

Обсуждение

результатов

33

 34.

Комплименты.

Итоговое занятие

1

1

Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на занятиях “Я - подросток” в 7 классе.

Составить

список

комплиментов для различных по характеру  людей

Презентация

комплиментов


                            Список литературы

1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.,1996.

2.Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг лищюстного роста. - М: 2003

3.Курпатов Андрей. Самоучитель по философии и психологии. - М: ОЛМА, 2008.

4.Леви В.Л. Новый нестандартный ребенок. СПб., 2004.

5.Михлеева А.В. Я - подросток. СПб.: Речь, 2006

6.Прусова Н.В. Общая психология. М: Экзамен, 2005.

7.Чарльз Ликсон. Конфликт: семь шагов к миру. СПб, Питер, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...

Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс

Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....

Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс

Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....

Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса

Программа расчитана на 18 часов....

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...