Факультативный курс по обществознанию для 7 класса "Я - подросток"
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме
Программа факультивного курса в рамках обществознания с опрой на психологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-podrostok.docx | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1
г.Чита
Программа факультативного курса
“Я - подросток”
для 7 класса
Составила: Зикунова И.Г.
учитель истории и обществознания
I категории
2015-2016 уч.
Пояснительная записка
Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст - самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности
Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.
Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Таким образом, в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Исходя из психолого-педагогических обоснований, определяется цель данной программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их разностороннего личностного развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Так как для становления самооценки центральное место в подростковом возрасте занимает эмоциональная сфера, то акцент в программе сделан именно на эту сферу, и блок занятий назван “МИР ЭМОЦИИ”. В дальнейшем, в 8 и 9 классе предполагается работа над блоками “ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ” и “Я СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ”.
Программа рассчитана на 1 час в неделю/34 часа в год.
Методические приемы:
-устный или анкетный опрос
-Универсализация” подростковых трудностей через использование проективных форм
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой
-тестирование
-ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие темам занятий
-рефлексия результатов
-анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям
-индивидуальная работа в тетради
Тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемая деятельность | Домашнее задание | Мониторинг |
1. | Что значит “Я - Подросток”. | 1 | Обсуждение правил групповой работы. Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений. | нет | |
2. | Как узнать эмоцию? | 1 | Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации). Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека. | Заполнить таблицу | Проверка тетради |
3. | Я - наблюдатель. | 1 | Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания. | Схематический рисунок | Обсуждение |
4. | Мои эмоции. | 1 | Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций. | Заполнить таблицу | Проверка тетрадей |
5. | Эмоциональный словарь. | 1 | Помочь учащимся познакомиться с особенностями собственного эмоционального мира. | Закрепить упражнение | |
6. | Чувства “полезные” и “вредные”. | 1 | Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций. | Придумать ситуации | Анализ ситуаций |
7. | Сказка “Страна чувств”. | 1 | Оказать помощь учащимся для “нормализации” переживания социально неодобряемых эмоций. | Нарисовать рисунок к сказке | Анализ рисунков |
8. | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 | Помочь учащимся осознать необходимость управления своими эмоциями. Ознакомить подростков с приемом “Эмоциональный дневник”и обучить использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и | Заполнить Дневник | Самопроверка |
самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. | |||||
9. | Что такое | 1 | Создание условий для | Закрепить | Проверка |
“запретные” чувства. | углубленного самоисследования своей | упражнение | тетрадей | ||
эмоциональной жизни. | |||||
10. | Какие чувства мы | 1 | Определить основные | Рисунок | Анализ |
скрываем? | причины, по которым люди скрывают свои эмоции. Научить выражать эмоции с помощью невербальных и вербальных средств. | рисунков | |||
11. 12. | Маска. Я в “бумажном | 1 1 | Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. Создание условий для | Сделать маску | Презентация работ |
зеркале”. | самоанализа учащимися | ||||
своей эмоционально- | |||||
личностной сферы в режиме развивающей | |||||
психодиагностики. |
13. | “Бумажное отражение”. | 1 | Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально - личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики. | Сделать записи в тетради | Проверка тетрадей |
14. | Что такое страх? | 1 | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов. | Рисунок | Анализ рисунков |
15. | Страхи и страшилки. | 1 | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. | Придумать “страшилку” | Анализ ситуации |
16. | Страшная - страшная сказка. | 1 | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. | Придумать сказку | Защита сказки |
17. | Побеждаем все тревоги. | 1 | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. | Проработать памятку | Анализ памятки |
18. | А что они обо мне подумают? | 1 | Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Упражнение - описание | |
19. | Страх оценки. | 1 | Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Упражнение - описание | |
20. | Злость и агрессия. | 1 | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. | Придумать ситуацию | Анализ ситуаций |
21. | Как справиться со злостью. | 1 | Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасности разрядки агрессии. | Составить памятку | Защита памяток |
22. | Лист гнева. | 1 | Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Рисунок | Представление рисунков |
23. | Обида. | 1 | Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды. | Рисунок | Представление рисунков |
24. | Как простить обиду? | 1 | Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки. | Написать письмо | Анализ писем |
25. | Ах, чем я виноват? | 1 | Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки. | Упражнение “Сказка” | |
26. | Что такое эмпатия? | 1 | Диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков. | Придумать рассказ | Презентация рассказа |
27. | Зачем мне нужна эмпатия? | 1 | Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. | Составить список качеств | Презентация качеств человека |
28. 29. | Развиваем эмпатию. Еще раз про эмпатию. | 1 1 | Создание условий для развития эмпатии учащихся. Создание условий для развития учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. |
Упражнение “Фотография” | Анализ д./з. |
30. | Эмпатия в действии. | 1 | Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | Заполнить таблицу. | Проверка таблицы |
31. | Способы выражения чувств. | 1 | Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации, формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. | Упражнение “Я - высказывание” | Проверка тетрадей |
32. | Тренировка “Я - высказываний”. | 1 | Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования “Я - высказывания”. | Упражнение “Формулировка” | Обсуждение результатов |
33 34. | Комплименты. Итоговое занятие | 1 1 | Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты. Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на занятиях “Я - подросток” в 7 классе. | Составить список комплиментов для различных по характеру людей | Презентация комплиментов |
Список литературы
1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.,1996.
2.Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг лищюстного роста. - М: 2003
3.Курпатов Андрей. Самоучитель по философии и психологии. - М: ОЛМА, 2008.
4.Леви В.Л. Новый нестандартный ребенок. СПб., 2004.
5.Михлеева А.В. Я - подросток. СПб.: Речь, 2006
6.Прусова Н.В. Общая психология. М: Экзамен, 2005.
7.Чарльз Ликсон. Конфликт: семь шагов к миру. СПб, Питер, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс
Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....
Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса
Программа расчитана на 18 часов....
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...
Элективный курс для 9-х классов "Подросток и закон"
Подросток и закон...