Рабочая программа. Обществознание. 5 класс.
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему
По учебнику А.И. Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvo-5_kravchenko_eshcherkina_.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей истории и обществознания | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СШ № 19 Им.И.П.Мытарева |
__________________Степченкова Н.В. | _____________ Волкова Е.С. | ___________Дегтярева Н.А. |
Протокол № 1от « 26 » августа 2016 г. | «___» _________________ 2016 г. | Приказ от № |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ___Обществознание____________________________________________________________________
Класс____________5_________________________________________________________________________________________________
Уровень основного общего образования
Учитель Ещеркина М.С.________________________________.________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год___2016-2017 учебный год__________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану всего 34 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе
Учебник_ «Обществознание» 5 класс. А.И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.М: «Русское слово»_2012
Программа курса Обществознание 5-6 класс, С.В. Агафонов. Соответствует ФГОС.М.: «Русское слово» 2014;
Рабочую программу составили_____________________________________________________Ещеркина М.С.____________
подпись расшифровка подписи
Содержание тем учебного предмета «Обществознание» в 5 классе
Введение (1ч)
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество-особая часть мира. Знакомство с содержанием учебника
Глава 1. Человек в обществе (19 ч)
тема 1. Загадка человека
Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.Основные термины и понятия:биологический, социальный.
тема 2. Потребности человека
Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные,социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.Основные термины и понятия:потребности, возвышение потребностей.
тема 3. Человеческие интересы
Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.Основные термины и понятия:
интерес, иерархия интересов
тема 4. Как человек оценивает себя и других
Человек в оценке других людей. Самооценка и ее разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.Основные термины и понятия:самооценка, способности, мораль.
тема 5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.Основные термины и понятия:инвалид, инвалидность.
тема 6. Деятельность
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. труд. творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность. Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение,поступок.
тема 7. Как человек познает мир и самого себя
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.
тема 8. Образование и самообразование
Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.
тема 9. Социализация
Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.
тема 10. Положение человека в обществе
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.Основные термины и понятия:социальныйстатус, социальное положение, ответственность.
тема 11.Возрасты нашей жизни
Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.Основные термины и понятия:возрастной статус, возрастная роль, поколение.
тема 12.Особенности подросткового возраста
Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
тема 13. Что такое гендер
Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.
тема 14. Различия в поведении мальчиков и девочек
Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.Основные термины и понятия:гендерная социализация.
тема 15. национальная принадлежность
Национальность. национальная принадлежность: влияет
ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. толерантность. Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.
тема 16. Юные граждане России
Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.
тема 17. Здоровый образ жизни
Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. здоровье и долголетие.
Основные термины и понятия:здоровый образ жизни.
тема 18. Безопасность жизни
Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.
Промежуточный контроль
Глава 2. Ближайшее окружение подростка(10 ч)
тема 19.Самые близкие люди
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.
тема 20.Семейные отношения
Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.Основные термины и понятия:семейные конфликты.
тема 21. Семейные ценности и традиции
Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Основные термины и понятия:семейные ценности, семейные традиции.
тема 22. Забота и воспитание в семье
Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.Основные термины и понятия:воспитание.
тема 23. Государственная поддержка семьи
Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.Основные термины и понятия:материнский капитал, государственная социальная помощь.
тема 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети- сироты. Социальные сироты. защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.Основные термины и понятия:дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.
тема 25. Человек в малой группе
Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм. Основные термины и понятия:группа, малая группа, межличностные отношения.
тема 26. Общение
Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Основные термины и понятия:общение, манера общения, дружба.
тема 27. Межличностные конфликты
Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.
Итоговое повторение (2ч)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов в рабочей программе | Количество часов в авторской программе |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Человек в обществе | 19 | 19 |
3 | Ближайшее окружение подростка | 10 | 10 |
Повторение курса Обществознание | 2 | 1 | |
Резерв | 2 | 4 | |
Итого | 34 | 35 |
В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утверждённым на 2016-2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 1 час в неделю, т.е. на 34 часа в год. Резервное время отведено за счёт уплотнения учебного материала и составляет 2 часа на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 2 часа будут использованы в конце учебного года на уроках повторения.
Так же считаю целесообразным отвести на Итоговое повторение вместо 1 часа-2,для того чтобы проверить как учащиеся усвоили пройденный материал.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
5 класс 2016-2017 учебный год
34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Дата проведения | Примечание | |||||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | План | Факт | ||||||||||||||||||
1. Введение в курс обществознания | 1 | Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые образовательные задачи | Прочитать Введение | |||||||||||||||||
Глава 1. Человек в обществе (19ч) | ||||||||||||||||||||||
Загадка человека | 1 | Обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за принятие решений | Фиксация информации в различных знаковых системах. | Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Потребности человека | 1 | Обучающие смогут: объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей | Понимать полноту ответственности человека, как биологического вида, за существование общества и природы | развивать умение точно и грамотно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии | Параграф 2,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Человеческие интересы | 1 | Обучающие смогут: объяснить термины: интерес. Иерархия интересов |
| Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Параграф 3,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Как человек оценивает себя и других | 1 | Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль. |
| Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | Параграф 4,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | 1 | Обучающие смогут: объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности | Воспитание культуры здрового и безопасного образа жизни, толерантного отношения к людям с ОВЗ | осознавать самого себя как движущую силу своего поведения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолении препятствий | Параграф 5,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Деятельность | 1 | Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами |
| Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. | Параграф 6,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Как человек познает мир и самого себя | 1 | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Параграф 7,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Образование и самообразование | 1 | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся | Формирование самостоятельности, самообразования, ответственности | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | Параграф 8,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Социализация | 1 | Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности | Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей. Воспитание активной жизненной позиции. Негативное отношение к взятничеству | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Параграф 9,учить термины,работа в печатных тетрадях Коррупционность мировоззренческая характеристика общества и личности | |||||||||||||||||
Положение человека в обществе | 1 | Обучающиеся смогут определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Параграф 10,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Возрасты нашей жизни | 1 | Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода | Осознание роли и значения любого человека | владеть монологической и диалогической формами речи | Параграф 11,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Особенности подросткового возраста. | 1 | Научатся характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного | Осознание роли и влияния подросткового периода на формирование человека. Формирование негативного отношения к коррупции | Умение извлекать из различных источников информацию | Параграф 12,учить термины,работа в печатных тетрадях Молодежь и коррупция | |||||||||||||||||
Что такое гендер | 1 | Смогут объяснить смысл понятия гендер, как «социальный пол» | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Осознание значения индивидуальных качеств, присущих мужчинам и женщинам | произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач | Параграф 13,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Различия в поведении мальчиков и девочек | 1 | Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией | Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Воспитание культуры дружеских отношений. Осознание различий по половому признаку | формулировать и обосновывать выводы | Параграф 14,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Национальная принадлежность | 1 | Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность , миграция. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Параграф 15,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Юные граждане России. | 1 | Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ смогут назвать права, человека. Которые он получает от рождения | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Негативное отношение к коррупции | анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план | Параграф 16,учить термины,работа в печатных тетрадях Гражданин и коррупция | |||||||||||||||||
Здоровый образ жизни | 1 | Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни | Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | Параграф 17,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Безопасность жизни | 1 | Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни | Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Параграф 18,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме I | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторить главу 1 | Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
Глава 2. Ближайшее окружение подростка (10ч) | Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||||||
Самые близкие люди | 1 | Смогут объяснить кто такие современники. Семья и каково значение семьи для человека и общества. | Будет сформировано уважение ценностей семьи | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы; | Параграф 19,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Семейные отношения | 1 | Смогут дать характеристику семейным отношениям ,назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов | Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы | Параграф20,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Семейные ценности и традиции | 1 | Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными. | будет сформировано уважение ценностей семьи | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Параграф2 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Забота и воспитание в семье | 1 | Смогут объяснить понятие « воспитание», сравнить системы воспитания детей | будет сформировано уважение ценностей семьи | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты) | Параграф 22,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Государственная поддержка семьи | 1 | Смогут объяснить, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ.Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | строить логическое рассуждение, владение устной монологической контекстной речью | Параграф 23,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей | 1 | Смогут объяснить кто такие дети сироты и социальные сироты , что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа и знаковой системы | Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач; | Параграф 24,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Человек в малой группе | Смогут объяснить понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах | Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций | Параграф 25,учить термины,работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
Общение | 1 | Смогут объяснить понятия общения, манера общения, дружба | Будет формироваться готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников | уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Параграф26,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Межличностные конфликты | 1 | Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения | Будет формироваться позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Параграф 27,учить термины,работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме II. | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторить Главу 2 | Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
Итоговое повторение (2ч) | ||||||||||||||||||||||
Итоговое повторение | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторение Глав 1-2 | Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
Итоговое повторение | 1 | Повторение Глав 1-2 | ||||||||||||||||||||
Резерв | 1 | |||||||||||||||||||||
Резерв | 1 |
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознания» в 5 классе
В результате изучения предмета «обществознание» ученик 5 класса должен
Знать и понимать:
- Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений
- Значение семьи, семейных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Различные подходы к исследованию человека и общества
- Основные социальные институты и процессы
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
Уметь:
- Характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
- Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневности для:
- Совершенствования собственной познавательной деятельности
- Эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами
- Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей
- Нравственной оценки социального поведения людей
- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- Осуществления взаимодействия с людьми разных убеждений, с разными культурными ценностями и разным социальным положением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...