Рабочая программа. Обществознание. 5 класс.
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему

Ещеркина Мария Сергеевна

По учебнику А.И. Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshchestvo-5_kravchenko_eshcherkina_.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей истории и

обществознания

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СШ № 19

Им.И.П.Мытарева

__________________Степченкова Н.В.

_____________ Волкова Е.С.

___________Дегтярева Н.А.

Протокол № 1от « 26  » августа 2016 г.

«___» _________________ 2016 г.

Приказ от                           №

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №  19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Рабочая программа

Наименование учебного предмета ___Обществознание____________________________________________________________________

 Класс____________5_________________________________________________________________________________________________

Уровень основного  общего образования 

Учитель Ещеркина М.С.________________________________.________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2016-2017 учебный год__________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего 34  часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе 

Учебник_ «Обществознание» 5 класс. А.И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.М: «Русское слово»_2012

Программа курса Обществознание 5-6 класс, С.В. Агафонов. Соответствует ФГОС.М.: «Русское слово» 2014;

 

Рабочую программу составили_____________________________________________________Ещеркина М.С.____________

подпись расшифровка подписи


        Содержание тем учебного предмета «Обществознание» в 5 классе

Введение (1ч)

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество-особая часть мира. Знакомство с содержанием учебника

Глава 1. Человек в обществе (19 ч)

тема 1. Загадка человека

Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.Основные термины и понятия:биологический, социальный.

тема 2. Потребности человека

Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные,социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.Основные термины и понятия:потребности, возвышение потребностей.

тема 3. Человеческие интересы

Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.Основные термины и понятия:

интерес, иерархия интересов

тема 4. Как человек оценивает себя и других

Человек в оценке других людей. Самооценка и ее разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.Основные термины и понятия:самооценка, способности, мораль.

тема 5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.Основные термины и понятия:инвалид, инвалидность.

тема 6. Деятельность

Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. труд. творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность. Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение,поступок.

тема 7. Как человек познает мир и самого себя

Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.

тема 8. Образование и самообразование

Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.

Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.

тема 9. Социализация

Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

тема 10. Положение человека в обществе

Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.Основные термины и понятия:социальныйстатус, социальное положение, ответственность.

тема 11.Возрасты нашей жизни

Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.Основные термины и понятия:возрастной статус, возрастная роль, поколение.

тема 12.Особенности подросткового возраста

Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

тема 13. Что такое гендер

Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.

Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.

тема 14. Различия в поведении мальчиков и девочек

Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.Основные термины и понятия:гендерная социализация.

тема 15. национальная принадлежность

Национальность. национальная принадлежность: влияет

ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. толерантность. Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

тема 16. Юные граждане России

Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.

тема 17. Здоровый образ жизни 

Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. здоровье и долголетие.

Основные термины и понятия:здоровый образ жизни.

тема 18. Безопасность жизни

Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.

Промежуточный контроль

Глава 2. Ближайшее окружение подростка(10 ч)

тема 19.Самые близкие люди

Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.

тема 20.Семейные отношения

Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.Основные термины и понятия:семейные конфликты.

тема 21. Семейные ценности и традиции

Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.

Основные термины и понятия:семейные ценности, семейные традиции.

тема 22. Забота и воспитание в семье

Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.Основные термины и понятия:воспитание.

тема 23. Государственная поддержка семьи

Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.Основные термины и понятия:материнский капитал, государственная социальная помощь.

тема 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети- сироты. Социальные сироты. защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.Основные термины и понятия:дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.

тема 25. Человек в малой группе

Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм. Основные термины и понятия:группа, малая группа, межличностные отношения.

тема 26. Общение

Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.

Основные термины и понятия:общение, манера общения, дружба.

тема 27. Межличностные конфликты

Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.

Итоговое повторение (2ч)

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов в рабочей программе

Количество часов в авторской программе

1

Введение

1

1

2

Человек в обществе

19

19

3

Ближайшее окружение подростка

10

10

Повторение курса Обществознание

2

1

Резерв

2

4

Итого

34

35

В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утверждённым на 2016-2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 1 час в неделю, т.е. на 34 часа в год. Резервное время  отведено за счёт уплотнения учебного материала  и составляет 2 часа на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 2 часа  будут использованы в конце учебного года на  уроках повторения.

Так же считаю целесообразным отвести на Итоговое повторение вместо 1 часа-2,для того чтобы проверить как учащиеся усвоили пройденный материал.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  ПРЕДМЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5 класс 2016-2017 учебный год

34 часа

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты УУД

Дата проведения

Примечание

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

1. Введение в курс обществознания

1

Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые образовательные задачи

Прочитать Введение

Глава 1. Человек в обществе  (19ч)

Загадка человека

1

Обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за принятие решений

Фиксация информации  в различных знаковых системах.

Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

 Потребности человека

1

Обучающие смогут: объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей

Понимать полноту ответственности человека, как биологического вида, за существование общества и природы

развивать умение точно и грамотно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

Параграф 2,учить термины,работа в печатных тетрадях

Человеческие интересы

1

Обучающие смогут: объяснить термины: интерес. Иерархия интересов

  1. Ост  ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Параграф 3,учить термины,работа в печатных тетрадях

Как человек оценивает себя и других

1

Обучающие смогут: объяснить значение понятия  самооценка и какой она бывает, способности и мораль.

  1. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Параграф 4,учить термины,работа в печатных тетрадях

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

1

Обучающие смогут: объяснить значение понятия  инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

Воспитание культуры здрового и безопасного образа жизни, толерантного отношения к людям с ОВЗ

осознавать самого себя как движущую силу своего поведения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору  в ситуации мотивационного конфликта и к преодолении  препятствий

Параграф 5,учить термины,работа в печатных тетрадях

 Деятельность

1

Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами

  1.       мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем   в  общественной и государственной жизни;

Планировать пути достижения целей.

Устанавливать целевые приоритеты.

Параграф 6,учить термины,работа в печатных тетрадях

Как человек познает  мир и самого себя

1

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Параграф 7,учить термины,работа в печатных тетрадях

Образование и самообразование

1

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся

Формирование самостоятельности, самообразования, ответственности

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Параграф 8,учить термины,работа в печатных тетрадях

Социализация

1

Обучающиеся смогут объяснить и  конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности

Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей. Воспитание активной жизненной позиции. Негативное отношение к взятничеству

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Параграф 9,учить термины,работа в печатных тетрадях Коррупционность

мировоззренческая характеристика общества и личности

Положение человека в обществе

1

Обучающиеся смогут определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Параграф 10,учить термины,работа в печатных тетрадях

Возрасты нашей жизни

1

Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода

Осознание роли  и значения любого человека

 владеть монологической и диалогической формами речи

Параграф 11,учить термины,работа в печатных тетрадях

Особенности подросткового возраста.

1

Научатся характеризовать особенности  подросткового возраста как переходного, переломного

Осознание роли и  влияния подросткового периода на формирование человека. Формирование негативного отношения к коррупции

Умение извлекать из различных источников информацию

Параграф 12,учить термины,работа в печатных тетрадях Молодежь и коррупция

Что такое  гендер

1

Смогут объяснить смысл понятия  гендер, как «социальный пол»

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Осознание значения индивидуальных качеств, присущих мужчинам и женщинам

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач

Параграф 13,учить термины,работа в печатных тетрадях

Различия в поведении мальчиков и девочек

1

Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Воспитание  культуры дружеских отношений. Осознание различий по половому признаку

формулировать и обосновывать выводы

Параграф 14,учить термины,работа в печатных тетрадях

Национальная принадлежность

1

Смогут объяснить значение понятий  национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность , миграция.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Параграф 15,учить термины,работа в печатных тетрадях

Юные граждане России.

1

Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ смогут назвать права, человека. Которые он получает от рождения

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Негативное отношение к коррупции

анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Параграф 16,учить термины,работа в печатных тетрадях Гражданин и коррупция

Здоровый образ жизни

1

Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Параграф 17,учить термины,работа в печатных тетрадях

Безопасность жизни

1

Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни

Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Параграф 18,учить термины,работа в печатных тетрадях

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме I

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторить главу 1

Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

Глава 2. Ближайшее окружение подростка (10ч)

Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

Самые близкие люди

1

Смогут объяснить кто такие современники. Семья и каково значение семьи для человека и общества.

Будет сформировано уважение ценностей семьи

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы;

Параграф 19,учить термины,работа в печатных тетрадях

Семейные отношения

1

Смогут дать характеристику семейным отношениям

,назвать причины  конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов

Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

Параграф20,учить термины,работа в печатных тетрадях

Семейные ценности и традиции

1

Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными.

будет сформировано уважение ценностей семьи

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Параграф2 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

Забота и воспитание в семье

1

Смогут объяснить понятие « воспитание», сравнить системы воспитания детей

будет сформировано уважение ценностей семьи

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты)

Параграф 22,учить термины,работа в печатных тетрадях

Государственная поддержка семьи

1

Смогут объяснить, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль  семьи  в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ.Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

строить  логическое рассуждение, владение устной монологической контекстной речью

Параграф 23,учить термины,работа в печатных тетрадях

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1

Смогут объяснить кто такие дети сироты и социальные сироты , что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа и знаковой системы

Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,   осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения и познавательных задач;

Параграф 24,учить термины,работа в печатных тетрадях

Человек в малой группе

Смогут объяснить понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах

Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций

Параграф 25,учить термины,работа в печатных тетрадях

Общение

1

Смогут объяснить понятия общения, манера общения, дружба

Будет формироваться готовность и способность  к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников

 уметь выделять существенную  информацию из текстов разных видов

Параграф26,учить термины,работа в печатных тетрадях

Межличностные конфликты

1

Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения

Будет формироваться  позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Параграф 27,учить термины,работа в печатных тетрадях

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме II.

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторить Главу 2

Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

Итоговое повторение (2ч)

Итоговое повторение

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторение  Глав 1-2

Параграф 1,учить термины,работа в печатных тетрадях

Итоговое повторение

1

Повторение  Глав 1-2

Резерв

1

Резерв

1

Планируемые результаты изучения предмета «Обществознания» в 5 классе

В результате изучения предмета «обществознание» ученик 5 класса должен

Знать и понимать:

  • Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений
  • Значение семьи, семейных отношений
  • Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • Различные подходы к исследованию человека и общества
  • Основные социальные институты и процессы
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

Уметь:

  • Характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
  • Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневности для:

  • Совершенствования собственной познавательной деятельности
  • Эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами
  • Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции
  • Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей
  • Нравственной оценки социального поведения людей
  • Предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • Осуществления взаимодействия с людьми разных убеждений, с разными культурными ценностями и разным социальным положением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...