Методика работы с понятиями и определениями.
методическая разработка по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Новаков Андрей Николаевич

Конспект мастер-класса, представленного на конкурсе "Учитель года 2016" - работа

по развитию понятийного аппарата и уменя самостоятельно строить определения

на уроках обществознания и истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_terminy.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания и истории.

(мастер-класс на конкурсе учитель года 2016)

        Одной из особенностей гуманитарного знания является обширность понятийного аппарата, что значительно затрудняет освоение учебного материала и препятствует успешной сдаче экзаменов. В стандартных КИМах ЕГЭ содержатся вопросы, прямо выявляющие знание учащимися понятий, используемых в курсе обществознания и истории. Таким образом, проблема успешной работы с терминами и определениями на уроках обществоведческого цикла является чрезвычайно актуальной.

        Простое заучивание понятий не эффективно, так как, во-первых, их очень много, а, во-вторых, их определения не требуется знать буквально. Вопросы чаще формулируются в виде объяснения смысла термина, т. е. допускают формулировку своими словами. Умение правильно формулировать определение и является одной из целей данного методического приема. Кроме того, эта методика помогает развить навыки анализа, выделения главного, понимания смысла информации.

        Вначале учащимся предлагается провести параллель между термином и именем человека. Определение термина – имя вещи. Затем ученикам задается вопрос – «Какие две основные функции имени вы можете назвать?» Первую функцию – выделение объекта среди многих других, учащиеся, как правило, называют сразу. А вот вторая функция для них не столь очевидна. Тогда задается наводящий вопрос – приводятся примеры имен, такие, как Харуки Муроками, Абу Али ибн Сина, Ким Ир Сен и т. п. Учащимся предлагается сделать предположения об этих людях на основании только их имен (рекомендуется выбирать имена малоизвестные, для чистоты эксперимента). После этого ученики, как правило, подходят к ответу – имя показывает принадлежность к определенной культурной группе, т. е. – групповой, общий признак объекта. Таким образом формируется понимание двух основных функций имени – определение группового признака (к какой группе объектов относится) и видового отличия (чем отличается от других объектов в группе).

        Затем формируется представление о составлении определения из 2-х основных частей. В первой определяется, к какой группе объектов относится определяемый, затем во второй части дается его уникальный признак. Рассматриваются примеры – «Человек – существо (групповой признак – живое существо) биосоциальное (уникальное отличие от других живых существ)». Учащимся предлагается самим составить простейшие определения объектов – стул, стол, зима. Обращается внимание на необходимость выделения наиболее общих и сущностных черт объекта, а не поверхностных – стул не деревянный или желтый, это предмет мебели, предназначенный для сидения. Если учащиеся испытывают затруднения в связи с определением групповой принадлежности объекта, помогает прием «В каком магазине мы будем покупать стул? В мебельном? Значит стул – это мебель». Таким образом, формируется понимание сути понятий и определений.

        После тренировки, для закрепления, предлагается самостоятельно составить определение нескольких обществоведческих терминов и понятий. В дальнейшем регулярно предлагается рассматривать определения с точки зрения выделения родового и видового признака, составлять определения самостоятельно. Рекомендуется указывать на наиболее важные признаки объекта в данном определении. Например, в определении инфляции следует выделить слова «обесценивание» и «долгосрочной перспективе». Можно даже предложить «сверхкраткое» определение – «Инфляция – это обесценивание денег надолго». Такое определение позволяет выделить суть проблемы, облегчить понимание и запоминание материала, способствует успешному усвоению учащимися необходимых знаний и развитию навыка анализа информации, выделению главного и второстепенного.

        Метод помогает развить обще учебные умения и навыки, личностные качества и облегчает усвоение учебного материала. Таким образом, он способствует успешному освоению программы и сдаче экзаменов. Занятия с использованием данного метода проходят увлекательно и интересно. Применять его можно уже в 8-х – 9-х классах. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над теоретико-литературными понятиями на уроках литературы в 5-11 классах

Изучение  теории  литературы  необходимо не  только  на  уроках  литературы,  но  и  на  уроках  русского языка. ЕГЭ,  любой  мони...

Мастер-класс "Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие"

Конспект метапредметного занятия в 5 классе.  Приёмы формирования понятий. Приёмы, сходные с определением....

Методика работы над математическими терминами, определениями, теоремами.

В данной работе представлена методика работы над математическими терминами, определениями, теоремами....

Методика работы с понятиями и теоремами в контексте деятельностного подхода

В современной системе образования к процессу обучения выдвигается большой список требований, который должен направлять на воспитание личностей и создание наиболее благоприятной ситуации для усвоения и...

Методика работы социального педагога с различными категориями семей     Определение семьи.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отн...