Мастер-класс "Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Конспект метапредметного занятия в 5 классе. Приёмы формирования понятий. Приёмы, сходные с определением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса: Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие.
Цель: показать приёмы работы с метапредметной категорией «Определение и понятие»
Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование необходимости работы с метапредметной категорией «Определение и понятие». 2. Продемонстрировать способы работы с определением и понятием.
Ход мастер-класса
1. Теоретическое вступление.
Эпиграф:
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. (Хуторской А.В.)
Обязательным элементом метапредметного занятия являются
1) работа с ключевыми понятиями с целью их философского осмысления;
2) выделение признаков этих понятий в предметной теме;
3) Сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале.
Сегодня я хочу показать некоторые приёмы работы с определением и понятием в 5 классе.
Приёмы формирования понятий:
1) анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);
2) синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков);
3) сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);
4) обобщение (мысленное объединение отдельных признаков в понятие).
Приёмы, сходные с определением:
1) описание (перечисление внешних черт предмета);
2) характеристика (перечисление некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета);
3) разъяснение посредством примера (даётся тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие).
2. Практическая часть
Задание №1. Я называю определение, вы – понятие.
1. Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая. | Ромашка |
2. Замкнутый в берегах большой естественный водоём. | Озеро |
3. Тот, кто связан с нами дружбой. | Друг |
4. Личное название человека, даваемое при рождении. | Имя |
5.Население государства, жители страны. | Народ |
6. Посланец Бога, покровительствующий человеку. | Ангел |
- Какое слово получилось при сложении первых букв? (Родина)
Задание №2.
- Какие ассоциации связаны у вас с этим понятием? (Россия, страна, родная земля, родной край, родная природа, родной город, семья, родители, детство, близкие, друзья…).
- Назовите из перечисленного наиболее важные, существенные признаки понятия «Родина» (Россия, страна, родная земля…)
- Попробуйте сформулировать определение понятия «Родина» (Родина – страна, где человек родился…)
- Заглянем в «Словарь русского языка» С.И. Ожегова: «Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н.»
Итак, мы учились конструировать определение понятия.
Задание №3
-Выберите правильное определение понятия «соотечественник».
1. Человек, у которого есть отечество.
2. Человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь.
3. Человек, который проживает вдали от отечества.
4. Человек, который живёт в отчем доме.
Задание №4
- Соотнесите понятие и определение.
1. Ностальгия | А) Древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. |
2. Отечество | Б) Человек, который любит свою Родину. |
3. Предок | В) Лицо, выселившееся из своей страны в другую по тем или иным причинам. |
4. Эмигрант | Г) Страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. |
5. Патриот | Д) Тоска по Родине |
Задание № 5
- Постройте лестницу понятий, в которой каждое новое понятие относится к предыдущему
как род к виду.
Москва, населённый пункт, столица, город (Москва – столица – город – населённый пункт).
Задание №6
Приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, пример.
- Выйдите на понятие.
1. Описание (внешние признаки): из бумаги, прямоугольной формы…
2. Характеристика (внутренние черты, свойства): содержит информацию, рассказывает о судьбах людей, исторических событиях…
3. «Война и мир»
Ответ: книга.
Задание № 7 Работа в группах
Мотивация
- Понятие и слово – одно и то же? (нет)
- Дайте определение понятию «коса». Что вызвало у вас затруднение?
(коса – сплетённые вместе пряди волос;
коса – сельскохозяйственное орудие для срезывания травы;
коса – идущая от берега полоса земли, отмель.
Слова-омонимы могут фиксировать разные понятия.
- Что вы можете сказать о словах «метель», «буран», «вьюга» ? (разные слова могут обозначать одно и то же понятие)
Каждое понятие имеет чёткое определение.
Понятие и слово не одно и то же. Слово – «дом» понятия, символ, знак.
Самостоятельная работа и предъявление результата
(во время выполнения заданий негромко звучит мелодия песни М. Таривердиева «Песня о далёкой Родине»)
1 группа («Ромашка»). Назвать проявление и характеристики понятия « привязанность» и записать их на лепестках (Любовь, дружба, верность, привычка, симпатия…) (Привязанность - чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому - чему – нибудь).
Вывод: раскрыть содержание понятия – значит указать его существенные признаки.
2 группа («Солнышко»). Подобрать к определениям понятия и записать на «лучиках».
1. Жилое здание, а также люди, живущие в нём (дом)
2. Женщина по отношению к своим детям (мать)
3. Группа живущих вместе родственников (семья)
4. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (любовь)
5. Детский возраст, детские годы (детство)
6. Тот, кто находится в родстве с кем-нибудь (родственник)
Вывод: понятие – мысль, отображающая общие и существенные признаки определённой совокупности предметов, процессов, явлений
3 группа («Исключи лишнее»). (Даны высказывания о родине и определение понятия «родина»).
1. Отчизна – это край, где пленница душа. (Вольтер).
2. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. (А.Франс).
3. Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский).
4. Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, присхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»).
Вывод: высказывание и определение – не одно и то же. Высказывание не раскрывает содержание понятия.
4 группа («Ключевые слова»). Найти в тексте ключевые слова, определяющие понятие «Родина», составить кластер. (Текст В. Пескова).
Вывод: алгоритм определения понятия: расчленение составляющих, выявление внешних признаков, сравнение сходных предметов, синтез (объединение важных признаков предмета).
3. Подведение итогов.
Итак, я показала такие приёмы формирования понятий, как
- анализ (расчленение на составляющие)
- синтез (соединение в целое)
- сравнение (установление сходства)
- обобщение (объединение в понятие),
а также приёмы, сходные с определением:
- описание
- характеристика
- разъяснение посредством примера.
4. Рефлексия
- Назовите одно слово, определяющее для вас понятие «родина».
- Нарисуйте мини-интеллект-карту (карту ваших ассоциаций) с центральной идеей «родина» (раздаточный материал – контур русской берёзки, фломастеры, цветные карандаши).
Спасибо за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды.
В статье "Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды" речь идёт о том, как музыкальная среда в школе способна воздействовать на духовное развитие школьников.О...
урок на тему Определение и понятие географических координат.
Цель: научить учащихся определять географические координаты Задачи урока: А. Сформулировать определение понятий «географиче...
Познавательные метапредметные умения. 5 класс "Понятие обыкновенной дроби"
Задания для текущего контроля сформированности познавательных метапредметных действий при изучении "Понятия обыкновенной дроби" 5 класс...
Мастер-класс "Метапредметный подход к определению математических понятий"
Мастер-класс на муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2016", презентация и конспект....
Презентация "Определение научного понятия"
Презентация "Определение научного понятия"...
Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие».
Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие». ...
Комментарии
Интересный мастер-класс
Интересный мастер-класс,Надежда Павловна! Знаком с интеллект-картами, но мне понравилась Ваша идея с мини-интеллект-картами.Сразу появились свои идеи, спасибо!
Ответ на комментарий
Спасибо,Владимир Иванович, за внимание и добрые слова!