Методика работы социального педагога с различными категориями семей     Определение семьи.
статья (10 класс)

Агапова Гульбаршын Сарсенбаевна

 Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первичная социализация личности. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы социального педагога с различными категориями семей

    Определение семьи.
  Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.

 Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первичная социализация личности. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

 Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка.

В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Среда жизни и развития ребёнка зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нем. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение объёма употребления алкоголя отцами и даже матерями, упущения в воспитании подростков родителями, которых заботит сегодня добывание хлеба. Значительная часть подростков предоставлены сами себе и идут на улицу. Но и в обеспеченной семье не всегда подросток чувствует себя комфортно. Проблемы семьи волнуют и самих детей.

Одна из главных задач социального педагога - изучение микроклимата в семье, учащегося девиантного поведения, подростка, нуждающегося в социально-правовой защите. Главным и решающим условием достижения положительного результата работы являются доверительные взаимоотношения социального педагога, подростка и родителей. В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:
  - Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.
  - Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.
  - Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
  - Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.
  - Посещение семей с целью охраны прав детства.
  - Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.
  - Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.
  - Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.
  

Функции социального педагога в работе с семьёй
  Основные функции социального педагога в работе с семьёй:
  - диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
  - прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
  - организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
  - правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  - предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
  - социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
  - социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
  - организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).
  

Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье.

В его задачи входит:
  - установление контактов с семьей;
  - выявление проблем и трудностей в семье;
  - стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
  - оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью).
 

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи.

Диагностика семьи - это постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. Социальнопедагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений. Основные принципы: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность мониторинга: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.). Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.


  Основное назначение диагностики и мониторинга - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование.

   Методика социального патронажа и надзора:
  
Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа:
  - Знакомство. Договор с семьей.
  - Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
  - Сбор информации о семье.
  - Выведение семьи из социальной изоляции.
  - Выход из семьи.
  

В деятельности социального педагога используется также надзор и такие его формы:
  - официальный (формальный) - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц;
  - неофициальный (неформальный) социальный контроль - представляет не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения.
  Объект социального надзора - выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций.


  Методика социально-педагогического семейного консультирования:
  Семейное консультирование - это оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
  Предметом социально-педагогического консультирования является:
  - в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
  - в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция;
  - в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, профилактика болезней;
  - в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи;
  - в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации;
  - в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
 

Структура технологий работы с неблагополучной семьёй
Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня:
  Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
  Диагностический уровень. Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделим наиболее важные из них:
  1. Методологические принципы:
  - объективность в сборе фактов и их интерпретации;
  - множественность источников информации;
  - достоверность информации;
  - клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
  2. Этические принципы:
  - конфиденциальность;
  - степень открытости - право клиента;
  - невмешательство в частную жизнь.
  На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
  - наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
  - беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
  - анкета (письменный опрос);
  - тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
  Широко используются в диагностике:
  - шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.
  - карточные методики - набор карт с определённым смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, её жизненной ситуации, облегчает работы с людьми, имеющими затруднения в общении, оказывает успокаивающее действие.
  - проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание).
  - ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений.
  - экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом.
  - анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчётности, для защиты своих интересов.
  - метод социальных биографий - сбор информации об истории ж изни человека и его семьи.
  
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней - индивидуального, группового и общинного.
  
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребёнком используются несколько технологий:
  Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
  Методы, приёмы консультирования:
  - беседа;
  - включенное обсуждение;
  - убеждение;
  - одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
  - приём активного слушания;
  - приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.
  - использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
  - прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения.
  - приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.
  - метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации.
  Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
  Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента.
  Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.
  

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
  Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.
  Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности. При этом он должен быть твёрдо убежден в правильности своих действий, быть способным и чётко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог готов постоянно осваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
  

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
  1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
  2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
  3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
  4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
  5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
  6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
  7- й этап: составление карты семьи;
  8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия);
  9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;
  10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
  11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
  

Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы педагога с различными категориями семей

Каждый новый учебный год начинается с составления социального паспорта класса, школы, каждый год начинается с досадных недоразумений, касающихся определения категории семьи - полная/неполная, мать-оди...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Методика работы социального педагога с семьёй

Материал разработан в помощь в работе социального педагога с семьёй в школах...

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Методика работы социального педагога с неблагополучной семьей на основе социокультурного анализа МКОУ «Ючюгейская СОШ»

Главным социальным фактором влияющим на становление личности, является семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благопол...

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...