Тезисы к мастер классу
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Использование приема ключевых понятий при отработке
заданий ЕГЭ по обществознанию
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения»
К.Д. Ушинский.
СЛАЙД №1. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию в условиях ФГОС являются знание ключевых понятий курса, умение применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и социальных явлений. Значительное число заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированным научным текстом. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне.
СЛАЙД №2. «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский). Исходя из цитаты великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России можно сказать, что самой главной и первостепенной задачей любого изучаемого предмета является активная работа над понятиями. Понятие выступает в роли фундамента и основной базы, при которой можно говорить об эффективности процесса обучения и усвоения материала. Знание понятий выступает средством и целью обучения, поскольку каждое новое полученное знание основывается на предшествующем – невозможно представить себе работу над внутренней структурой понятия без знания и усвоения определяющих его терминов.
СЛАЙД №3. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах. Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно. «Зазубривание» определений понятий и терминов не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений.
Понятийное мышление – вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.
СЛАЙД №4. В связи с этим перед учителем стоит проблема: как научить учащихся определенным навыкам в работе с терминами и понятиями при решении заданий ЕГЭ по обществознанию?
СЛАЙД №5. Решение этой проблемы заключается в следующем. Требования, предъявляемые к ЕГЭ, отражают запросы и потребности общества, родителей на овладение учеником необходимых компетенций. И уровень этих компетенций высок. Все эти вызовы требуют от учителя применения деятельностных технологий и приёмов, позволяющих реализовать поставленные задачи:
- глубокое и полное усвоение обществоведческих понятий;
- систематизация, обобщение знаний;
- достижение высоких баллов на ЕГЭ по обществознанию.
Системно-деятельностная технология подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ включает два взаимосвязанных и последовательных этапа. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
1 этап – систематизация теоретического материала
- составление презентаций, по блокам вопросов кодификатора
- разработка схем, сводных таблиц по различным темам
- работа с понятиями и терминами
2 этап – отработка навыков решений различных заданий
- решение заданий различных типов из КИМов
- решение тематических тестов
- решение тренировочных тестов ЕГЭ
СЛАЙД №6. Подробнее остановимся на первом этапе работы: систематизация теоретического материала, в частности на работе с понятиями и терминами. Что такое понятия? Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль, или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
На уроках обществознания используются различные методы по формированию понятийного аппарата и их последующему использованию в познавательной деятельности. Но несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна проводиться в системе с 5-го класса на уроках и курсах по выбору, элективных курсах, внеурочных занятиях.
Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут, же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью. На ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий. Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут специальные словари терминов, по которым я провожу письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом.
СЛАЙД №7. Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии). Таким образом, работу с понятиями можно проводить в различных направлениях. С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. На нашем мастер-классе рассмотрим синтез ключевых понятий. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.
СЛАЙД №8. Методы работы над понятиями могут быть различными в зависимости от задач урока и от уровня подготовленности учащихся. Ниже приводится несколько возможных вариантов работы с понятиями. В практике преподавания в 5-7 классах хорошо зарекомендовали себя следующие приемы:
1. Составить однокоренные слова с данным понятием (право – правда, правило, справедливость) или подбор сходных, родственных терминов для анализа (этап, эпоха, уровень развития общества). Подобрать слова – синонимы к данному понятию (конституционная монархия, парламентская монархия, ограниченная монархия).
2. Назвать 2-3 ассоциации. (Например, при введении понятия «монархия» учащиеся обычно называют: король, наследство, тиран, решает все сам. Обратным вариантом задания является определить понятие по рисунку, символу, коллажу).
3. Подобрать слово противоположное к данному понятию (регресс – прогресс).
4. Найти общее понятие для приведенных слов (живопись, театр, музыка, литература – искусство). Исключить лишнее понятие (конфуцианство, ислам, христианство, буддизм – конфуцианство).
5. Задание на конструирование понятий (гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть, разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место - правовое государство). Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм).
6. Обращение к этимологии данного понятия (любомудрие – философия, стоящий на краю – маргинал, власть толпы – охлократия).
7. Составление синквейна с данным понятием.
8.Составление схемы с использованием понятий: Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд
СЛАЙД №9. Прием использования подчёркивания. Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться с заданиями ЕГЭ, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.
Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается
1) подчеркнуть главные слова.
Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
10. Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию. Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями теста.
Например:
- понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие".
- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".
- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".
Вспомним, что задание на ЕГЭ по обществознанию требует не точной, а лишь корректной формулировки. Для выполнения требования задания достаточно соотнести требуемое понятие с родовым понятием и указать некоторые его видовые признаки.
Например, родовым понятием для понятия «Федерация» является «Форма государственно-территориального устройства». К видовым особенностям можно отнести такой признак федерации как наличие определенной самостоятельности отдельных частей государства.
Для отработки данных навыков я использую следующие упражнения:
Подведение под родовое понятие
Термин | Родовое понятие |
Искусство | форма общественного сознания |
вид деятельности | |
Наука | социальный институт |
система теоретических знаний | |
вид деятельности | |
Государство | социальный институт |
институт политической системы |
СЛАЙД №10. Овладев даже двумя приемами, такими как, например прием подчеркивания и прием использования маркеров, учащиеся в словарях выстраивают таблицу, которая содержит ключевые понятия и системный блок (синтез ключевых понятий). Таким образом, учащимся, особенно слабым, легче запомнить основные ключевые слова, чем заучивать длинные, порой не понятные термины и свои знания применять на практике.
Например:
Тема: Духовная сфера
Системный блок | Ключевые понятия |
Миф | Фантастичность Символизм |
Религия | Вера Сверхъестественность |
Искусство | Художественные образы Эмоциональность |
Наука | Теоретичность Логичность Объективность |
СЛАЙД №11. Запомнив ключевые понятия, учащиеся с легкостью смогут решить определенные задания ОГЭ и ЕГЭ.
Например:
Задание 5. Задание на выбор ответа (ОГЭ)
1. Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает
1) отражение мира в художественных образах
2) особую значимость субъективного восприятия мира
3) эмоциональное воздействие на человека
4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами
Учащийся находит в задании ключевое слово сверхъестественными и быстро определяет правильный ответ: 4
Задание 6. Задание на анализ двух суждений (ОГЭ)
1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку теоретически систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к объективности получаемых результатов.
Два ключевых понятия: теоретичность, объективность.
Правильный ответ: верно оба суждения
СЛАЙД №12,13,14. Такие таблицы учащиеся выстраивают в своих тетрадях, словарях, либо делают на отдельных карточках.
Тема: Типы экономического роста
Системный блок | Ключевые понятия |
Экстенсивный | Медленный Количественный |
Интенсивный | Быстрый Качественный |
Учащиеся, запомнив всего два ключевых понятия количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), с легкостью справляются с заданиями из КИМов.
СЛАЙД №15. Задания 1. Анализ схем и таблиц (ЕГЭ)
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Экономический рост
ТИПЫ | СУЩНОСТЬ |
Экстенсивный | Достигается за счёт количественного увеличения ресурсов |
… | Определяется совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией |
Задания 7. Выбор позиций из списка (ЕГЭ)
1. Найдите в приведённом ниже списке факторы экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освоение целинных и залежных земель
2) повышение квалификации работников
3) внедрение новых технологий
4) увеличение капиталовложений
5) привлечение дополнительно рабочих
6) рациональное распределение ресурсов
Практическая часть.
Присутствующим на мастер-классе учителям раздаются конверты с набором карточек по отдельным темам (Приложение №1). К каждой карточке блок заданий в соответствии с заданиями ЕГЭ и ОГЭ (Приложение №2).
Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Основная задача современной системы образования состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, познакомить с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Именно поэтому школьнику, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то обучающийся легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках и других пособиях.
Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Безусловно, этим важно заниматься уже в младших классах. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. В старшей школе важную роль, например, будет играть работа с различными словарями, знакомство с различными дефинициями одного понятия.
При работе над понятиями у учащихся формируются следующие умения:
- выделять понятия из письменного текста или устной речи;
- определять понятия;
- квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;
- находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;
- сравнивать различные понятия;
- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;
- составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;
- рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.
Приведенные в работе примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на хороший результат. Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата дает возможность развивать у учащихся способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности, что в конечном итоге формирует общепредметные компетенции.
Приложение №1
Приложение №2
Задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема: Духовная культура
Задание 5. Задание на выбор ответа (ОГЭ)
1. Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает
1) отражение мира в художественных образах
2) особую значимость субъективного восприятия мира
3) эмоциональное воздействие на человека
4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами
Задание 6. Задание на анализ двух суждений (ОГЭ)
1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку теоретически систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
Задание 21. Задание на сравнение (ОГЭ)
1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) является областью духовной культуры;
2) использует художественные образы;
3) требует точности и обоснованности утверждений;
4) создает духовные ценности.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задания 1. Анализ схем и таблиц (ЕГЭ)
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство | Освоение и воплощение эстетических ценностей |
Задания 5. Классификация путем установления соответствия (ЕГЭ)
1. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
| ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) логичность и доказательство выводов Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир В) вера в сверхъестественное Г) строгое следование ритуалам Д) объективное отражение действительности |
| 1) религия 2) наука |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема: Виды деятельности
Задания 1. Анализ схем и таблиц (ЕГЭ)
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
2.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛЬ |
Учение | Приобретение знаний |
... | Достижение практически полезного результата, направленного на удовлетворение потребностей |
Задание 2. Выбор обобщающего понятия (ЕГЭ)
1.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).
труд | вид деятельности | учение | познание | игра |
Задание 5. Классификация путем установления соответствия (ЕГЭ)
1. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей Б) направленность на практически полезный результат – различные блага В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности |
| 1) труд 2) игра 3) учёба |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 21. Задание на сравнение (ОГЭ)
1.Сравните виды деятельности человека — труд и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) Получение практически полезного результата. 2) Удовлетворение потребностей.
3) Условный характер. 4) Направленность на достижение цели.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема: Право и мораль
Задание 6. Задание на анализ двух суждений (ОГЭ)
Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали существуют только в письменной форме. Б. Нормы морали устанавливаются государством.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 21. Задание на сравнение (ОГЭ)
В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) принимаются государством; 2) регулируют жизнь общества;
3) опираются на представления о добре и зле; 4) устанавливают правила поведения.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задания 3. Соотнесение видовых понятий с родовыми (ЕГЭ). Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) установлена государством
2) имеет письменную форму
3) содержит нормативно-правовые акты
4) общеобязательна
5) по привычке
6) регулятор общественных отношений
7) понимание добра
Задания 17. Выбор позиций из списка (ЕГЭ). Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формулируется и поддерживается государством
2) существует как в устной, так и в письменной форме
3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
4) относится к нормативной системе общества
5) определяет границы должного поведения людей
Задание 22. Классификация путем установления соответствия (ОГЭ). Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) фиксируется в законах и под законных актах Б) регулируется общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла |
| 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема: Типы экономического роста
Задания 1. Анализ схем и таблиц (ЕГЭ)
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Экономический рост
ТИПЫ | СУЩНОСТЬ |
Экстенсивный | Достигается за счёт количественного увеличения ресурсов |
… | Определяется совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией |
Задания 7. Выбор позиций из списка (ЕГЭ)
1. Найдите в приведённом ниже списке факторы экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освоение целинных и залежных земель
2) повышение квалификации работников
3) внедрение новых технологий
4) увеличение капиталовложений
5) привлечение дополнительно рабочих
6) рациональное распределение ресурсов
Задание 8. Классификация путем установления соответствия
1. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
A) увеличение численности обслуживающего персонала Б) переобучение работников предприятия B) строительство новых электростанций Г) замена устаревшей техники на более современную Д) расширение посевных площадей | 1) интенсивные 2) экстенсивные |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 9. Выбор позиций из списка (ЕГЭ)
В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование современных компьютерных технологий производства
2) приобретение партии оборудования прошлого поколения
3) инвестиции в инновационные разработки
4) повышение квалификации работников
5) повышение производительности труда
6) увеличение масштабов производства за счёт открытия новых цехов
Задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема: Формы государства
Задание 2. Выбор обобщающего понятия (ЕГЭ)
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
форма правления тип политического режима
форма государства форма государственного устройства
Задание 14. Классификация путем установления соответствия (ЕГЭ)
1. Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА |
| КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ |
A)федеративное Б) демократическое B) авторитарное Г) унитарное Д) республиканское |
| 1) политический режим 2)государственное устройство 3)форма правления |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 15. Выбор позиций из списка (ЕГЭ)
Найдите в приведенном списке характеристики монархии.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) глава государства — наследственный монарх
2) законодательную власть осуществляет выборный парламент
3) высшую судебную власть осуществляет монарх
4) исполнительная власть принадлежит правительству
5) представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента
Задание 20.Определение терминов и понятий, соответствующих контексту (ЕГЭ)
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«____ (А) — это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. _________(Д) – форма правления при которой _______(Е) передается по наследству.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Список терминов:
1) власть | 2) президент | 3) республика | 4) народный |
5) президентская | 6) законодательный | 7) монархия | 8) выборный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....