Мастер-класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский)
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического опыта.
Отсутствие навыка работы с терминами и понятиями при решении заданий ЕГЭ по обществознанию Проблема:
Решение проблемы:
Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь
Систематизация теоретического материала Ключевые понятия Синтез ключевых понятий (системный блок)
Методы работы с терминами и понятиями на уроках обществознания Составить однокоренные слова с данным понятием или подбор сходных, родственных терминов для анализа. Подобрать слова – синонимы к данному понятию Назвать 2-3 ассоциации. Подобрать слово противоположное к данному понятию Найти общее понятие для приведенных слов Исключить лишнее понятие Задание на конструирование понятий Обращение к этимологии данного понятия Составление синквейна с данным понятием. Составление схемы с использованием понятий
Методы работы с терминами и понятиями на уроках обществознания Прием использования подчёркивания. Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается подчеркнуть главные слова. Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения . Прием использования маркеров Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию. Например: понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".
Тема: Духовная культура Системный блок Ключевые понятия Миф Фантастичность Символизм Религия Вера Сверхъестественность Искусство Художественные образы Эмоциональность Наука Теоретичность Логичность Объективность
Задание 5. Задание на выбор ответа (ОГЭ) 1. Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает 1) отражение мира в художественных образах 2) особую значимость субъективного восприятия мира 3) эмоциональное воздействие на человека 4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами Учащийся находит в задании ключевое слово сверхъестественными и быстро определяет правильный ответ: 4
Тема: Виды деятельности Системный блок Ключевые понятия Игра Воображаемая обстановка Условный характер Труд Изменяет объект Удовлетворяет потребности Познание Приобретение знаний Субъект изменяется Общение Коммуникация Субъект обязательно
Тема: Право и мораль Системный блок Ключевые понятия Мораль Возникла с обществом Необязательна Юридически не обоснованна Право Возникло с государством Обязательность Закреплено юридически
Тема: Типы экономического роста Системный блок Ключевые понятия Экстенсивный Медленный Количественный Интенсивный Быстрый Качественный
Задания 7. Выбор позиций из списка (ЕГЭ) Найдите в приведённом ниже списке факторы экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) освоение целинных и залежных земель 2) повышение квалификации работников 3) внедрение новых технологий 4) увеличение капиталовложений 5) привлечение дополнительно рабочих 6) рациональное распределение ресурсов
Тема: Формы государства Системный блок Ключевые понятия Форма правления Кому принадлежит власть Форма государственного устройства Соотношения власти в целом и его отдельных частей Политический режим Метод и способ осуществления власти
Тема: Форма правления Системный блок Ключевые понятия Монархия Власть по наследству Республика Власть выбирается
Заключение Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ – не завалить его огромным количеством материала, а научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Рефлексия Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Использованная литература и ссылки Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». – М., 2004.. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007 Брунер Дж. Психология познания. М., 1997. Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в школе / О. Ю. Крюкова // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10. Образовательный портал Гущина Д. Д. «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://ege.sdamgia.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...