Элективный курс по обществознанию.
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему

Касатов Александр Юрьевич

Элективный курс по обществознанию для 10-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10-11_klass._obshchestvoz-nanie.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

(МБОУ ДОД ЦРТДиЮ)

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» ____________201_

Протокол №____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦРТДиЮ

_____________ И. Н. Шишкина

Приказ№_____

от «____» ____________201__ г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Обществознание. Теория и практик»

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации: 2 года.

                                                                                      Автор-составитель:

Касатов Александр Юрьевич.

г. Ханты-Мансийск,

2016 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Пояснительная записка

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр.  2

Актуальность программы

 . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Новизна программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Направленность программы

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Тип программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Отличительная особенность программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Педагогическая целесообразность

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Цель программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Задачи программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Уровни освоения программы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  2

Способы организации содержания образования

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  3

Возраст участников программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  3

Сроки реализации программы

        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  3

Режим занятий  

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр.  3

Формы занятий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр.  3

Методы работы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр.  3

Ожидаемые  результаты

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  4

Способы определения результативности по программе

. . . . . . . . . . .

стр.  4

Формой подведения итогов программы

        . . . . . . . . . . . .         . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  4

2.

Учебно-тематические планы и содержание программы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  4

2.1

Содержание программы для группы 1 года обучения

 . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр.  4-7

2.2

Учебно-тематический план для группы 1 года обучения

. . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.  7-9

2.3

2.4

Содержание программы для группы 2 года обучения

Учебно-тематический план для группы 2 года обучения

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

……………………..

стр. 10-11

стр. 12-13

3.

Список литературы

        . . . .         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

стр. 14

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части 1и 2. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями;
  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Программа рассчитана на 14-17 летний возраст учащихся.

Срок реализации программы- 2 года.

Занятия проводятся во вне учебного времени.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
  4. Формой подведения итогов программы является сдача итоговой аттестации.

Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 68 часов: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа.

Программа курса

10 класс 34 часа

Введение 1 час

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

Модульный блок «Общество» 7 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система.    Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

 Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.      

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.

Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я» -концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Политика» 9 часов

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Форма занятия

Форма контроля

10 класс – 34 часа.

1

Введение

1

Вводная лекция

Модульный блок «Общество» 7 часов

2

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

Лекция

Решение заданий части 1 и 2.

3

Общество и природа. Общество и культура

1

лекция

Решение заданий части 1 и 2.

4

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

1

лекция

Решение заданий части 1 и 2.

5

Понятие общественного прогресса.

1

лекция

Решение заданий части 1 и 2.

6

Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества

1

лекция

Решение заданий части 1 и 2.

7-8

Контрольная работа по модульному блоку «Общество»

2

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов

9

Культура и духовная жизнь

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

10

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

11

Средства массовой информации

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

12

Искусство, его формы, основные направления. Наука

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

13

Социальная и личностная значимость образования

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

14

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

1

Практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

15

Мораль. Нравственная культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

16

Тенденции духовной жизни современной России

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

17

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

1

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов

18

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

19

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

20

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

21

Самопознание. Свобода и ответственность личности

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

22

Познание мира. Формы познания.

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

23

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

24

Виды человеческих знаний. Научное познание

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

25

Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание.»

1

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Политика» 9 часов

26

Власть, ее происхождение и виды

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

27

Политическая система, ее структура и функции

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

29

Политический режим. Типы политических режимов

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

30

Политическая идеология Политическая культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

31

Гражданское общество Правовое государство

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

32

Человек в политической жизни. Политическое участие

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

33-34

Контрольная работа по модульному блоку «Политика»

2

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

11 класс – 34 часа

Модульный блок «Экономика» 11 часов

Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.

Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.

Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.

Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.

Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.

Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.

Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.

Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.

Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Право» 8 часов

Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.

Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.

Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.

Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.

Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.

Итоговый контроль

Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

11 класс – 34 часа

Модульный блок «Экономика» 11 часов

35

Экономика: наука и хозяйство

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

36-37

Экономические системы

2

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

38

Экономическое содержание собственности

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

39

Измерители экономической деятельности

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

40

Экономический цикл и экономический рост

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

41

Экономика и государство

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

42

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

43

Экономика потребителя. Экономика производителя.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

44

Рынок труда. Безработица

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Решение заданий части 1 и 2.

45

Контрольная работа по модульному блоку «Экономика»

1

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов

46

Социальное взаимодействие и общественные отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

47

Социальные группы, их классификация

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

48

Социальный статус. Социальная роль

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

49

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

50

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

51

Семья и брак как социальные институты

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

52

Молодежь как социальная группа

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

53

Этнические общности. Межнациональные отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

54

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

55

Социальные процессы в современной России

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

56

Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения»

1

Практическая контрольная работа

Решение заданий части 1 и 2.

Модульный блок «Право» 8 часов

57

Право в системе социальных норм

Источники права. Правовые акты

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

58

Система права: основные отрасли, институты, отношения

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

59

Правонарушения

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

60-61

Конституция РФ

2

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

62

Юридическая ответственность и ее виды

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

63-64

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

65

Международные документы о правах человека

Правовая культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение заданий части 1 и 2.

Итоговый контроль – 3 часа

66-68

Пробный ЕГЭ

3

Литература для учителя и учащихся

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2012.
  2. Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
  3. Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2014. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2016.
  4. ЕГЭ 2016. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2016.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2015. (Федеральный институт педагогических измерений)
  6. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2015. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015.
  7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

Элективный курс по обществознанию "Актуальныевопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамка...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...