Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему
Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_9_klasss.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию для 9 класс
«Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию»
Автор: Терновик Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа». Холмогорский район. Архангельская область.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Цель курса: повторение и систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к государственной итоговой аттестации в новой форме;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими дальнейшего профиля обучения;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
- отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности и структуры (часть 1 КИМ)
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем)
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. При этом предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты. Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных сайтов сети Интернет. Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса - выполнение учениками зачётной работы в режиме пробного экзамена.
Элективный курс имеет следующую структуру.
- Повторение теоретических вопросов основных тем курса обществознания.
- Решение тренировочных заданий по теме.
- Выполнение зачётных заданий по теме.
- Практикум по решению разных типов заданий.
- Обучающий практикум по выполнению заданий части 2.
- Итоговая предэкзаменационная работа.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
Содержание курса.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Тематическое планирование курса.
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
1. | Человек и общество. | 3 | ||
1.1 | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
1.2 | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. | 1 | Семинарское занятие. | Участие в семинаре |
1.3 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. |
2 | Сфера духовной культуры. | 3 | ||
2.1 | Духовная культура. Наука. Образование. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
2.2 | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | Семинарское занятие. | Участие в семинаре |
2.3 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» |
3. | Экономика. | 4 | ||
3.1 | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
3.2 | Рынок. Рыночные отношения. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
3.3 | Экономическая политика государства. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
3.4 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. |
4. | Социальная сфера. | 3 | ||
4.1 | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Составление опорного конспекта |
4.2 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
4.3 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» |
5. | Сфера политики и социального управления. | 4 | ||
5.1 | Власть. Государство. | 1 | Семинарское занятие | Участие в семинаре |
5.2 | Политические режимы | 1 | Лекция с элементами беседы. | Составление опорного конспекта |
5.3 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
5.4 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. |
6. | Право. | 6 | ||
6.1 | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
6.2 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 | Лабораторное занятие | Решение тематического теста. |
6.3 | Права, свободы и обязанности граждан. | 1 | Лабораторное занятие. | Решение тематического теста. |
6.4 | Кодифицированное право. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. |
6.5 | Тренировочный практикум по решению задач по теме. | 1 | Практикум | Решение задач |
6.6 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» |
7. | Практикум по решению заданий с диаграммами. | 2 | ||
7.1 | Решение заданий с диаграммами | 1 | Обучающее решение задач. | Решение задач |
7.2 | Решение заданий с диаграммами. | 1 | Тренировочное решение тестов. | Решение задач. |
8. | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений | 1 | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
9. | Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений | 1 | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
10. | Общий практикум по выполнению заданий части 2 | 3 | ||
10.1 | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 1 | Практикум | Выполнение заданий по тексту |
10.2 | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 1 | Практикум | Выполнение заданий по тексту. |
10.3 | Зачётное задание по части 2 | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. |
9. | Итоговая предэкзаменационная работа. | 3 | Контрольное решение тестов | Итоговая работа |
10. | Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Литература для учителя и учащихся.
- Учебник «Обществознание» 6-9 классы. М. Русское слово. 2011 – 2013 г.
- Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, - 2011 - 2013
- Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
- А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...
Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку
Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе...
Дистанционный курс: Подготовка учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию
Подготовка учащихся 9 класса к успешной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курсаЭкзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, э...
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....
Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников: ознакомление с правовой базой государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена, изменения в контрольно-измерительных материалах, формирование универсальных учебных действи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образованияКрасноперекопский районРеспублика Крым...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...