Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

           Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает  основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_9_klasss.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

элективного курса  по обществознанию для 9 класс   

«Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию»

Автор:  Терновик Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа». Холмогорский район. Архангельская область.

Пояснительная записка.

           Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.          

Цель курса: повторение и систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.

           Задачи курса:

     - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»  в соответствии с современными требованиями к государственной итоговой аттестации в  новой форме;

     -  стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими дальнейшего профиля  обучения;

     -  отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

     -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.

     - отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности и структуры   (часть 1 КИМ)

     -   отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)

     

          Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает  основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем)

        Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к  государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. При этом  предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты.  Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.

           Отработка навыков проверки знаний  осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных  сайтов сети Интернет.  Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса  -  выполнение учениками зачётной работы в режиме пробного экзамена.

        Элективный курс имеет следующую структуру.

  1. Повторение теоретических вопросов основных тем  курса обществознания.
  2. Решение тренировочных заданий по теме.
  3. Выполнение зачётных заданий по теме.
  4. Практикум по решению разных типов заданий.
  5. Обучающий практикум по выполнению заданий части 2.
  6. Итоговая предэкзаменационная работа.

      В результате изучения курса ученик должен:    

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

-сущность общества как формы совместной деятельности людей

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

уметь:

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия

-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы,  человека и общества,  сфер общественной жизни,  гражданина и

государства)

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в

различных сферах

-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов  СМИ,  учебного текста и других адаптированных  источников)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.

Содержание курса.

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения

Межнациональные отношения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления

 Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право.

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная

ответственность несовершеннолетних.

Тематическое планирование курса.

Название темы

Количество

часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

1.

Человек и общество.

3

1.1

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

1

Лекция с элементами беседы.

Решение тематического теста.

1.2

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения.

1

Семинарское занятие.

Участие в семинаре

1.3

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Письменный зачёт.

2

Сфера духовной культуры.

3

2.1

Духовная культура. Наука. Образование.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

2.2

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

Семинарское занятие.

Участие в семинаре

2.3

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Зачётный тест в программе «May test»

3.

Экономика.

4

3.1

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

3.2

Рынок. Рыночные отношения.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

3.3

Экономическая политика государства.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

3.4

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Письменный зачёт.

4.

Социальная сфера.

3

4.1

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

1

Лекция с элементами беседы.

Составление опорного конспекта

4.2

Нации и межнациональные отношения

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

4.3

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Зачётный тест в программе «May test»

5.

Сфера политики и социального управления.

4

5.1

Власть. Государство.

1

Семинарское занятие

Участие в семинаре

5.2

Политические режимы

1

Лекция с элементами беседы.

Составление опорного конспекта

5.3

Гражданское общество и правовое государство.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

5.4

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Письменный зачёт.

6.

Право.

6

6.1

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

6.2

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Лабораторное занятие

Решение  тематического теста.

6.3

Права, свободы и обязанности граждан.

1

Лабораторное занятие.

Решение  тематического теста.

6.4

Кодифицированное право.

1

Лекция с элементами беседы.

Решение  тематического теста.

6.5

Тренировочный практикум по решению задач по теме.

1

Практикум

Решение задач

6.6

Тестовый практикум по теме

1

Тренировочное решение тестов.

Зачётный тест в программе «May test»

7.

Практикум по решению заданий с диаграммами.

2

7.1

Решение заданий с диаграммами

1

Обучающее решение задач.

Решение задач

7.2

Решение заданий с диаграммами.

1

Тренировочное решение тестов.

Решение задач.

8.

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

1

Обучающее решение задач.

Решение заданий

9.

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений

1

Обучающее решение задач.

Решение заданий

10.

Общий практикум по выполнению заданий части 2

3

10.1

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

1

Практикум

Выполнение заданий по тексту

10.2

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

1

Практикум

Выполнение заданий по тексту.

10.3

Зачётное задание по части 2

1

Тренировочное решение тестов.

Письменный зачёт.

9.

Итоговая предэкзаменационная работа.

3

Контрольное решение тестов

Итоговая работа

10.

Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок.

1

Итого

34 часа

Литература для учителя и учащихся.

  1. Учебник «Обществознание» 6-9 классы. М. Русское слово. 2011 – 2013 г.
  2. Учебник «Обществознание»  Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, - 2011 - 2013
  3.  Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
  4. А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г.

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...

Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе...

Дистанционный курс: Подготовка учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию

Подготовка учащихся 9 класса к успешной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курсаЭкзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, э...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...