Элективный курс подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Элективный курс предназначен для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию учащихся 9 классов. Курс расчитан на один год из расчета 1 час в неделю. Предполагает теоретическую и практическую подготовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.rar | 331.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с.Заветное»
Родионова Надежда Владимировна. (2016-2017 уч.год).
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта , утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями) и в соответствии с кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2016 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Предлагаемая программа элективного курса рассчитана для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» рассчитан на обучающихся 9-х классов, которые выбрали сдавать экзамен по обществознанию в новой форме и предполагает 34 часа из расчета 1 час в неделю. Срок реализации: 1 год.
Цель программы:
– подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
-формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с текстом (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- дискуссии
- практические занятия по решению учебных задач;
- работа с обществоведческими терминами;
Формы контроля: тестовые задания, схемы, таблицы. По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .
Ожидаемые результаты:
По окончанию элективного курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
- анализировать документы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы».
Содержание программы
Введение. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы для проведения итоговой аттестации. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Характеристика заданий, используемых для проведения итоговой аттестации. (2часа)
Тема 1. «Человек и общество». (4часа)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2. «Экономическая сфера общества» (4часа)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.
Тема 3. «Политическая сфера обществ» (4часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 4. «Духовная сфера общества» (4часа)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 5. «Социальная сфера общества» (4часа)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 6. «Право». (4часа)
Право и его роль в жизни общества. Международное гуманитарное право.
Отрасли права. Конституция РФ, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.
Итоговая зачетная работа в форме ОГЭ. (2часа)
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Введение | 2 часа | |
Характеристика структуры экзаменационной работы. Заполнение бланков. | 1 ч. | ||
Характеристика заданий, используемых для проведения ОГЭ. | 1 ч. | ||
2. | Входная диагностика | 1 час | |
3. | «Человек и общество» | 4 часа | |
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | ||
Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Человек и общество». | 1 ч. | ||
4. | «Экономическая сфера общества» | 4 часа | |
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | ||
Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Экономическая сфера общества». | 1 ч. | ||
5. | Промежуточный контроль | 1час | |
6. | «Политическая сфера общества» | 4 часа | |
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | ||
Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | ||
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Политическая сфера общества». | 1 ч. | ||
7. | «Духовная сфера общества» | 4 часа | |
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | ||
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Духовная сфера общества». | 1 ч. | ||
8. | «Социальная сфера общества» | 4 часа | |
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Социальная сфера общества». | 1 ч. | ||
9. | «Право» | 4 часа | |
Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | ||
Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | ||
Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | ||
Тестирование в форме ОГЭ по теме «Право». | 1 ч. | ||
10. | Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов | 1 час | |
11. | Итоговая диагностическая работа в форме ГОЭ | 2 часа. | |
12 | Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях | 3 часа |
Литература для учителя:
1. Бабленкова И.И., В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
2.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999
3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
4. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999
5.Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся для 9-х классов / Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ю.И.Аверьянова издательство «Просвещение М., 2012
Литература для учащихся:
1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
3. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
4. Конституция РФ.- М.,2014
5. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.: «Экзамен», 2016
Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ:
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.
Приложение №1
Характеристика экзаменационной работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание.
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
№ | Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий от максимального балла, равного 39 | Тип заданий |
1 | Часть1 | 25 | 26 | 66,7 | С кратким ответом |
2 | Часть 2 | 6 | 13 | 33,3 | С развернутым ответом |
Итого | 31 | 39 | 100 |
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень заданий
| Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального балла за выполнение заданий от максимального первичного балла, равного 39 |
Базовый | 16 | 18 | 46 |
Повышенный | 13 | 16 | 41 |
Высокий | 2 | 5 | 13 |
Итого | 31 | 39 | 100 |
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.
Обществознание.
2016 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 39.
- 0—14 баллов — отметка «2»
- 15—24 баллов — отметка «3»
- 25—33 баллов — отметка «4»
- 34—39 баллов — отметка «5»
Приложение №2
Обществоведческие термины и понятия
Понятия темы «Общество и человек»
Общество | |||
в широком смысле слова | в узком смысле слова | ||
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей; формы объединения людей | Всё человечество в его прошлом (истории), настоящем (современности) и будущем (перспективе) | совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности | определённый этап развития человечества |
Сферы жизни общества
экономическая | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения в процессе производства, обмен и распределение продуктов производства |
социальная | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья и семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга |
политическая | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти |
духовная | Наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры |
Человек – биосоциальное существо:
биологическое существо – проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании различных процессов в человеческом организме;
социальное существо – лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком (формируются речь, мыслительные способности и др.)
Основные отличия человека от животного:
способность производить и использовать орудия труда;
способность мыслить и обладать членораздельной речью;
способность к целенаправленной творческой деятельности (создание того, чего в природе не существует).
Характеристика человека:
Индивид | Индивидуальность | Личность |
отдельно взятый представитель всего человеческого рода; самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь | неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств; выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его внешнего облика, манеры поведения, характера и т.д. | социально и духовно развитый человек; выражает особые, только данному человеку свойственные качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и др., которые проявляются в деятельности) |
Приложение №3
Работа с текстом
Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать: наличие не менее двух партнёров; приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение; общественные нормы, с помощью которых эти отношения регулируются.
С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой – организацию для достижения общих целей. Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы и поэтому возникает вместе с ним.
Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой ( в отдельном коллективе), а распространяется на социальные группы и общество в целом. Только эффективная власть, т.е. пользующаяся доверием общества, осуществляет это влияние правовыми методами. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т.д.
(По материалам интернет-издания)
С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2.Какие три признака власти указаны в тексте? Приведите пример осуществления власти.
С3.Какие два вида политической власти названы в тексте? Укажите по одному субъекту каждого из этих видов политической власти.
С4.Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью разных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.
С5.Какую власть авторы называют эффективной? Используя обществоведческие знания, дайте другое объяснение термина «эффективная власть».
С6. Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.
Приложение№4
Тематические тесты в форме ОГЭ.
Тест. Духовная сфера общества.
Часть1 . Задания уровня А.
А 1 Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется
1) народной
2) массовой
3) национальной
4) элитарной
А 2. Массовая культура
1) появилась с развитием средств массовой информации
2) сопровождает всю историю человечества
3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры
4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа
А 3. Непосредственно искусство характеризует признак
1) удовлетворение потребностей человека
2) эстетическое освоение окружающего мира
3) установление законов развития общества
4) отражение сущности природных и социальных явлений
А 4. Верны ли суждения ?
Культура – это:
А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.
Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 5. Верны ли суждения?
Произведения массовой культуры
А. Отражают все эмоциональные проблемы современного человека.
Б. Не должны использовать приемы элитарной культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 6. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) влияние на все сферы общественной жизни
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) выявление законов человеческой психики
4) образное восприятие окружающего мира
А 7. Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3) процесс и результат духовного производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
А 8. Многообразие культур служит в современном мире проявлением
1) национальной изолированности
2) национальной дифференциации
3) культурного застоя
4) культурной глобализации
А 9. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) обеспечения развития отдельных отраслей производства
4) образное восприятие окружающего мира
А 10. Общим для научного и художественного творчества является
1) стремление к осмыслению действительности
2) обоснованность предположений
3) стремление к достоверности
4) формирование чувства прекрасного
Часть 2. Задания уровня В.
В 1 Завершите фразу
Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, это _________
В 2 Завершите фразу
Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, -это _______________
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.
Определите , какие положения текста носят
А. фактический характер
Б характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ | ||
1 | стремление к достоверности | А | наука |
2 | обоснованность предположений | Б | искусство |
3 | субъективность | ||
4 | образное отражение реальности |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 5 . Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ | ||
А | Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя | 1 | самообразование |
Б | Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов | 2 | самопознание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....
Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс
Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...
Конспект занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" в 10-11 классах
Конспект занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" в 10-11 классах.Цель: отработка навыка написания эссе по обществознаниюЗадачи: - в теоретической части:- вспомнить пон...
Рабочая программа элективного курса " Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...