задания олимпиады
олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основные вопросы по избирательному законодательству:
1. Понятие и условие реализации активного и пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации на федеральных, областных и муниципальных выборах.
Активное избирательное право – это право избирать, голосовать на референдуме. Ограничения:
возраст до 18 лет;
недееспособность установленная судом,
нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;
место жительства за пределами избирательного округа.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, баллотироваться на выборную должность.
Ограниечения:
возраст (до 18 лет - для депутатов представительного органа МСУ, до 21 года - для выборного должностного лица органа МСУ и депутата законодательного (представительного) органа региональной гос. власти, до 35 лет – на пост президента);
иностранное граджанство;
осуждение за совершение тяжких, особо тяжких и экстремистки направленных преступлений, неснятая или непогашенная судимость по этим преступлениям;
одно лицо на одну должность не более установленного количества сроков подряд (для президента – два срока)
2. Избирательные системы, которые применяются на выборах различного уровня: Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов палат Законодательного Собрания Российской Федерации, глав и депутатов представительных органом муниципальных образований.
Избирательная система может быть мажоритарной или пропорциональной, а также может различаться по типу округа (единый или несколько на одной территории, одно- или многомандатный), по способу определения победителя (абсолюного (больше 50 %) или относительного большинства)
Выборы президента проходят в едином одномандатном округе . Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избираются по единому избирательному округу, включающему в себя территорию Свердловской области в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
3. Система избирательных комиссий на выборах разного уровня. Понятия: организующая выборы избирательная комиссия, вышестоящая, нижестоящая избирательная комиссия.
В Российской Федерации действует следующая система избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
- участковые комиссии.
организующая выборы избирательная комиссия - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов;
вышестоящая избирательная комиссия - определенная в этом качестве законом избирательная комиссия, по отношению к иным избирательным комиссиям, проводящим эти же выборы;
нижестоящая избирательная комиссия - определенная в этом качестве таковой законом избирательная комиссия, по отношению к вышестоящим избирательным комиссиям, проводящим эти же выборы.
Федеральные выборы: ЦИК – организующая, ИК субъектов РФ
Региональные выборы: ИК субъектов РФ– организующая
Местные выборы: ТИК– организующая, УИК - нижестоящая
5. Порядок формирования избирательных комиссий различного уровня в Свердловской области: сроки формирования, срок полномочий, органы, формирующие комиссии, субъекты выдвижения кандидатур.
Решение о формировании ИКСО должно быть принято не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава.
Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов ППЗС Со формируются не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 11 членов с правом решающего голоса. Состав комиссии назначается решением ИКСО.
Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов представительных органов МО формируются не позднее чем за 70 дней до дня голосования вышестоящей ИК.
Решение о формировании ТИК должно быть принято не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава.
Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Срок полномочий ИК-ий Со исчисляется со дня первого заседания нового состава и составляет четыре года.
6. Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса.
Членами избирательных комиссий с ПРГ не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства РФ, а также граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
2) граждане, признанные решением суда недееспособными;
3) граждане, не достигшие возраста 18 лет;
4) депутаты законодательных (представительных) органов гос. власти, органов МО;
5) выборные должностные лица;
6) судьи, прокуроры;
7) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители, члены ИК с ПСГ, супруги и близкие родственники кандидатов;
8) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
9) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость.
Член избирательной комиссии с ПСГ обладает равными правами с членом избирательной комиссии с ПРГ по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:
1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени, ОУ;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решения и подписывать решения ИК;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Член избирательной комиссии с ПРГ не вправе:
1) проводить предвыборную агитацию;
2) выступать от имени ИК в ходе публичных мероприятий;
3) представлять интересы кандидата, избирательного объединения.
Члену избирательной комиссии выдается удостоверение, форма которого устанавливается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы.
7. Статус председателя избирательной комиссии: порядок избрания (назначения) и освобождения от должности, основной круг полномочий.
Председатель обязан иметь высшее профессиональное образование, для ик – юр.лиц отвечает за хозяйственную деятельность комиссии
1) организует работу комиссии;
2) формирует проекты повесток заседаний комиссии, созывает и председательствует на них;
3) подписывает решения комиссии и протоколы заседаний комиссии, а также договоры, соглашения и иные документы от имени комиссии;
4) является распорядителем финансовых средств;
5) организует бухгалтерский учет в комиссии;
10. Ответственность избирательной комиссии и членов комиссии с правом решающего голоса за нарушения законодательства о выборах.
Формы отвественности:
Конституционно-правовая (расформирование комиссии, выыведение из состава отдельных членов, временное отстранение – за невыполнение решений вышестоящей комиссии и суда)
Административная (штрафы, аресты)
Уголовная (только для физ.лиц – за нарушение прав избирателей)
Дисциплинарная ( в связи с трудовыми отношениями)
Гражданско-правовая (за несоблюдение обязательств по договорам, товарно-денежная отвественность)
11. Порядок организации учета избирателей, участников референдума и порядок и сроки составления и использования списка избирателей, участников референдума.
Регистрации подлежат все избиратели, участники референдума.
Регистрация избирателей, проживающих на территории МО, осуществляется главой местной администрации
Регистрация военнослужащих, членов их семей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части.
Органы, осуществляющие регистрацию граждан не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства с указанием следующих персональных данных гражданина: ФИО, д.р., места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства , вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, дата выдачи документа . Органы ЗАГС – о фактах смерти.
Не реже чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах, призванных/уволеных на военную службу, а органы уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным/дееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации
В списки избирателей на избирательных участках, включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, или факт временного пребывания гражданина на территории этого участка, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации
Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, на основании сведений, представляемых по установленной форме.
Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список и заверяют печатью .
ТИК передает по акту УИКам первый экземпляр списка избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей.
14. Порядок выдвижения кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области: сроки, субъекты выдвижения, способы поддержки выдвижения, основные документы, представляемые для выдвижения и регистрации.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов начинается за 80 дней до дня голосования, заканчивается за 45 дней до дня голосования.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом ИК, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В ИК подается заявление выдвинутого лица в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с вышеуказанными документами.
Соответствующая избирательная комиссия регистрирует факт получения ею заявления.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов собираются подписи избирателей в количестве 0,75 процента от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа.
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов Государственной Думы осуществляется без сбора подписей избирателей.
Избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
15. Порядок выдвижения кандидатов на выборах в органы местного Самоуправления: сроки, субъекты выдвижения, способы поддержки выдвижения, основные документы, представляемые для выдвижения и регистрации.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов начинается за 70 дней до дня голосования. заканчивается за 45 дней до дня голосования. (в остальном, как и в ОблДуму)
Наблюдатель - гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. Наблюдатель должен иметь при себе направление.
Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении УИК в период с начала работы до принятия протокола вышестоящей ИК;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК;
7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу, получать от соответствующей ИК заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) ИК, в вышестоящую ИК или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за получение и заполнять за избирателя бюллетень, в том числе по его просьбе;
3) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
4) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
5) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
6) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
7) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
19. Понятие, сроки проведения и признаки предвыборной агитации, основные формы ведения предвыборной агитации. Виды предвыборной агитации.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1) призывы голосовать за кандидата, либо против него;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату;
3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных агит. материалов;
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать определенной законом суммы в зависимости от численности избирателей в соответствующем избирательном округе:
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением,
3) добровольных пожертвований граждан,
4) добровольных пожертвований юр. лиц.
Избирательные фонды избирательных объединений могут создаваться за счет:
1) собственных средств избирательного объединения,
2) собственных средств кандидатов, включенных в списки кандидатов,
3) добровольных пожертвований граждан,
4) добровольных пожертвований юридических лиц.
Для расходования средств избирательных фондов кандидата, избирательного объединения также установлен предельный размер.
22. Открытие избирательного участка в день голосования. Организация голосования в помещении для голосования на избирательном участке в день голосования.
Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
Член участковой или вышестоящей избирательной комиссией немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме.
Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
До начала голосования председатель сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно на выборах в органы МСУ, в том числе в помещении вышестоящей избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. Затем, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования.
Каждый избиратель голосует лично. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член УИК с ПРГ обязан удостовериться, что избиратель не проголосовал досрочно, заявление (обращение) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, о чем устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосовани
24. Организация голосования избирателей вне помещения для голосования в день голосования.
В день выборов УИКи обязаны обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. УИК регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее 16.00ч. в день голосования. По прибытии членов УИК к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.
Участковая избирательная комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с ПРГ, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, реестр либо заверенную выписку из него, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Члены УИК с ПРГ своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня.
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика УИК составляет акт, в котором указываются количество избирательных бюллетеней, выданных членам УИК с ПРГ, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных ) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах УИК с ПРГ, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах УИК с ПСГ и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
32. Виды выборов: основные, дополнительные повторные, досрочные. Органы, уполномоченные назначать соответствующие выборы. Сроки назначения выборов.
Выборы | назначаются: |
Основные | по истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица |
Дополнительные | в случае досрочного прекращения полномочий: - депутата ППЗакСобрания Со; - депутата думы МО, избранного по одномандатному округу; - депутата думы МО, избранного по многомандатному округу; если, в многомандатном округе замещено менее 2/3 мандатов. (при условии , что срок полномочий будет больше года) |
Повторные | если основные выборы признаны - несостоявшимися; - недействительными; - избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата; - избранный на должность выборного должностного лица, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица; - после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, (по незамещенным мандатам). |
Досрочные | в случае досрочного прекращения полномочий : - представительного органа; - главы муниципального образования; - более одной трети депутатов представительного органа. |
Выборы | Назначает (если уполномоченный орган не незначл) |
Президента | Совет Федерации |
Гос.Думы | Президент (ЦИК) |
референдум | Гос.Дума |
ОДЗС Со и ППЗС Со | совместным постановлением палат ЗС Со (ИКСО) |
Думы и главы МО | Дума МО (ТИК) |
Сроки назначения: | |
федеральные | за 110-90 дн. |
региональные | за 100-90 дн. |
местные | за 90-80 дн. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания олимпиады 5-6 класс
Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных предлагает Х Всероссийская олимпиада по английскому языку Районный этап 5—6, 7-...
Задания олимпиады по истории России
Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....
Задания олимпиады по физической культуре. 5 класс
Практические и теоретические задания для школьного этапа олимпиады по физической культуре. 5 класс....
задания олимпиады по технологии
Олимпиадные задания по технологии (мальчики) с 5 по 11 классы в виде теста с ответами....
Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)
Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....
Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)
Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности обучающихся 6-х классов....
Тесты. Задания олимпиады по технологии 5-9 классы.
Данные теоретические задания можно дополнить практическими заданиями, а также проектом....