Рабочая программа по предмету Обществознание по профессии "Повар. Кондитер"
рабочая программа по обществознанию на тему

Васютина Ирина Александровна

Рабочая программа по Обшествознанию  для СПО по профессии "Повар. Кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvo_vasyutina.docx67.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БОУ ОО СПО «ГАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Малоархангельский филиал

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Для профессии 19.01.17. «Повар, кондитер»

2015г.

ОДОБРЕНА

Методической комиссии общеобразовательного цикла

____________________________

Председатель МК

__________ /_____________/

Протокол № ___

от «___»__________2015г.

Составлена в соответствии с

требованиями стандарта среднего  общего образования по дисциплине

Зам. директора по УР и МР

______________ Л.В.Симонова

 «___»__________2015г.

Разработчик:

И.А.Васютина -  преподаватель Малоархангельского  филиала  БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Рецензент:

С.В.Манушина – преподаватель БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

В.С.Петухова  -  преподаватель БОУ ОО СПО «Покровский техникум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В объеме 114 аудиторных часов, 171 часов максимальной нагрузки. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет в шестом семестре.

Рабочая программа разработана на основе примерной  программы ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России  для профессий среднего профессионального образования от 2008 года.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего  общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

       Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности,  а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Сам.

работа

студента

Мак. наг

рузка студента

час.

всего

лабор.

занят.

практич

занят.

1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

16

10

6

2. Основы знаний о духовной культуре    человека и общества

11

7

4

3. Экономика

5

4

1

4. Социальная  сфера

18

12

6

5. Политическая сфера

17

12

5

6. Право как особая система норм

18

12

6

7. Человек и экономика

35

23

12

8. Проблемы социально политической и духовной жизни

21

14

7

9. Человек и закон

30

20

10

ИТОГО

171

114

57

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

    Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

    Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение

    Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

    Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

    Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

    Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

1.2.Общество как сложная система

    Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

    Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

    Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

    Студент должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, потребность, деятельность, социализация личности, социальные нормы, истина, мировоззрение, свобода, выбор, ответственность, толерантность, конфликт, профессия;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Студент должен уметь:

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы;

- оценивать своё место в обществе;

- подготавливать устное выступление по социальной проблематике.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными группами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка сообщения «Взаимосвязь человека и природы – можно ли разорвать»

Подготовка сообщения «Общество и его регуляторы»

Эссе «Глобализация общества – спасение или гибель»

2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЕ  ЧЕЛОВЕКА  И     ОБЩЕСТВА

2.1.Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2.Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали.

 Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Студент должен знать/понимать:

- основные понятия: наука, образование, профессиональное образование, дистанционное образование;

- этические нормы в области науки и образования;

- принципы образования в России.

Студент должен уметь:

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- раскрывать тенденции развития науки и образования в России, республике, городе;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- показать значение образования для человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка домашнего задания по теме «Духовная культура»

Подготовка реферата по одной из тем

«Христианство, как одна из мировых религий»

« Роль буддизма в мировой культуре»

«Ислам и его роль в современном мире».

 3. ЭКОНОМИКА

3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.        

3.2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

3.3.ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

3.4.Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Студент  должен знать/понимать:

- основные понятия: экономика, потребность, ресурсы, разделение труда, специализация, кооперация, обмен, торговля, экономические системы, доход, уровень жизни, права потребителя;

- тенденции развития экономики как социального института;

- факторы, влияющие на уровень жизни населения;

- методы государственного регулирования в экономике;

- Закон РФ «О защите прав потребителей»;

Студент должен уметь:

- ориентироваться в актуальных общественных событиях, в частности в экономических, для  определения личной гражданской позиции;

- защищать права потребителя, осознанно выполнять гражданские  обязанности;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- подготавливать устное выступление, презентацию  по экономической проблематике;

- критически воспринимать  информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать   собранную экономическую  информацию;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей (производителя и потребителя);

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;

- реализации и защиты прав потребителей, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе  «Роль личности в современной экономике».

4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.Социальная роль и стратификация.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4.2.Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

4.3.Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.

Студент должен знать/понимать:

- основные понятия: молодежь, этнос, этнические общности, нация, национальная политика, семья, брак;

- необходимость регулирования общественных отношений;

-признаки нации и принципы строительства отношений между нациями.

Студент должен уметь

- дать характеристику различным менталитетам;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, общие черты и различия закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их – устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;

- осуществлять поиск социальной информации  в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Пути решения межнациональных конфликтов»

Подготовка к обсуждению вопроса «Межнациональные конфликты современного мира – причины, пути решения».

Работа с дополнительной литературой.

Эссе «Какой вы видите современную семью».

Причины отклоняющегося поведения личности  - тема для обсуждения.

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

5.1.Политика и власть.

Государство в политической     системе

Понятие власти. Типы общественной власти.  Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

 5.2.Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Студент должен знать/понимать:

- основные понятия: политическая  власть, политика, политическая система, государство, суверенитет, функции государства, формы государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, демократия, демократический режим, правовое государство, конституция;

- признаки и функции государства;

- сущность и признаки правового государства;

- принцип разделения властей;

- основное содержание Конституции РФ.

Студент должен уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между ними;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

- извлекать из оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по предложенной тематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой.

Эссе «Моя роль в политической жизни страны».

Реферат «Разделение властей в условиях современного Российского общества».

Происхождение и особенности  парламентского режима – тема для обсуждения.

Выполнение домашнего задания по теме «Политические сферы».

                      6. ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА НОРМ.

6.1.Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

6.2. Основы конституционного права Российской  Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

Права и обязанности налогоплательщика.

6.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

6.4. Международное право

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Студент должен знать/понимать:

- основные понятия: юриспруденция, право, правовая норма, система права, институт права, отрасль права, нормативный правовой акт, закон, систематизация права, кодификация, правоотношение, правоспособность, дееспособность, проступок, правонарушение, юридическая ответственность;

- ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;

- виды правовой информации, источников права;

- основные отрасли системы российского права;

- виды нормативно-правовых актов и законов;

- структуру и содержание правоотношения;

- юридический состав правонарушения;

- виды юридической ответственности.

Студент должен уметь:

- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;

- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов;

- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами урока и дополнительной литературой.

Реферат «Юридическая ответственность несовершеннолетних»

Дайте оценку состояния российского законодательства на современном этапе – тема для размышления.

                                 7.ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

7.1.Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

7.2.Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

7.3.Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

7.4.Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. 

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

7.5.Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя.  Сбережения, страхование.  Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Студент  должен знать/понимать:

- основные понятия: ВВП, ВНП, экономический рост, экономический цикл, труд, безработица, деньги, банк, инфляция, кредит;

- основные измерители экономической деятельности;

- методы подсчёта ВВП;

- причины и последствия безработицы;

- виды, причины и последствия инфляции;

- основы денежной политики государства;

Студент должен уметь:

- ориентироваться в актуальных общественных событиях, в частности в экономических, для  определения личной гражданской позиции;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- определять роль человека в системе экономических отношений;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук (раскрыть особенности российской денежно-кредитной и антиинфляционной политики государства);

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- подготавливать устное выступление, презентацию  по экономической проблематике;

- критически воспринимать  информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать   собранную экономическую  информацию;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей (работника и владельца);

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;

- реализации и защиты прав потребителей, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Влияние конкуренции на качество обслуживания потребителя».

Конкуренция – это тормоз или газ экономики? – тема для размышления.

Выполнение домашнего задания по теме.

Когда и почему появились глобальные экономические проблемы? – тема для обсуждения.

 8.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

8.1.Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

8.2.Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

8.3.Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

8.4.Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.

8.5.Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

8.6.Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Студент  должен знать/понимать:

- основные понятия: политический статус личности, экстремизм, политический терроризм, тоталитаризм, авторитаризм, гражданское общество, идеология,  выборы, политическая партия, политическое движение, политическая элита, консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм, закон, гласность, референдум, гражданство, средства массовой информации;

- определять свой политический статус;

- классифицировать политические режимы;

- политические партии, действующие в России и в Чувашии;

- формы осуществления народовластия.

Студент должен уметь:

- ориентироваться в актуальных общественных событиях для  определения личной гражданской позиции;

- защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские  обязанности;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, презентацию  по социальной проблематике;

- критически воспринимать  информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать   собранную социальную  информацию;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой.

Свобода – неотъемлемое право или обязанность? – тема для обсуждения.

Реферат на тему «Роль СМИ в политической жизни общества».

Опасность сектантства – эссе.

9.ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

 

9.1.Современный подход к пониманию права. Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

9.2.Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

9.3.Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

9.4.Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

9.5.Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

9.6.Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

9.7.Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции.

9.8.Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Студент должен знать/понимать:

- основные понятия: физическое лицо, юридическое лицо, договор, трудовой договор, брачный договор, право собственности, неимущественные права, достоинство, занятость, преступление, правонарушение;

- основания приобретения права собственности;

- способы защиты имущественных и неимущественных прав;

- порядок, условия заключения и расторжения брака;

- порядок приема в образовательные учреждения;

- правовые основы социальной защиты и социального обеспечения;

- особенности уголовной ответственности;

Студент должен уметь:

- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;

- характеризовать: отрасли российского права, преступление как наиболее опасное противоправное деяние, административные правоотношения;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- подготавливать устное выступление, презентацию  по экономической проблематике;

- критически воспринимать  информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать   собранную экономическую  информацию;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций);

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме «Права и обязанности  гражданина РФ».

Эссе «Что родители должны, а дети обязаны выполнять?»

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка к дифференцированному зачету.

Перечень литературы, информационных источников и средств обучения

Основные источники

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., «Просвещение»  2013.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., «Просвещение»  2013.

Дополнительные  источники

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2015.

Интернет-ресурсы по обществознанию для учителя и обучающихся

Учебно-методические материалы по разделам обществознания, методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов:        

  1. http://www.scenaru.narod.ru/spisok.html 
  2. http://his.1september.ru/2003/10/14.htm
  3. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  4. http://socio.rin.ru/

Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):

  1. http://slovary.gramota.ru/
  2. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm
  3.  http://www.cbook/people/relig/index.shtml
  4. http://dictionaries.rin.ru/

Новости, доклады, сообщения о событиях, происходящих в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни общества в России и за рубежом, представленные на сайтах в Интернет        

  1. http://top.rbc.ru
  2. http://socio.rin.ru/
  3. http://www.hro.org/editions/glossary/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету "Обществознание" для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...