Рабочая программа для 6 класса БОГОЛЮБОВ ФГОС
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО Согласованно Утверждаю
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
___________/Р.М. Хазиева/ директора по УР «Джалильская гимназия»
Протокол № ______от __________/Р.Ф.Миннахметова/ __________ /Г.Н.Булатова /
«_____»_______20_____г. «_____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для 6 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Джалильская гимназия»
Сармановского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
«_____» _________ 20___ г.
Составитель:
Учитель
Степанова Эльмира Ришатовна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по обществознанию в 6 классе составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года,
примерной программы основного общего образования по обществознанию,
авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.,
учебного плана МБОУ «Джалильская гимназия» », утвержденного приказом №125 ОТ 26.08.2016г
Цели изучения «Обществознания»:
-воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,наукоемкой трудовой деятельности
-формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать ,анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать пред профильному самоопределению школьников.
Задачи предмета:
создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
-демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности.
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм.
Рабочая программа составлена на 35 часов (1 часа в неделю).
Для реализации рабочей программы используется УМК: «Обществознание. 6 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.
Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
Примечание: На основании положения МБОУ «Джалильская гимназия» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 31 мая 2016 года, протокол №6, утвержденного Приказом директора №116 от 31 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно п.5.2 данного положения.
Преподавание предмета обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
-оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание рабочей программы
Программа составлена в соответствии с рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Лазебниковой А.Ю., Виноградовой Н.Ф. (2012 г.):
Глава I. Человек в социальном измерении
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей
Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.
Глава III. Нравственные основы жизни
Добро, смелость и страх. Человечность.
Итоговое повторение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД |
Человек в социальном измерении – 14 часов | ||||
1 | 01.09 | Человек – личность. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
2 | 05.09 | Человек – биосоциальное существо. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
3 | 12.09 | Человек познает мир. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | |
4 | 19.09 | Познай самого себя. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | |
5 | 26.09 | Человек | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
6 | 03.10 | Человек | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
7 | 10.10 | Что нужно человеку. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | |
8 | 17.10 | Потребности человека. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | |
9 | 24.10 | На пути | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | |
10 | 7.11 | Выбор жизненного пути. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | |
11 | 14.11 | Практикум по теме: «Человек | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
12 | 21.11 | Практикум по теме: «Человек | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
13 | 28.11 | Практикум по теме: «Человек | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
14 | 05.12 | Контрольная работа по теме: «Человек | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | |
Человек среди людей – 10 часов. | ||||
15 | 12.12 | Межличностные отношения. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
16 | 19.12 | Виды межличностных отношений. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
17 | 9.01 | Человек | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | |
18 | 16.01 | Групповые нормы и санкции. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | |
19 | 23.01 | Общение. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | |
20 | 30.01 | Особенности общения со старшими, сверстниками и младшими. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | |
21 | 6.02 | Конфликты в межличностных отношениях. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | |
22 | 13.02 | Способы разрешения конфликтов. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | |
23 | 17.02 | Практикум по теме: «Человек среди людей». | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | |
24 | 24.02 | Практикум по теме: «Человек среди людей». | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | |
Нравственные основы жизни – 8 часов. | ||||
25 | 6.03 | Человек славен добрыми делами. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются | |
26 | 13.03 | Главное правило доброго человека. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются | |
27 | 3.04 | Будь | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
28 | 10.04 | Будь | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют | |
29 | 17.04 | Человек | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются | |
30 | 24.04 | Человек | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются | |
31 | 1.05 | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни». | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной | |
32 | 8.05 | Контрольная работа: «Нравственные основы жизни». | Находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | |
Итоговое повторение – 4 часа. | ||||
34 | 15.05 | Итоговое повторение. | Находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Регулятивные Готовить информацию для обсуждения проблем. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. | |
35 | 22.05 | Итоговая контрольная работа. | Находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | |
36 | 29.05 | Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение. | Находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Регулятивные Готовить информацию для обсуждения проблем .Коммуникативные Формировать компетентности в общении. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
литература:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
дидактический материал:
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2011.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
оборудование и приборы:
Таблицы по темам
Компьютер, проектор
Материально-техническое обеспечение
1. Печатные издания
Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М. Просвещени,е 2013
2.Электронное приложение к учебнику под редакцией Л . Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. 6 класс (CD)
3.Список образовательных ресурсов сети Интернет
1.Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал:http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» :tp://www.ict.edu.ru
Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru
3. Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ru
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://www.newseducation.ru
Развивающая система обучения JL Занкова : http://www.zankov.ru/
Газета «Здоровье детей»: http://zdd.lseptember.ru
Журнал «Право и образование»: http://www.lexed.ru/pravo/iourn
4. Издательства учебной литературы
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.direktoг.ru
5. Образовательные каталоги:
http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс информатика ФГОС
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС , с тематическим планированием....
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.Содержательный статус п...
рабочая программа 5 класс по ФГОС
Данная рабочая программа поможет составить свою рабрчую программу по ФГОС 5 класс автор В.В. Пасечник...
рабочая программа 5 класс по ФГОС к курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа разработана с учётом Федеральныхгосударственных образовательных стандартов и предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника....
Рабочая программа 5 класс биология ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение" 1 час в неделю в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
Рабочая программа 5 класс Крымоведение ФГОС с УУД
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании»...