рабочая программа 5 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа поможет составить свою рабрчую программу по ФГОС 5 класс автор В.В. Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по биологии 5 класса
автор учебника: В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.
5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
1 час в неделю
Рабочая программа по биологии
Автор В. В. Пасечник.
«Бактерии. Грибы. Растения» — 34 часов (5 класс);
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Настоящая программа включает следующие разделы:
- основное содержание;
а) предметные результаты обучения
- Учащиеся должны знать
- Учащиеся должны уметь
б) метапредметные результаты обучения
в) личностные результаты обучения
2) тематическое планирование;
3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Содержание программы
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Личностные результаты
Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы , методами естественных наук.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни
Мотивация к дальнейшему изучению биологии
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематическое планирование.
5 класс (программа В.В. Пасечника )
Профиль: общеобразовательный
Учитель биологии – Захарова Н.Н.
Учебник: «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 кл. Москва, «Дрофа», 2012г.
Автор: В.В. Пасечник
34 ч. (1 ч. в неделю)
№ | Наименование темы. Домашнее задание. Тип урока. | Педагоги-ческие средства | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения и уровень освоения. | Вид деятель- ности учащихся | Информа-ционно-методическое обеспечение | |
Введение. 8 ч. Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире. | |||||||
1 1/ 09 | Биология – наука о живой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Рабочая тетрадь № 1-5 | Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Объект изучения биологии – живая природа. Роль теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития. * Биология, Экология | Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений Р | Групповая, индивидуальная работа (рабочая тетрадь, наблюдение) | Таблицы, фотографии, электронное пособие, глобус | |
2 2/ 09 | Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии Комбинированный урок. §2 Рабочая тетрадь № 6-9 | Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника | Методы познания живой природы. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательство теории. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании естественно-научной картины мира. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. | Давать определение: Методам исследования живой природы. Объяснять: Роль биологии в формировании научного мировоззрения | Групповая, индивидуальная работа | Различные приборы для измерения, модели органов, электронное пособие, | |
3 3/ 09 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого Комбинированный урок. §3 Рабочая тетрадь № 10-13 | Беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой, с учебником | Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения. | Давать определение: основным свойства живого: дискретность, целостность, метаболизм, наследственность и изменчивость, открытость, адаптации, ритмичность, открытость, саморегуляция, размножение, раздражимость, движение, энергозависимость Уровни организации живой природы. | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации, электронное пособие | |
4 4/ 09 | Среды обитания организмов Комбинированный урок. Лабораторная работа §4 Рабочая тетрадь № 14-17 | Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником | Биосфера. Среды обитания. Роль почвы в жизни растений | Давать определение терминам: Среда обитания Приводить примеры различных сред обитания растений | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации, электронное пособие | |
5 1/ 10 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы Комбинированный урок. §5 Рабочая тетрадь № 18-20 Подготовить вопросы-ответы к семинару | Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником | Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды | Давать определение терминам Среда обитания. Экологические факторы Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу Доказывать воздействие растений на окружающую среду Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации, электронное пособие | |
6 2/ 10 | Охрана природы Урок-семинар. Тренировочные задания | Организация дискуссии. | Законы России, Республики Тыва о защите природы. Меры, которые принимаются государством. Заказники, заповедники | Объяснять сущность законов, состояние природы | Групповая, индивидуальная работа | Сообщения | |
7 3/ 10 | Экскурсия «Осенние изменения в природе» Урок-экскурсия Молодежного парка Отчет по экскурсии | Организация Л/р «Наблюдение за сезонными изменениями растений». Организация фенологического наблюдения | Фенологические наблюдения за осенними изменениями у растений. Фенология. | Давать определение термин «фенология» Р Объяснять сущность осенних изменений в природе | Работа в малых группах | Фотоаппараты | |
8 4/ 10 | Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа | Бланки работы с заданиями | ||
Глава 1. Клеточное строение организмов. 7ч. Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенности процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенности строения и функционирования тканей растения как единого живого организма; понимания космической роли растений. | |||||||
9 5/ 10 | Устройство увеличительных приборов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа Рабочая тетрадь №21-23 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Устройство микроскопа», организация работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Правила работы с микроскопом. Устройство микроскопа | Называть детали увеличительных приборов Р,П | Работа в малых группах | Увеличитель-ные приборы, иллюстрации, микропрепара-ты | |
10 2/ 11 | Строение клетки Комбинированный урок. Лабораторная работа §7 Рабочая тетрадь № 24-28 | Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение клеток растений», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Правила работы с микроскопом. | Называть клеточные структуры и их значения Р,П | Работа в малых группах | Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование | |
11 3/ 11 | Химический состав клетки Комбинированный урок. Лабораторная работа §8 Рабочая тетрадь № 29 | Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение химического состава клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические и органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. | Называть химические элементы, группы веществ и их значения Р,П | Работа в малых группах | Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование | |
12 4/ 11 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Комбинированный урок. Лабораторная работа §9 Рабочая тетрадь № 30-35 | Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение процессов жизнедеятельности клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Хромосомы | Называть: структуры клетки, участвующие в делении Р роль хромосом П Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки П | Индивидуальная работа, работа в парах (взаимо-проверка) | Таблицы, модели клетки, электронный вариант лаб. практикума | |
13 1/ 12 | Ткани Комбинированный урок. Лабораторная работа §10 Рабочая тетрадь № 36-39 | Беседа, организация и проведение Л/р «Ткани», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Ткань | Давать определение термину –«ткань» Р | Индивидуальная и групповая работа | ||
14 2/ 12 | Обобщение и повторение. Урок обобщения и систематизации знаний Тренировочные задания | Фронтальный опрос, дискуссия | Обобщение и применение полученных знаний | Групповая, индивидуальная работа | |||
15 3/ 12 | Контрольная работа № 2 «Клеточное строение организмов» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа | |||
Глава 2. Царство Бактерии. 3 ч. Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения бактерий, их значения в природе и жизни человека. | |||||||
16 4/ 12 | Строение и жизнедеятельность бактерий Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §11 Рабочая тетрадь № 40-44 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Строение бактерий», работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Бактерии | Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки П | Индивидуальная работа, работа в парах (взаимо-проверка) | Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника | |
17 2/ 01 | Роль бактерий в природе и жизни человека Комбинированный урок §10 Рабочая тетрадь № 45-47 | Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника | Симбиоз | Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р,П | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации Электронное учебное пособие рисунки на стр. учебника. | |
18 3/ 01 | Контрольная работа № 3 «Царство Бактерии» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа | Бланки работы с заданиями | ||
Глава 3. Царство Грибы. 5 ч. Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности представителей Царства Грибы, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе. | |||||||
19 4/ 01 | Общая характеристика грибов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §13 Рабочая тетрадь № 48-49 | Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Признаки царства грибов. | Давать общую характеристику грибам | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации. Электронное пособие | |
20 1/ 02 | Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи Комбинированный урок. Лабораторная работа §14, 15 Рабочая тетрадь № 50-54 | Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Мицелий Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело. | Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р Описывать строение шляпочных грибов П Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П | Работа в малых группах | Таблица, микроскопы, лаб. оборудование Таблицы, муляжи шляпочных грибов | |
21 2/ 02 | Грибы-паразиты Комбинированный урок. §16 Рабочая тетрадь № 55-57 | Беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником | Меры профилактики заражения грибами-паразитами. | Давать определение терминам сапрофиты, паразиты Р Распознавать по немому рисунку представителей грибов-паразитов и описывать строение грибов-паразитов П *Создание электронного гербария Т | Групповая, индивидуальная работа | Иллюстрации. Электронное пособие Таблицы, плодовые тела трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня) | |
22 3/ 02 | Обобщение и повторение. Урок обобщения и систематизации знаний Тренировочные задания | Фронтальный опрос, дискуссия | Обобщение и применение полученных знаний | Групповая, индивидуальная работа | |||
23 4/ 04 | Контрольная работа № 4 «Царство Грибы» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа | Бланки работы с заданиями | ||
Глава 4 Царство Растения. 11 ч. Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете. Создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцессии. | |||||||
24 1/ 03 | Разнообразие, распространение, значение, классификация растений Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §17 Рабочая тетрадь № 58-60 | Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Низшие растения | Давать определение термину «ботаника» Р Приводить примеры основных групп растений Р, П | Групповая, индивидуаль-ная работа | Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты | |
25 2/ 03 | Водоросли Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §18 Рабочая тетрадь № 61-64 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Водоросли», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды. | Давать определение термину«низшие растения» Р | Работа в малых группах | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный и аквариумный материал | |
26 3/ 03 | Лишайники Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §19 Рабочая тетрадь № 65-67 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Лишайники», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Строение, значение и охрана лишайников. Таллом или слоевище. Жизненные формы лишайников | Давать определение термину симбиоз Объяснять роль лишайников в природе, особенности строения | Работа в малых группах | Коллекция лишайников | |
27 4/ 03 | Мхи Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §20 Рабочая тетрадь № 68-70 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Мхи», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Споровые растения | Давать определение термину «высшие растения» Р | Работа в малых группах | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал | |
28 1/ 04 | Плауны. Хвощи. Папоротники Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §21 Рабочая тетрадь № 71-72 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Плауны. Хвощи. Папоротники», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников. | Распознавать растения отделов Ч-п, П | Работа в малых группах | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума | |
29 2/ 04 | Голосеменные Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §22 Рабочая тетрадь № 73-74 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Голосеменные», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Голосеменные растения | Давать определение термину голосеменные растения. | Работа в малых группах | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума | |
30 3/ 04 | Покрытосеменные или Цветковые Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа §23 Рабочая тетрадь № 75-77 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Цветковые», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Особенности строения покрытосеменных растений. Признаки однодольных и двудольных растений; принадлежность растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); жизненные формы растений; | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Ч-п, П | Индивидуальная и групповая работа | Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума | |
31 4/ 04 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §24 Рабочая тетрадь № 78-80 | Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника | Гипотезы ученых Методы изучения древних организмов Космическая роль растений | Термины: Палеонтология, палеоботаника, риниофиты | Групповая, индивидуальная работа | ||
32 1/ 05 | Обобщение и повторение. Урок обобщения и систематизации знаний Тренировочные задания | Фронтальный опрос, дискуссия | Обобщение и применение полученных знаний | Групповая, индивидуальная работа | |||
33 2/ 05 | Контрольная работа № 5 «Царство Растения» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа | Бланки работы с заданиями | ||
34 3/ 05 | Природные сообщества. Красная книга Республики Тува Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рассказ, проблемная беседа | Фитоценозы Красная книга РТ Необходимость сохранения многообразия растений на нашей планете. | Приводить примеры растительных сообществ П Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия организмов ^, *, ¦, - | Работа в малых группах | Таблицы, фотографии, электронное пособие |
Тематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения. (35 часов, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата проведения | Д/задание | |
По плану | фактич | |||||||
Введение (6 часов) | ||||||||
1 | Биология — наука о живой природе | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | §1 | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | §2 Составить дневник наблюдений за погодой | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяу живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | §3.Составить характеристику по плану. | ||
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | §4 | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | §5 | ||
6 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезон изменениями в природе | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | |||
РАЗДЕЛ 1 Клеточное строение организмов (10 часов) | ||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа Рассматривание строения растения с помощью лупы | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | §6 | ||
8 | Строение клетки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | §7 | ||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Лабораторная работа : Строение клеток кожицы чешуи лука | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | §7 | ||
10 | Пластиды | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа: Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | §7 | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | §8 | ||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторная работа Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | §9 | ||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | |||
14 | Деление клетки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы, видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | |||
15 | Понятие «ткань» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных раст-ных тканей. Лабораторная работа Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | §10 | ||
16 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления и систематизации знаний | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | §11 | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный урок | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | §12 | ||
РАЗДЕЛ 3. Царстро Грибы (5 часов) | ||||||||
19 | Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Грибы, особенности строения. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | §13 | ||
20 | Шляпочные грибы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | §14 | ||
21 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Комбинированный урок | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа Особенности строения мукора и дрожжей | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | §15 | ||
22 | Грибы-паразиты | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | §16 | ||
23 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления знаний | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | |||
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов) | ||||||||
24 | Ботаника — наука о растениях | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | §17 | ||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Лабораторная работа Строение зеленых водорослей | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | §18 | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | Комбинированный урок | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | §18 | ||
27 | Лишайники | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | §19 | ||
28 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы: Строение мха, спороносящих папоротников, хвоща | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | §20,21 | ||
29 | Голосеменные растения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль Лабораторная работа Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | §22 | ||
30 | Покрытосеменные растения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Строение цветкового растения | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | §23 | ||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | §24 | ||
32 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |||
Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | ||||||
Итого 32 + 3 (резерв) |
Материально – техническое обеспечение
УМК
В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.
В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Бактерии, грибы, растения.
Рабочие программам по биологии 5- 11 класс Н.И. Сонина и др.
Печатные пособия
Портреты великих ученых – естествоиспытателей.
Карта звездного неба.
Физическая карта мира.
Основные таблицы по темам данного курса.
Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет)
Сканер
Принтер
Цифровой микроскоп, фотоаппарат.
Мультиммедийный проектор, экран.
Учебно – лабораторное оборудование
Комплект для проведения наблюдения за погодой
Комплект посуды демонстрационный
Микроскоп.
Комплект для проведения экологического практикума.
Система оценки знаний
Полный развернутый ответ, с привлечением дополнительной информации – «5» баллов.
Полный развернутый ответ, с небольшими биологическими ошибками – «4» балла
Полный, развернутый, с грубыми биологическими ошибками –«3» балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....
рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому
Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...
Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)
Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...
Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс (для неделимых классов).
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО предназначена для неделимых классов, учитывает интересы, как мальчиков, так и девочек. Составлена на 70 часов, по ...
Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"
Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...
рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов
Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....