Рабочая программа 5 класс Крымоведение ФГОС с УУД
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности
В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymovedenie_5_kl.docx | 72.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ ШКОЛА»
Красногвардейского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
Руководитель ШМО МБОУ «Зерновская школа» «Зерновская школа»
Усманова П.Э. Иванова А.Л. Онасенко Э.М.
___________________ ________________________ ____________________
Протокол № ____ Приказ № _______ Приказ №_______
От « »________2015 г. От « »___________2015 г. От « »________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Крымоведение»
для 5 класса (базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Программу составил
учитель географии
Настич Н.В.
Зерновое, 2015 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3
Структура и содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….. 3
Требования к уровню подготовленности учащихся………………………………………………………………………… 9
Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 11
Критерии оценивания………………………………………………………………………………………………………. 27
Наименование учебно-методического обеспечения и
списка рекомендуемой литературы……………………………………………………………………………………………. 30
Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 5 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее – БУП), примерной программой основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов,
Утвержденной Коллегией МОН Республики Крым.
Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО.
Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
- Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
- Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015– 2016 уч. году
- Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.
Структура и содержание учебного предмета
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности
В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.
Программа учебного курса «Крымоведение» предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.
Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.
Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.
Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.
Содержание программы достаточно универсально и служит ориентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреждениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
Содержание учебного предмета «Крымоведение» (5-9 класс)
5 класс (34 часа)
Введение в «Крымоведение» (8 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»
(26 часов)
Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова
(8 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.
Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (4 часа).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.
Тема 4. Почвы (3 часа)
Почва. Значение почв в природе и жизни людей.
Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека.
Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.
Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся основного общего образования при изучении курса «Крымоведения»
В результате изучения «Крымоведения» в 5-6 классах учащиеся должны:
знать/понимать:
- Источники получения информации о своей малой родине;
- выдающихся исследователей Крымского полуострова;
- особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района);
- особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности;
- названия наиболее распространенных и эндемичных растений и животных Крыма и своей местности;
- основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;
- особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;
- художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской тематике;
- виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения;
- элементы природоохранного законодательства и правила поведения на природе.
Уметь:
- показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения;
- работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;
- оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;
- находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
- анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу Крыма;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации).
Интерактивные формы работы:
- экскурсии в краеведческие и этнографические музеи (школьный, районный, республиканский);
- экскурсии на природные и исторические объекты;
- посещение хозяйственных предприятий и выставок народного творчества;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских работ;
- учебные конференции, круглые столы..
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 5 класс
№ темы | Содержание программы | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Дата | |||||||||||||
5-й класс | 34 | Предметные. Пр. раб. | Личностные | Метапредметные | план | факт | |||||||||||
1. | Введение Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. | 8 1 | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки Познавательные: Определяют значение крымоведения следований для жизни общества. Оценивают связь с другими науками. Коммуникативные: Умеют слушать других, принимать другую точку зрения | |||||||||||||
2. | Источники краеведческой информации | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: Определяют источники краеведческой литературы Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||||
3. | Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. | 1 | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки Познавательные: Определяют значение крымоведения следований для жизни общества. Оценивают связь с другими науками. Коммуникативные: Умеют слушать других, принимать другую точку зрения | |||||||||||||
4. | История исследования Крымского полуострова. | 1 | Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений. О | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
5. | Особенности географического положения Крымского полуострова. | 1 | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные: Развивают представление о ГП Крыма. Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать. Умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами | |||||||||||||
6. | Административные районы и города. Мой населенный пункт. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные: Развивают представление об админ.районах Крыма, о своем населенном пункте Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать. Умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами | |||||||||||||
7. | Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. Т | 1 | Пр.р.№ 2 (тренировочная) | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
8. | Контрольная работа № 1 «Введение. История исследования Крыма» | 1 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания. | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» | 26 | ||||||||||||||||
9. | Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: Знакомятся с рельефом Крыма Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||||
10. | «По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: Определяют основные формы рельефа Крыма Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||||
11. | Крымские горы. Геологические памятники. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют высоту Крымских гор Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
12. | Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района. И | 1 | Пр.р.№3 (итоговая) | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
13. | Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. | 1 | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют основные виды полезных ископаемых Крыма Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
14. | Полезные ископаемые Крымского полуострова. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Сравнивают виды ПИ по районам Крыма, уровень обеспеченности территории тем или иным видом ПИ Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
15. | Контрольная работа №2 « Рельеф и полезные ископаемые Крыма» | 1 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
16. | Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | |||||||||||||
17. | «У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют типы атмосферных осадков, работа с приборами для измерения температуры воздуха. Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
18. | Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц. И | 1 | Пр.р.№4 (итоговая) | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
19. | Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют характерные сезонные особенности погоды Красногвардейского района и Крыма Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
20. | Стихийные погодные явления. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Дают характеристику стихийным явлениям на территории Крыма. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
21. | «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют свойства воды, как самого ценного минерала на Земле. Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
22. | Реки Крыма. Гидрологические памятники. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Сравнивают по плану реки Крыма. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
23. | Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Сравнивают по плану озера Крыма. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
24. | Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний. Т | 1 | Пр.р.№5 (тренировочная) | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
25. | Контрольная работа № 3 «Погода Крыма. Реки и озера Крыма» | 1 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания. | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
26. | Почва. Свойства почвы. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют свойства почв. Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
27. | Факторы почвообразования | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Описывают факторы почвообразования. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
28. | Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Сравнивают и находят сходство и отличие типов почв Крыма. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
29. | «Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Показывают роль растений в природе. Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
30. | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют представителей растительного мира Крыма. Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
31. | Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. | 1 | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Сравнивают реликты и эндемики Крыма Коммуникативные: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | |||||||||||||
32. | Животный мир Крыма и своей местности | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные: Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства Познавательные: Определяют представителей животного мира Крыма. Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности | |||||||||||||
33. | Контрольная работа № 4 « Почвы Крыма. Растительный и животный мир Крыма и своей местности» | 1 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации Познавательные: Передают содержание в сжатом или развернутом виде Коммуникативные: Умеют понимать точку зрения другого, слушать | ||||||||||||
34. | «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?». | 1 | Оценивают свою учебную деятельность; Применяют правила делового сотрудничества | Коммуникативные: Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности |
Критерии оценивания
Нормы устной работы обучающихся:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
самостоятельность ответа;
логичность, доказательность в изложении материала;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Отметка «5»:
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.
Отметка «4»:
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»:
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»:
ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка"5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Отметка с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления отметок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка "5"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
- и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
- Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
- Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
- Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
- Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
- Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
- Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
- Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
- Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
- Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
- Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
- Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
- Отметка«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
- Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература:
Ø Рабочая программа предмета «Крымоведение» для 5, 6 классов, разработанной Крымским Республиканским Институтом Последипломного Педагогического образования, авторы Рудяков А.Н., Супрычев В.А. (Утверждена Коллегией МОН АРК, Протокол №7/7 от 25.12.2005 г.)
Ø Альбом музея истории Черноморского флота Севастополя. – Изд.Центр РОО и ВОГ, «Честь и Слава» - М., 2005 г, 64 стр
Ø Белянский И.Л., Лезина И.Н., Суперанская А.В.. "Крым. Географические названия: Краткий словарь". Симферополь: "Таврия", 1997
Ø Все о Крыме: Золотая середина Земли. — М.; Ялта: Пресса-М, 2000
Ø Гармаш П.Е. Крым. Путеводитель. — Симферополь: «СВIТ», 2008.
Ø Дюличев П.П.. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, Бизнес-Информ, 2005
Ø Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова Л.А. Заповедные растения Крыма. – Справочник. Симферополь. Таврия. 1980 г
Ø Журнал «Крымуша» - подборка за несколько лет.
Ø Звезды немеркнущей Славы .Составитель Ф.Третьяков..Очерки о крымчанах Героях Советского Союза. Изд-во «Крым»,. Симферополь, Таврия, 1991г.
Ø Крым многонациональный. Составитель Степанова Н.Г. - Симферополь, Таврия,
1988 г. (Вопросы ответы. Выпуск 1)
Ø Крымская АССР (1921-1945 гг.) Составитель Горбунов Ю.И. - Симферополь, Таврия,
1990 г. (Вопросы ответы. Выпуск 3).
Ø Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Составители Гарагуля В.К., Кондратьев И.П., Кравцова Л.П. - Симферополь, Таврия, 1994 г. (Вопросы ответы. Выпуск 4).
Ø Легенды Крыма. — Изд. 4-е, стериотип.; Сост. М.С. Филатова. — Симферополь: Б.и., 2000 г.
Ø «Мы – крымчане». Букварь юного краеведа. Национальные краски полуострова. - Библиотека журнала «Крымуша» . Составитель Знаковская л. –Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1998 г
Ø Новикова м. Святыни народов Крыма. - Симферополь, Таврия, 1991 г.
Ø В.Е.Потехин, Д.В.Потехин. Крым многонациональный. – Севастополь, 2001 г.
Ø В.Е.Потехин, Д.В.Потехин. Таврида-Крым. Художественно-историческая хрестоматия. Части 1-3. – Симферополь, 1994 г
Ø Уроки дружбы. Букварь юного краеведа. Библиотека журнала «Крымуша» - о народах Крыма. Составитель С.Ягупова – Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1999 г
Ø Фотоальбом «Аджимушкай, 1942 г» . Героическим защитникам Аджимушкайских каменоломен посвящается. , М, Изобразительное искусство, 1985г.,
Ø Фотоальбом Севастополь, Славному 200летию города-Героя посвящается, К, «Мистецтво», 1983г., 176 стр.
Ø Фотоальбом КЕРЧЬ. Посвящен городу-герою Керчи.
Ø Щербак С.М. Боевая Слава Керчи. - Симферополь, Таврия, 1986 г.
Презентации
Ø История Крыма
Ø Крым
Ø Крым и Севастополь. Их историческое значение для России.
Ø Экскурсия по Крыму
Ø Пионеры-герои Крыма
Ø Керченские Гавроши и др.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ø Уроки дружбы. Букварь юного краеведа. Библиотека журнала «Крымуша» - о народах Крыма. Составитель С.Ягупова – Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1999 г
Ø Журнал «Крымуша»
Ø Легенды Крыма. — Изд. 4-е, стериотип.; Сост. М.С. Филатова. — Симферополь: Б.и., 2000 г. (любое издание)
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, диктанты, работы с контурными картами.
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Мини – сочинения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
Рабочая программа по крымоведению 8 класс
Рабочая программа по крымоведению 8 класс...
Рабочая программа по крымоведению 9 класс
Рабочая программа по крымоведению 9 класс...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по ФГОС по учебнику «Английский в фокусе» Д. Дули, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко ФГОС
Рабочая программа и КТП 5 класс учебник " Английскй в фокусе"...
Социальная инфраструктура Республики Крым (презентация) 9 класс Крымоведение
Социальная инфраструктура Республики Крым (презентация) 9 класс Крымоведение...