Рабочая программа 5 класс биология ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение" 1 час в неделю в соответствии с требованиями ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Рабочая программа 5кл биология 39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

п/п

Тема урока

Кол –во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

Биология-наука о живых организмах

1

Изучение нового материала

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии

Объяснять значение биологии и организмов в жизни человека, умение структурировать учебный материал, выделять в нём главное.

Определять предмет изучения биологии

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам

устный опрос

Познавательные

Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Личностные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Метапредметные

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельность.

Коммуникативные

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя работать в группах

Условия жизни организмов 

1

Комбинированный

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура Земли. Вода –основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного слоя Земли. Природное окружение.

Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

проверочная беседа

Познавательные

Умение проводить эле-ментарные исследования, работать с различными источниками информации

Личностные

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Осенние явления в жизни растений родного края. 

1

Изучение нового материала

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. 

Формировать компетентности в общении. Называть условия, необходимые для жизни.

Приводить примеры влияния среды на человека

Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы.

устный опрос

Личностные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Познавательные

Сформированность интеллектуальных умений

Коммуникативные

Овладение коммуникативными УД: способность вступать в диалог.

Признаки живых организмов.

Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Изучение нового материала

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств

 в биосфере. 

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

проверочная беседа

Личностные

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Деление царств на группы.

1

Изучение нового материала

Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».

Личностные

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Комбинированный

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни

Называть, сравнивать среды жизни и их факторы.

При-ры, действия факторов на организм

Личностные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Коммуникативные

Работа в группе

Вода как среда жизни.

1

комбинированный

Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р

Называть абиотические факторы водной среды

ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Личностные

Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Наземно-воздушная среда жизни.

1

комбинированный

Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные

Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред

устный опрос

Называть абиотические факторы

Готовность к самообразованию

Свет в жизни растений и животных.

1

Изучение нового материала

Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, Роль света в жизни организмов. Тропизмы.

Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света

проверочная беседа

Выдвигать версии

о приспособленности к световому режиму

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Почва как среда жизни

1

комбинированный

Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. .Значение почв

Анализировать и сравнивать строение почвенных животных. Их роль в образовании почв

устный опрос

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Формирование познавательных УД: приобретение опыта в работе лабораторными приборами.

Прогноз последствий нарушения почвенного состава

Организменная среда жизни.

1

Комбинированный

Организменная среда.

Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения

Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. Среды

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды

устный опрос

Формирование познавательных УД: приобретение опыта в проектной деят-ти

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Сообщество живых организмов

1

Изучение нового материала

Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики.

Прогнозировать последствия нарушена взаимоотношений между растениями и животными

проверочная беседа

Прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений.

Роль животных, грибов и бактерий.

1

Изучение нового материала

Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания.

Роль грибов и бактерий в пищевых цепях

Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ.

устный опрос

Готовность к самообразованию

Прогнозировать последствия нарушена взаимоотношений

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

Изучение нового материала

Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения.

Значение разных типов взаимоотношений

Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

Обобщающий.

1

обобщение

Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД

Называть царства,

отдел,

типы.

Среды жизни. Описывать черта приспособленности.

Контрольная работа №1

Самоопределение

Анализировать сравнивать

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Изучение нового материала

Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна

Называть увеличительные приборы, ученых. изучавших клеточное строение.

устный опрос

Анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать.

Самостоятельное изучение работа в паре.

Работа с лупой и микроскопом. Устройство увеличительных приборов.

1

Изучение нового материала

Устройство лупы, микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Описывать этапы работы с микроскопом.

Применять знания при выполнении л/р

ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов».

ЛР №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Соблюдать правила поведения в кабинете и правила обращения с л/оборудованием Находить доп. Информацию.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Состав и строение клеток.

1

Изучение нового материала

Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы.

Общие черты организации клеток

Называть орг. и мин. вещества Приводить примеры и описывать жиры, белки, углеводы

ЛР №5 «Состав клеток растений».

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Познавательная,

трудовая.

Анализировать, сравнивать.

Строение бактериальной клетки.

1

Изучение нового материала

Бактерии –древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение

Называть компоненты клетки, выделять особенности клетки бактерий

проверочная беседа

Устанавливать взаимосвязи м/у жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе.

Устанавливать взаимосвязи.

Воспитание толерантности.

Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

1

Изучение нового материала

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения растительной клетки. Пластиды, их роль. Строение животной и грибной клеток

Распознавать и описывать объекты, используя информационные ресурсы

проверочная беседа

Называть органоиды. Сравнивать клетки.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Организовывать работу в паре.

Строение клетки.

1

Изучение нового материала

Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений

Формировать

Роль пластид в жизни растений

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи».

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Делать выводы.

Анализировать сравнивать.

Образование новых клеток.

1

Изучение нового материала

Подготовка клетки к делению. Деление.

Значение деления для роста и развития организма.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления

устный опрос

Сформированность познавательных интересов и

мотивов, направленных на изучение живой природы.

Использовать информационные ресурсы

Одноклеточные растения, животные и грибы.

1

Изучение нового материала

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы

Определять общие черты одноклеточных.

Приводить примеры. Устанавливать различия

Применять практические умения в процессе л/р

ЛР №7 «Строение животной клетки».

Анализировать сравнивать.

Работа в группе.

Колониальные и многоклеточные организмы.

1

Изучение нового материала

Общая характеристика многоклеточных организмов. Характерные особенности колониальных организмов. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.

Определять общие черты многоклеточных,

приводить примеры. Устанавливать различия

устный опрос

Применять практические умения в процессе работы.

Анализировать сравнивать.

Покровные ткани растений и животных.

1

Изучение нового материала

Покровные ткани растений и животных

Значение тканей.

Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р

Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением.

Сравнивать покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели.

Устанавливать взаимосвязи применять умение работы с микроскопом. Готовить микропрепараты.

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Познавательная:

фиксировать результат и делать выводы.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей

Установить взаимосвязь строение-функция.

Строение покровной ткани листа.

1

Изучение нового материала

Строение покровной ткани

Правила ТБ

ЛР №8 «Строение покровной ткани листа».

Определение цели

Организовывать работу в паре.

Бережное отношение к природе

Уважение к партнеру

Механические и проводящие ткани растений.

1

Изучение нового материала

Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции

Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать связи.

Анализировать сравнивать.

Основные и образовательные ткани растений.

1

Изучение нового материала

Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение.

Основные и образовательные ткани растений

Называть описывать основные и образовательные ткани

Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями.

Соединительные ткани животных.

1

Изучение нового материала

Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции Изучение клеток.

Называть, описывать соединительные ткани

Определять виды тканей. Обосновывать роль крови.

ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных».

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями.

Организовывать работу в паре.

Мышечная и нервная ткани животных.

1

Изучение нового материала

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Рассмотрение микропрепаратов тканей

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями

ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».

Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции.

Анализировать сравнивать

Правила ТБ.

Обобщающий.

1

обобщение

Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УД

Делать выводы о причина сходства различия клеток Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями

Контрольная работа №2

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, разные типы тканей

Определять ткани на рисунках Классифицировать

Итоговый контроль.

1

контроль

Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД

Контрольная работа №3

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Весенние явления в жизни растений родного края.

1

комбинированный

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии

устный и письменный опрос

Овладение исследовательской деятельностью

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Летние задания.

Бережное отношение к природе

устный опрос

Заключительный

1

Устанавливать взаимосвязь строения клеток си тканей их функциями Выдвигать гипотезы о последствиях деятельности человека

проверочная беседа

Выявлять особенности химического состава организмов. Называть органоиды клеток. Объяснять роль различных царств в сообществе.

Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологической ситуации. Организовывать работу в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...