Рабочая программа 5 класс биология ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение" 1 час в неделю в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 5кл биология | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Биология-наука о живых организмах | 1 | Изучение нового материала | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии | Объяснять значение биологии и организмов в жизни человека, умение структурировать учебный материал, выделять в нём главное. Определять предмет изучения биологии умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам | устный опрос | Познавательные Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Личностные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Метапредметные Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать Овладение исследовательской деятельность. Коммуникативные Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя работать в группах | |||
Условия жизни организмов | 1 | Комбинированный | Преобразование солнечной энергии растениями. Температура Земли. Вода –основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного слоя Земли. Природное окружение. | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | проверочная беседа | Познавательные Умение проводить эле-ментарные исследования, работать с различными источниками информации Личностные Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |||
Осенние явления в жизни растений родного края. | 1 | Изучение нового материала | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Формировать компетентности в общении. Называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры влияния среды на человека Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы. | устный опрос | Личностные Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Познавательные Сформированность интеллектуальных умений Коммуникативные Овладение коммуникативными УД: способность вступать в диалог. | |||
Признаки живых организмов. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. | Изучение нового материала | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. | Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей | проверочная беседа | Личностные Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | ||||
Деление царств на группы. | 1 | Изучение нового материала | Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере | Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей | ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». | Личностные Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |||
Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | Комбинированный | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни | Называть, сравнивать среды жизни и их факторы. При-ры, действия факторов на организм | Личностные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Коммуникативные Работа в группе | ||||
Вода как среда жизни. | 1 | комбинированный | Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р | Называть абиотические факторы водной среды | ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Личностные Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | |||
Наземно-воздушная среда жизни. | 1 | комбинированный | Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные | Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред | устный опрос | Называть абиотические факторы Готовность к самообразованию | |||
Свет в жизни растений и животных. | 1 | Изучение нового материала | Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, Роль света в жизни организмов. Тропизмы. | Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света | проверочная беседа | Выдвигать версии о приспособленности к световому режиму Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | |||
Почва как среда жизни | 1 | комбинированный | Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. .Значение почв | Анализировать и сравнивать строение почвенных животных. Их роль в образовании почв | устный опрос | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование познавательных УД: приобретение опыта в работе лабораторными приборами. Прогноз последствий нарушения почвенного состава | |||
Организменная среда жизни. | 1 | Комбинированный | Организменная среда. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения | Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. Среды Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды | устный опрос | Формирование познавательных УД: приобретение опыта в проектной деят-ти Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |||
Сообщество живых организмов | 1 | Изучение нового материала | Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики. | Прогнозировать последствия нарушена взаимоотношений между растениями и животными | проверочная беседа | Прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений. | |||
Роль животных, грибов и бактерий. | 1 | Изучение нового материала | Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания. Роль грибов и бактерий в пищевых цепях | Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ. | устный опрос | Готовность к самообразованию Прогнозировать последствия нарушена взаимоотношений | |||
Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | 1 | Изучение нового материала | Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений | Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов Обосновывать значение разных типов взаимоотношений | проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей | |||
Обобщающий. | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД | Называть царства, отдел, типы. Среды жизни. Описывать черта приспособленности. | Контрольная работа №1 | Самоопределение Анализировать сравнивать Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей | |||
Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 1 | Изучение нового материала | Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна | Называть увеличительные приборы, ученых. изучавших клеточное строение. | устный опрос | Анализировать информацию о клеточном строении организмов. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Самостоятельное изучение работа в паре. | |||
Работа с лупой и микроскопом. Устройство увеличительных приборов. | 1 | Изучение нового материала | Устройство лупы, микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Описывать этапы работы с микроскопом. Применять знания при выполнении л/р | ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов». ЛР №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Соблюдать правила поведения в кабинете и правила обращения с л/оборудованием Находить доп. Информацию. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |||
Состав и строение клеток. | 1 | Изучение нового материала | Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы. Общие черты организации клеток | Называть орг. и мин. вещества Приводить примеры и описывать жиры, белки, углеводы | ЛР №5 «Состав клеток растений». | Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б Познавательная, трудовая. Анализировать, сравнивать. | |||
Строение бактериальной клетки. | 1 | Изучение нового материала | Бактерии –древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение | Называть компоненты клетки, выделять особенности клетки бактерий | проверочная беседа | Устанавливать взаимосвязи м/у жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе. Устанавливать взаимосвязи. Воспитание толерантности. | |||
Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы. | 1 | Изучение нового материала | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения растительной клетки. Пластиды, их роль. Строение животной и грибной клеток | Распознавать и описывать объекты, используя информационные ресурсы | проверочная беседа | Называть органоиды. Сравнивать клетки. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Делать выводы о причинах сходства и различия. Организовывать работу в паре. | |||
Строение клетки. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений | Формировать Роль пластид в жизни растений Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б | ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи». | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Делать выводы. Анализировать сравнивать. | |||
Образование новых клеток. | 1 | Изучение нового материала | Подготовка клетки к делению. Деление. Значение деления для роста и развития организма. | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления | устный опрос | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Использовать информационные ресурсы | |||
Одноклеточные растения, животные и грибы. | 1 | Изучение нового материала | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы | Определять общие черты одноклеточных. Приводить примеры. Устанавливать различия Применять практические умения в процессе л/р | ЛР №7 «Строение животной клетки». | Анализировать сравнивать. Работа в группе. | |||
Колониальные и многоклеточные организмы. | 1 | Изучение нового материала | Общая характеристика многоклеточных организмов. Характерные особенности колониальных организмов. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные. | Определять общие черты многоклеточных, приводить примеры. Устанавливать различия | устный опрос | Применять практические умения в процессе работы. Анализировать сравнивать. | |||
Покровные ткани растений и животных. | 1 | Изучение нового материала | Покровные ткани растений и животных Значение тканей. Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р | Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением. Сравнивать покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели. Устанавливать взаимосвязи применять умение работы с микроскопом. Готовить микропрепараты. | проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Познавательная: фиксировать результат и делать выводы. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей Установить взаимосвязь строение-функция. | |||
Строение покровной ткани листа. | 1 | Изучение нового материала | Строение покровной ткани | Правила ТБ | ЛР №8 «Строение покровной ткани листа». | Определение цели Организовывать работу в паре. Бережное отношение к природе Уважение к партнеру | |||
Механические и проводящие ткани растений. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции | Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде | проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать связи. Анализировать сравнивать. | |||
Основные и образовательные ткани растений. | 1 | Изучение нового материала | Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение. Основные и образовательные ткани растений | Называть описывать основные и образовательные ткани Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями. | ||||
Соединительные ткани животных. | 1 | Изучение нового материала | Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции Изучение клеток. | Называть, описывать соединительные ткани Определять виды тканей. Обосновывать роль крови. | ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных». | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями. Организовывать работу в паре. | |||
Мышечная и нервная ткани животных. | 1 | Изучение нового материала | Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Рассмотрение микропрепаратов тканей | Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями | ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции. Анализировать сравнивать Правила ТБ. | |||
Обобщающий. | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УД | Делать выводы о причина сходства различия клеток Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями | Контрольная работа №2 | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, разные типы тканей Определять ткани на рисунках Классифицировать | |||
Итоговый контроль. | 1 | контроль | Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД | Контрольная работа №3 | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | ||||
Весенние явления в жизни растений родного края. | 1 | комбинированный | Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края | Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии | устный и письменный опрос | Овладение исследовательской деятельностью Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | |||
Летние задания. | Бережное отношение к природе | устный опрос | |||||||
Заключительный | 1 | Устанавливать взаимосвязь строения клеток си тканей их функциями Выдвигать гипотезы о последствиях деятельности человека | проверочная беседа | Выявлять особенности химического состава организмов. Называть органоиды клеток. Объяснять роль различных царств в сообществе. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологической ситуации. Организовывать работу в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...