Обществознание. 8 класс. Тематические контрольные работы
тест по обществознанию (8 класс) на тему
1. "Личность и общество"
2. Сфера духовной культуры
3. "Экономика"
4."Социальная сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_i_obshchestvo-k.r.docx | 32.37 КБ |
obobshchenie_temy_ekonomika_8_klass.docx | 25.17 КБ |
sotsialnaya_sfera.docx | 31.03 КБ |
sfera_duhovnoy_kultury.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
1 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о социализации:
А) Семья составляет формальное окружение человека;
Б) К агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о глобализации:
А) Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;
Б) Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Какое положение из названных, не относится к общественным отношениям:
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры сферы общественной жизни
А) выборы главы государства 1) духовная
Б) съезд правящей партии 2) политическая
В) церковное богослужение 3) экономическая
Г) предоставление кредита 4) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для определения уровня прогрессивности какого – либо___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности_____________(2) и степень ___________(3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________(4) - уровень свободы личности – является показателем уровня развития социально – политических средств, помогающих обеспечить__________(5) всех членов общества в свободе и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
В) свобода Ж) ответственность
Г) труд
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
С2. Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
С3. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
С4. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
2 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Характеристика человека в обществе:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о мировоззрении:
А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество;
Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1) резкого скачка в развитии общества 2) эволюции
3) глобальной проблемы развития общества 4) революции
А5. Изменение какой – либо части системы без затрагивания существующих основ – это:
1) реформа 2) прогресс 3) революция 4) эволюция
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация».
Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
характеристика этапы развития общества
А) главный фактор производства – 1) аграрный (традиционный)
научно – технический прогресс 2) индустриальный
Б) преобладание промышленного 3) постиндустриальный
производства (информационный)
В) господство натурального хозяйства
Г) преобладание сферы услуг в экономике
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек с одной стороны. часть _________(4), и его формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и другие природные существа , должен постоянно удовлетворять свои физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и социальное (иными словами - общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) сознание Д) природа
Б) речь Е) потребность
В) труд Ж) мышление
Г) закон
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
СЗ. Что такое социальные номы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
С4. Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
3 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Самой общей характеристикой человека является термин:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о социализации:
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о реформе:
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей;
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации – это:
1) идентификация 3) глобализация
2) персонализация 4) монополизация
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».
Дозволение, мораль, семь, запрет, традиции, право.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
глобальные проблемы виды глобальных проблем
А) проблема мирового терроризма 1) экологические
Б) проблема стран «третьего мира» 2) политические
В) исчерпание природных ресурсов 3) социальные
Г) демографическая проблема 4) экономические
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития _________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. условно общество можно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _______(3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же основой является __________(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. в то же время те же люди являются носителями форм общественного _________(5) . Таким образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) структура Д) сфера
Б) природа Е) сознание
В) политика Ж) свобода
Г) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков. запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке.
С2. Перечислите основные фазы становления личности.
СЗ. Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.
С4. Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
ключ
8 класс
часть I | 1 – вариант | 2 - вариант | 3 - вариант |
А1 | 1 | 4 | 1 |
А2 | 1 | 3 | 2 |
А3 | 4 | 3 | 2 |
А4 | 1 | 2 | 2 |
А5 | 3 | 1 | 3 |
часть II | |||
В1 | физиология | национализация | семья |
В2 | 2213 | 3213 | 2413 |
В3 | АГВДЖ | ЖБВДГЕ или БЖВДГЕ | БАВГДЕ |
часть III | |||
С1 | Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности. | Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности. | Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке |
С2 | Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем. | Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире. | Перечислите основные фазы становления личности. |
С3 | Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации | Что такое социальные нормы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм. | Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса. |
С4 | Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества. | Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней. | Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества. |
Предварительный просмотр:
Тест.
Обобщение темы «Экономика» 8 класс
Вариант 1
А1. Главной проблемой экономики является:
- Взаимодействие спроса и предложения
- низкий уровень экономических знаний
- ограниченость ресурсов
- высокая степень специализации в мировом хозяйстве
А2. Верны ли суждения об экономическом выборе: а)совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение; б) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости?
- верно только а
- верно только б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А3. Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения?
- смешанная
- рыночная
- плановая
- традиционная
А4. Что лежит в основе имущественных отношений между людьми?
- собственность
- конкуренция
- прибыль
- закон
А5. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю:
- платить налоги государству
- снижать качество продукции
- принимать самостоятельные экономические решения
- нарушать экономические законы
А6. Верны ли суждения о факторах производства: а) к факторам производства относятся способности и квалификация работников; б) факторы производства — это свободные блага?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения об акционерном обществе: а) акционерное общество — самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности; б) финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса?
- верно только а
- верно только б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А8. Сумма денег, полученная гражданином в целом за определенный период:
- зарплата
- дивидент
- реальный доход
- номинальный доход
А9. Верны ли суждения о внешнеторговом обороте: а) внешнеторговый оборот равен сумме экспорта и импорта; б) внешнеторговый оборот — это объем внешнеторговой деятельности, измеряемый в денежном выражении?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения о кредите: а) кредит частным лицам предоставляется в форме личных займов; б) банки предоставляют кредиты физическим и юридическим лицам?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
- акциз
- обязательный платёж
- косвенный
- прямой
- добровольность
- 6) пошлина
Ответ: ________________________________________________________________
В2. В каких отраслях производства наблюдаются явления сезонной безработицы?
- сельское хозяйство
- торговля
- строительство
- метеллургия
- приборостроение
- отдых и туризм
Ответ: _________________________________________________________________
В3. Установите соответствие между терминами и их определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
| А) процессобесценивания денег, который проявляется ростом цен на товары и услуги Б)предоставление денег или товаров в долг на определенный срок В) цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое |
Ответ:
1 | 2 | 3 |
Тест.
Обобщение темы «Экономика» 8 класс
Вариант 2
А1. К возобновляемым природным ресурсам относится:
1) солнечный свет
2) газ
3) нефть
4) лес
А2. Верны ли суждения об экономической эффективности: а)экономическая эффективность означает принятие самого рационального решения в ведении хозяйства; б) экономическая эффективность приводит к росту производства при наименьших затратах?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. В условиях рыночной экономики производятся лишь те товары:
1) в которых нуждается общество
2) которые могут принести прибыль
3) затраты на выпуск которых минимальны
4) которые будут проданы в кратчайший срок
А4. Цены в условиях рыночной экономики устанавливаются:
1) государственными решениями
2) просьбами трудящихся
3) благодаря балансу спроса и предложения
4) желанием производителя
А5. Положение на рынке, когда большинство покупателей и продовцов смогут получить выгоду от сделки:
1) рыночное равновесие
2) командная экономика
3) планирование
4) рекламная акция
А6. Верны ли суждения о товаре: а) товарами являются средства производства; б) товарами являются предметы потребления?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения о роли государства в экономике: а) в современном обществе государство не должно вмешиваться в экономическую сферу; б) главная задача государства в условиях рыночнойэкономики -правовая защита конкуренции?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. Лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, участвующие в трудовом процессе:
1) безработные
2) занятые
3) трудоспособные
4) студенты
А9. Верны ли суждения о внешней торговле: а) внешняя торговля зародилась в глубокой древности; б) внешняя торговля осуществляется между странами с разными географическими условиями?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения об инфляции: а) кинфляция приводит к падению реальных доходов населения; б) традиционная экономическая система была свободна от инфляционных процессов?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «рыночная экономика». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) конкуренция
2) безработица
3) экономическая нестабильность
4) планирование
5) свободное ценообразование
6) рынок
Ответ: ________________________________________________________________
В2. что из перечисленного является формой организации бизнеса?
1) товарищество собственников жилья
2) потребительский кооператив
3) индивидуальное частное предприятие
4) акционерное общество
5) товарищество
6) благотворительный фонд
Ответ: _________________________________________________________________
В3. Установите соответствие между терминами и их определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1) прожиточный минимум 2) потребительская корзина 3)минимальный размер оплаты труда | А) перечень необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг Б) стоимость минимума средств, необходимых для жизнедеятельности человека В) законодательно установленный минимум заработной платы наемного работника |
Ответ:
1 | 2 | 3 |
Тест.
Обобщение темы «Экономика» 8 класс
Ответы
1 вариант | 2 вариант |
А1 3 А2 4 А3 2 А4 1 А5 3 А6 1 А7 2 А8 4 А9 3 А10 3 В1 5 В2 1,3,6 В3 1В,2Б,3А | А1 4 А2 3 А3 2 А4 3 А5 1 А6 3 А7 2 А8 3 А9 3 А10 1 В1 4 В2 3,4,6 В3 1Б,2А,3В |
Источник: Сборник Контрольно- измерительные материалы. Обществознание: 8 класс /сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.- 112 с.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по разделу «Социальная сфера»
вариант 1
- К малой социальной группе можно отнести:
А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны
В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
- Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
- Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
- Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
- Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
- Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
- Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного престижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП | ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП |
А) банковские служащие Б) петербуржцы В) избиратели Г) африканцы Д) демократы | 1) территориальный 2) профессиональный 3) политический |
20. Установите соответствие примером и типом межличностных отношений. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) собеседование при приеме на работу Б) ссора подруг В) дружеская беседа соседей Г) разговор ученика с директором школы | 1) формальные 2) неформальные |
21. Какое слово пропущено в схеме?
22. Какое слово пропущено в следующей фразе?
«Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным __________________________».
23. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.
1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.
Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.
24. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.
1) обсудить предмет спора
2) понять необходимость прекратить конфликт
3) встретиться с оппонентом
4) договориться о встрече с оппонентом
5) договорится о взаимных уступках.
Контрольная работа по разделу «Социальная сфера»
вариант 2
- К малой социальной группе можно отнести:
А) российскую творческую интеллигенцию Б) олимпийскую сборную России по плаванию
В) выпускников всех школы России Г) преподавателей всех российских ВУЗов
- К признакам семьи как малой группы можно отнести:
А) реальные контакты между членами семьи Б) совместное проживание минимум трех поколений
В) возложение домашних обязанностей на женщину Г) главенство мужчины в доме
- Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) католики Б) армяне
В) русские Г) тверичи
- Что характерно для социальных отношений современной России:
А) отсутствие безработицы Б) снижение миграционных процессов
В) стабильное положение среднего класса В) высокий уровень социальной мобильности
- Одна из исторических разновидностей этноса – это:
А) государство Б) племя
В) община Г) класс
- Что относится к основным функциям семьи:
А) освоение новых технологий Б) поддержание политической стабильности
В) повышение культурного уровня Г) воспитание детей и подростков
- Ожидаемое поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его общественной группы, ученые называют:
А) социальным престижем Б) социальной нормой
В) социальным статусом Г) социальной ролью
- К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):
А) класс Б) нация
В) программисты Г) горожане
- И класс, и нация:
А) обладают суверенитетом Б) являются элементом социальной структуры
В) характеризуются определенным местом в системе производства
Г) осуществляют публичную власть
- В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:
А) социально-классовую структуру Б) государственное устройство
В) сословный строй Г) социально-территориальную структуру
- В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры:
А) социально-территориальной Б) социально-классовой
В) профессиональной Г) возрастной
- Один из признаков объединения людей с социальную группу – их:
А) анатомические особенности Б) особенности темперамента
В) умственные способности Г) уровень образования
- В современных западных странах наиболее распространена семья:
А) многопоколенная Б) малая (нуклеарная)
В) патриархальная Г) неполная
14. Профессиональная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного престижа
15. Проведенные в 70-е годы 20 века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в 10 раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство:
А) индивидуальных возможностей Б) личных дарований
В) социального происхождения Г) социальных ролей
16. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Причиной конфликтов между людьми чаще всего выступает нежелание прислушиваться к чужому мнению.
Б. Разрешить межличностный конфликт мирным путем, как правило невозможно.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП | ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП |
А) учителя Б) москвичи В) члены политической партии Г) австралийца Д) либералы | 1) территориальный 2) профессиональный 3) политический |
20 Установите соответствие примером и типом межличностных отношений. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) ссора подруг Б) собеседование при приеме на работу В) разговор ученика с завучем школы Г) дружеская беседа соседей | 1) формальные 2) неформальные |
21. Какое слово пропущено в схеме?
22. Какое слово пропущено в следующей фразе?
«Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным __________________________».
23. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.
1) футбольные фанаты , 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4)семья, 5) группа близких друзей.
Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.
24. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.
1) обсудить предмет спора
2) понять необходимость прекратить конфликт
3) встретиться с оппонентом
4) договориться о встрече с оппонентом
5) договорится о взаимных уступках.
Вариант 1
№ вопроса | Вариант Ответа | Количество баллов |
1 | А | 1 |
2 | Б | 1 |
3 | Б | 1 |
4 | В | 1 |
5 | В | 1 |
6 | Б | 1 |
7 | В | 1 |
8 | Б | 1 |
9 | Г | 1 |
10 | Г | 1 |
11 | Б | 1 |
12 | В | 1 |
13 | 2 | 1 |
14 | 3 | 1 |
15 | А-2,Б-1, В-2, Г-3, Д-1 | 3 |
16 | 5,4,3,1,2 | 3 |
17 | А-2, Б-2, В-1, Г-2 | 2 |
18 | БВЗАГ | 3 |
19 | А | 1 |
20 | - Уголовный кодекс - Гражданский кодекс - Запись актов гражданского состояния | 3 |
ИТОГО: | 29 баллов |
Вариант 2
№ вопроса | Вариант Ответа | Количество баллов |
1 | Б | 1 |
2 | Г | 1 |
3 | В | 1 |
4 | В | 1 |
5 | В | 1 |
6 | А | 1 |
7 | В | 1 |
8 | В | 1 |
9 | В | 1 |
10 | Г | 1 |
11 | А | 1 |
12 | Б | 1 |
13 | 3 | 1 |
14 | 3 | 1 |
15 | А-1,Б-2, В-2, Г-1, Д-2 | 3 |
16 | 3,5,1,4,2 | 3 |
17 | А-1, Б-1, В-2, Г-2 | 2 |
18 | АЕГВЖ | 3 |
19 | А | 1 |
20 | - Семейный кодекс - Трудовой кодекс - Органы внутренних дел | 3 |
ИТОГО: | 29 баллов |
Критерии оценивания
Оценка «5» - 25-29 баллов
Оценка «4» - 19-24 баллов
Оценка «3» - 14-18 баллов
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
ГИА
1 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Всю свою жизнь гражданин К. посвятил проблемам лазерной технологии и добился значительных результатов. Этот примет иллюстрирует деятельность в сфере:
1) науки 2) морали 3) искусства 4) образования
А2. Верны ли следующие суждения о роли религии в обществе?
А. Религия способствует осмыслению места человека в мире.
Б. Религия упорядочивает определённым образом помыслы стремления людей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. К духовной культуре относится:
1) традиция 2) техника 3) украшение 4) орудие труда
А4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами.
Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Известный художник Г. - автор исторических композиций и портретов - отстаивает традиции самобытности русской культуры. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:
1) морали 2) религии 3) искусства 4) науки
А6. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука использует специальное оборудование для познавательной деятельности.
Б. Наука использует особый язык, чётко фиксирующий значение понятий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Культурно - мировоззренческая функция современной науки проявляется в:
1) стимулировании технического прогресса
2) прогнозирование вектора развития человечества
3) разработке проблемы происхождения человека
4) снятии социальных конфликтов за счёт расширения знаний людей
А8. К духовным ценностям не принадлежит:
1) теория 2) убеждения 3) техника 4) образ
А9. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование регулирует общественные отношения.
Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Наукой о морали, нравственности является:
1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика
А11. Культура, присущая только определённой социальной группе, проявляющаяся в особых чертах поведения и сознания, называется:
1) обычаем 2) контркультурой 3) субкультурой 4) традицией
А12. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:
1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная
А13. Что отличает религию от других областей духовной культуры:
1) использование художественных образов
2) обращение к сверхъестественным силам
3) опора на представление о добре и зле
4) стремление объяснить окружающую действительность
А14. Верны ли суждения о науке?
А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.
Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А15. Что является отличительным признаком науки:
1) эмоциональное воздействие на человека
2) отражение представлений о добре и зле
3) открытие объективных законов развития природы
4) обращение к сверхъестественным силам
А16. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее 2) среднее профессиональное
3) полное (среднее) общее 4) высшее профессиональное
А17. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
1) уровень воспитанности
2) следование правилам этикета
3) производство и применение орудий труда
4) вся преобразовательная деятельность человека
А18. Создание художественных образов обязательно присуще:
1) науке 2) искусству 3) образованию 4) производству
А19. Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедрение - совершается в процессе:
1) художественного творчества 2) научного познания
3) производственной деятельности 4) получения образования
А20. Гуманизация образования предполагает:
1) внимание к личности, её интересам, запросам
2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
3) отказ от преподавания технических наук
4) увеличение количества лет обучения
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. К элементам духовной культуры относят научные знания и религиозные идеи. Сравните две формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, - науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) организованное поклонение высшим силам
2) формирование картины мира
3) создание представлений о будущем
4) построение системы логически упорядоченных знаний
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между элементами культуры и её видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А) карета 1) материальная
Б) телефон 2) духовная
В) карнавал
Г) песня
Д) медаль
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В 1990-е годы российское общество открылось для информационно-культурного обмена. (Б) Большинство современных российских СМИ, вероятнее всего, не ориентированы на решение задач по эстетическому, культурному, духовному воспитанию подрастающего поколения. (В) В России более 40% общего тиража книг последних лет составили книги так называемой массовой культуры: любовные романы, детективы, фантастика и др. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какова, на Ваш взгляд, роль религии в жизни общества?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) восполнение зависимости, бессилия людей как функция религии в жизни общества признаётся каждым четвёрным опрошенным
2) большинство опрошенных считает, что осмысление мира, общества человека является важнейшей функцией религии и жизни общества
3) восполнение зависимости, бессилия людей в качестве функции религии в жизни общества отмечено большим числом опрошенных, чем регулирование поведения человека
4) четверть опрошенных в качестве функции религии в жизни общества признают восполнение зависимости, бессилия людей и развитие культуры, передачу опыта, вместе взятые
5) среди опрошенных больше тех, кто в качестве функции религии в жизни общества выбрал развитие культуры, передачу опыта, чем тех, кто считает этой функцией регулирование поведения человека
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) по сравнению с предыдущим опросом, проведённых социологической службой в регионе, результаты практически не изменились
2) опрос в регионе проводился среди верующих
3) жители региона указали на то, что религия обеспечивает два плана общения верующих друг с другом, верующих – с Богом, ангелами душами умерших и т.д.
4) ведущую роль в представлении опрошенных региона играет мировоззренческая функция религии в жизни общества
5) значительная часть людей видит сохранение стабильности, устойчивости личности, социальных групп и общества в целом в объединении индивидов на основе общего вероисповедания
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
«.. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности , а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.(…)
Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как творца всего сущего, существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. (…)
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитв, пост, богослужение. (…)
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.(…)
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали её неотьемлемой частью».
(Ю. Н. Тимоненко, Ю. Н. Скопинцева, И. В. Юкина, Е. А. Волохова
«Культурология» (М., Экзамен, 2007.С. 18—20) и адаптирован.)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С3. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
С4. Авторы указывают на то, что «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества». С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения данного суждения.
С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
С6. \На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
ГИА
2 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Кинофильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» режиссёра А, А Тарковского открыли новую страницу психологического кино. Этот пример иллюстрирует сферу:
1) религии 2) науки 3) образования 4) искусства
А2. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Развитые религии имеют свою организацию - церковь.
Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Николай стал свидетелем того, как один человек оскорбил другого. Какое поведение Николая не соответствует принципу гуманизма:
1) сделал вид, что ничего не случилось
2) выразил сочувствие тому, кого оскорбили
3) потребовал от обидчика принести извинения оскорблённому человеку
4) постарался примирить конфликтующие стороны
А4. Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?
А. Наука осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Б. Наука выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. В наиболее общем виде под культурой понимают:
1) сложные формы поведения человека и животных
2) все виды преобразовательной деятельности человека
3) нормы поведения в обществе
4) уровень образованности людей
А6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия характеризуется организованным поклонением высшим силам.
Б. Религия является одной из древнейших форм культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Основой духовной культуры являются выгода и польза.
Б. В духовной культуре получает наибольшую свободу творчества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Общепринятым является деление культуры на:
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую
А9. Верны ли следующие суждения о современном образовании в РФ?
А. Современное образование в РФ характеризуется обязательностью обучения в государственной школе.
Б. Современное образование в РФ характеризуется наличием разных типов и видов школ.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:
1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами
А11. Верны ли суждения о морали?
А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.
Б) Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А12. Центральными в этике являются понятия:
1) общего и частного 2) добра и зла
3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального
А13. Мировой религией является:
1) индуизм 2) буддизм 3) синтоизм 4) иудаизм
А14. Верны ли суждения об образовании?
А) Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б) Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А15. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно – нравственных ценностей, принятых в обществе, называется:
1) обучением 2) принуждением 3) воспитанием 4) образованием
А16. Девятиклассник Олег после окончания уроков в школе посещает в доме творчества юных секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к:
1) начальному профессиональному образованию
2) основному общему образованию
3) дополнительному образованию
4) среднему профессиональному образованию
А17. К материальной культуре относится:
1) картины 2) научные открытия 3) компьютеры 4) учебные программы
А18. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе
1) науки 2) производства 3) образования 4) искусства
А19. Культура, доступная и имеющая значение лишь для немногих избранных членов общества, называется:
1) народной 2) субкультурой 3) контркультурой 4) элитарной
А20. Гуманитаризация образования предполагает:
1) поддержку народного образования за счёт гуманитарной помощи
2) отказ от какой - либо идеологии
3) введение и расширение преподавания гуманитарных дисциплин
4) создание единой системы образования для разных стран
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Документальный фильм режиссёра Л. был посвящён науке и искусству. Сравните формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, - науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) формирование представлений о месте человека в мире
2) регулирование определённым образом помыслов, стремлений людей
3) осмысление и преобразование жизни
4) использование специальной терминологии, приборов, инструментов, экспериментальных установок
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУК
А) геология 1) естественные науки
Б) история 2) обще6ственные науки
В) экономика
Г) политология
Д) астрономия
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социальное значение образования можно определить исторически возложенной на него миссией обеспечения наследования «социального генофонда». (Б) Образование как социокультурное явление прошло длительный путь развития. (В) На разных этапах этого пути формировались различные типы образовательных систем, ориентированные на религию., науку, практику, искусство. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какая форма обучения в школе Вам больше всего нравилась?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
варианты ответа | опрошенные | |
девочки | мальчики | |
лабораторно – практические занятия | 10 | 24 |
деловые и ролевые игры | 36 | 42 |
лекции учителя | 29 | 20 |
подготовка и защита рефератов | 25 | 14 |
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) лабораторно – практическим занятиям больше отдавали предпочтение опрошенные мальчики, чем опрошенные девочки
2) деловые и ролевые игры наиболее популярны у обеих групп опрошенных
3) лекции учителя, подготовка и защита рефератов, вместе взятые, понравились более чем половине опрошенных мальчиков
4) лекции учителя у опрошенных девочек более востребованы, чем деловые и ролевые игры
5) более трети всех опрошенных отметили, что им нравятся лабораторно – практические занятия
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) мальчики испытывают больший интерес к активным формам обучения, чем девочки
2) школе следует сократить количество деловых и ролевых игр в образовательном процессе
3) живое слово учителя на уроке по-прежнему является востребованным учащимися особенно девочками
4) учителям необходимо обратить большее внимание на использование информационных технологий в образовательном процессе
5) в перспективе целесообразно систематически проводить обзорные экскурсии с учащимися поскольку они вызвали у низ значительный интерес
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
Культура - это всё, что не природа; всё, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, и то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант |
А1 | 1 | 4 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 1 | 1 |
А4 | 1 | 3 |
А5 | 3 | 2 |
А6 | 3 | 3 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 3 | 2 |
А9 | 2 | 2 |
А10 | 1 | 3 |
А11 | 3 | 2 |
А12 | 4 | 2 |
А13 | 2 | 2 |
А14 | 3 | 2 |
А15 | 3 | 3 |
А16 | 3 | 3 |
А17 | 4 | 3 |
А18 | 2 | 4 |
А19 | 2 | 4 |
А20 | 1 | 3 |
Часть II | ||
В1 | 2314 – 1 балл | 1324– 1 балл |
В2 | 11221 – 2 балла | 12221- 2 балла |
В3 | 121– 1 балл | 211 – 1 балл |
В4 | 234– 1 балл | 125– 1 балл |
В5 | 45 - – 1 балл | 13 -– 1 балл |
Часть III | ||
С1 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества; 2) ядро религии – вера; 3) структура(состав) религиозной веры; 4) влияние религии на духовную жизнь общества. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) что такое культура 2) два подхода к окружающему миру |
С2 | Могут быть названы следующие основные функции церкви: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения. | Могут быть приведены следующие фразы: 1) «Культура - это всё, что не природа: все, что человек искусственно создал сам»: 2) «Культура -всегда развёртывается и существует только на основе природы»: 3) «Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры»: 4) «В состав культуры входит и отношение человека к природе» |
С3 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) элементы, которые включает в себя религиозная вера: вера в существование Бога: нормы морали и нравственности; вера в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; вера в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва. пост, богослужение. 2) первый и основной элемент религиозной веры: вера в существование Бога как Творца всего существующего. | Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например; 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»: 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
|
С4 | Могут быть даны следующие объяснения: - религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества; - религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи, углубиться в занятия искусством, философией, наукой, что способствует духовному развитию людей; - религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т.е. вечному, духовном, давая ему пищу для размышления и для высоких чувств. Могут быть даны другие объяснения. | Фраза текста может быть проиллюстрирована следующими примерами: 1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде: 2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей: эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человек: 3) язык, искусство, наука не существует сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды. Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами. |
С5 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) – религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определённым образом помыслов, стремлений людей. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «..церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы для их поведения»; - «религиозная вера включает в себя . нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом». | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например:»я спросил самого себя, как могут людские мнения быть да такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой». |
С6 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души»; -выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным предсказуемым. В случае несогласия может быть указано: - религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритеты веры над разумом и знаниями; - религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там, где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. Могут быть приведены и иные аргументы. | В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения: 1) человек, обладающий высокой нравственной культурой, способен воспринимать красоту природы осознавать её неутилитарное значение в жизни общества; 2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе: он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде. |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)
Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
тематические контрольные работы 7 класс- обществознание
тематическое контрольное тестирование...
Обществознание 10 класс. Проверочные, контрольные работы.
Обществознание....
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа...
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа ....
Тематическая контрольная работа по обществознания в 7 классе
ИМЯ_______________ ФАМИЛИЯ ________________Контрольная работа № 1_7 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Максимальное количество баллов – 26.Задание 1. Прочитайте два суждения об обязанностях граждан РФ и укажи...