Рабочая программа Обществознание 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 11 класса. Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне в полном объёме. Рабочая программа разработана на основе и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание 11 класс | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Руководитель _______________________ «____» ____________ 2016 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Лаврова В.В. «____»____________ 2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Т.И. Моисейченко № «_____» приказа «_____» ___________ 2016 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
______________________________________________________
(название предмета, курса, модуля, кружка)
класс _______________________________
уровень _____________________________
(базовый, профильный)
учитель _____________________________
учебный год ________________________
Черноморское
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 11 класса. Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне в полном объёме. Рабочая программа разработана на основе и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень».
Преподавание предмета «Обществознание» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) - Сборник нормативных документов. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., «Дрофа», 2007.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
8. Учебный план МБОУ «Черноморская средняя школа №1» муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2015- 2016 учебный год.
9. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год/ Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 №01-14/68.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: самостоятельные работы, обобщающие уроки.
В 11 классе предусмотрено значительное расширение многих вопросов социально-политического характера. Раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) на этапе среднего (полного) общего образования в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (т.к. учебный год составляет 34 учебных недели), а авторская программа - на 70 учебных часов. Поэтому в рабочую программу было внесено следующее изменение: сокращение на 2 часа за счет резервного времени.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, основанной на уважении закона и правопорядка; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать и правильно систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: .
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое; ;
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и познавательного характера, формулирование полученных результатов;
- владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Основное содержание курса обществознания на 2015/2016 уч.год
11 класс (68 ч.)
Введение (1ч.) Общество как сложная динамическая система.
Раздел 1. Экономика (28ч.)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя.
Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14ч.) Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (19ч.) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право, как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Заключительные уроки. (2ч.)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Итоговое повторение — (4 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
11 класс (68 часов)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Домашнее задание | |||
план | факт | |||||||
1 | Общество как сложная динамическая система. | . | Прочитать введение и §1. Устно ответить на вопросы после параграфа. | |||||
Раздел 1. Экономика (28ч.) | ||||||||
2 | Экономика и экономическая наука. | Повторить §1. §2 стр.16-18 прочитать. Выучить конспект в тетради. | ||||||
3 | Экономическая деятельность. | §2 стр.18-22; стр.24 задания 1,2,3 письменно §10 (Учебник Экономика). | ||||||
4 | Экономический рост и развитие (часть1) | §3 стр.25-29, §12 (Учебник Экономика). Выучить конспект в тетради. | ||||||
5 | Экономический рост и развитие (часть2) | §3 стр.30-33. Задания со стр.34-35 письменно. §14-15 (учебник Экономика). | ||||||
6 | Рынок и рыночные структуры (часть1) | §4 стр.35-39 Выучить конспект в тетради. | ||||||
7 | Рынок и рыночные структуры (часть2) | §4 стр.39-42 Задания 2,3,4 письменно со стр.44. | ||||||
8 | Роль фирм в экономике (часть1) | §5 стр.44-47. Выучить конспект в тетради. | ||||||
9 | Роль фирм в экономике (часть2) | §5 стр.47-51, задания 1,2,3 письменно стр.54 | ||||||
10 | Налоговая система (часть1) | §6; §7 (Учебник Экономика), устно ответить на вопросы после параграфов. | ||||||
11 | Налоговая система (часть2) | §5 стр.51-53. (Учебник Общество-е) Задания 5,6 со стр.55 письм. §7(Учебник Экономика). | ||||||
12 | Бизнес в экономике (часть1) | §6 стр.55-57 Выучить конспект в тетради. §9;12 (учебник Право ч.1) | ||||||
13 | Бизнес в экономике (часть2) | §6 стр.58-66.Задания 1,2,3 со стр.67-68 письменно §11 (учебник Право ч.1) | ||||||
14 | Вокруг бизнеса (часть1) | §7стр.68-72, задания 1,2 со стр.79 письменно. | ||||||
15 | Вокруг бизнеса (часть2) | §7стр.72-78, (Учебник Общество-е), §1,3 (Учебник Экономика) Подготовить-ся к тестированию Повторить изученные темы. | ||||||
16 | Обобщающий урок. Промежуточный контроль знаний по темам раздела: «Экономика». | Повторить конспект в тетради. | ||||||
17 | Роль государства в экономике (часть1) | §8 стр.80-83 (Учебник Общество-е), §8 (Учебник Экономика) | ||||||
18 | Роль государства в экономике (часть2) | §8 стр.83-86; задание 5 со стр.91 письменно. Выучить конспект в тетради. | ||||||
19 | Роль государства в экономике (часть3) | §8 стр. 86-89, задания 2,3 со стр.91 письменно. §5 (Учебник Экономика). | ||||||
20 | Банковская система (часть1) | §9 стр.92-95, задания 1,3,4 со стр.103 письменно. | ||||||
21 | Банковская система (часть2) | §9 стр.95-101. Задание 5 со стр. 103 письм. Устно ответить на вопросы после параграфа. | ||||||
22 | Рынок труда. (часть1) | §10 стр.104-108. Выучить конспект в тетради. | ||||||
23 | Рынок труда. (часть2) | §10 стр.108-114. Задания 2,3,4 со стр. 115 письменно. | ||||||
24 | Мировая экономика (часть1) | §11 стр.116-122, задания 1,2 со стр.127 письменно. §17 (Учебник Экономика). | ||||||
25 | Мировая экономика (часть2) | §11 стр.122-125. §24 (Учебник Экономика). | ||||||
26 | Экономика потребителя. | §12 стр.128-137.Задания 1,2,5 со стр. 141 устно. | ||||||
27 | Защита прав потребителя. | § 13 (учебник Право ч.1) прочитать, выучить конспект в тетради. | ||||||
28 | Экономика производителя. | §12 стр.137-139. Повторить темы раздела: «Экономика». Ответить устно на вопросы со стр.142. (Учебник Общество-е). | ||||||
29 | Обобщающий урок. Контроль знаний по темам раздела «Экономика». | Повторить тему: «Экономика и государство». | ||||||
Раздел 2: Проблемы социально-политического развития общества (14ч.) | ||||||||
30 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | Выучить конспект в тетради. | ||||||
31 | Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. | Выучить конспект в тетради. | ||||||
32 | Демографическая ситуация в РФ. | §19, устно ответить на вопросы после параграфа, задания 1,2 со стр. 213 письменно. | ||||||
33 | Общественное и индивидуальное сознание. | Выучить конспект в тетради. Индивиду-ально подготовить доклад. | ||||||
34 | Социализация индивида. | §18, устно ответить на вопросы после параграфа, индивидуально подготовить доклад. | ||||||
35 | Политическое сознание. | §26 стр.283-285. Задания 1,4 со стр. 297 письменно | ||||||
36 | Политическая идеология. | §26 стр.285-292. Выучить конспект в тетради. | ||||||
37 | Политическая психология. | §26 стр.292. Выучить конспект в тетради. | ||||||
38 | Политическое поведение. | §27 стр.298-302, задания 1,3 со стр. 306 устно. | ||||||
39 | Современный терроризм, его опасность. | §27 стр.302-304, задание 4 со стр. 307 устно. | ||||||
40 | Роль СМИ в политической жизни. | §26 стр.292-295. Устно ответить на вопросы после параграфа. Задания 3,5 со стр.297 устно. | ||||||
41 | Политическая элита. | §25 стр.272-275. Выучить конспект в тетради. | ||||||
42 | Политическое лидерство. | §25 стр.275-280. Устно ответить на вопросы после параграфа. Задания 1,2,3 со стр. 282-283 письм. | ||||||
43 | Обобщающий урок по темам раздела: «Проблемы социально-политического развития общества». | Повторить тему: «Свобода и ответствен-ность». | ||||||
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (19ч.) | ||||||||
44 | Гуманистическая роль естественного права. | Выучить конспект в тетради. | ||||||
45 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | Выучить конспект в тетради. | ||||||
46 | Гражданин, его права и обязанности. (часть1) | Выучить конспект в тетради. | ||||||
47 | Гражданин, его права и обязанности. (часть2) | Выучить конспект в тетради. | ||||||
48 | Экологическое право. (часть1) | §33 стр. 107-112 (Учебник Право ч.2). Выучить конспект в тетради. | ||||||
49 | Экологическое право. (часть2) | §33 стр. 112-119 (Учебник Право ч.2) Устно ответить на вопросы после параграфа. | ||||||
50 | Гражданское право. (часть1) | §1,2,6. (Учебник Право ч.1) Выучить конспект в тетради. | ||||||
51 | Гражданское право. (часть2) | §7, 14 (Учебник Право ч.1) Выучить конспект в тетради. | ||||||
52 | Семейное право. (часть1) | §15 стр.152-157 (Учебник Право ч.1) Выучить конспект в тетради. | ||||||
53 | Семейное право. (часть2) | §15 стр.157-159, §16. (Учебник Право ч.1) ответить устно на вопросы после параграфов. | ||||||
54 | Занятость и трудоустройство. | §19, Учебник (Право ч.1) Задания 1,2,3 со стр.203 письменно. | ||||||
55 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | §31. (Учебник Право ч.2) Выучить конспект в тетради. | ||||||
56 | Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. | §34. (Учебник Право ч.2) Выучить конспект в тетради. | ||||||
57 | Процессуальное право. (часть1) | §24-25. (Учебник Право ч.2) Выучить конспект в тетради. | ||||||
58 | Процессуальное право. (часть2) | Выучить конспект в тетради. | ||||||
59 | Процессуальное право. (часть3) | § 26, 30. (Учебник Право ч.2) Устно ответить на вопросы после параграфа. Выучить конспект в тетради. | ||||||
60 | Международная защита прав человека. (часть1) | §39-40 (Учебник Право ч.2) Выучить конспект в тетради. | ||||||
61 | Международная защита прав человека. (часть2) | §41 (Учебник Право ч.2) Ответить устно на вопросы после параграфа. | ||||||
62 | Обобщающее занятие по темам раздела «Правовое регулирование общественных отношений». | Повторить темы: «Мировая экономика», «Современный терроризм, его опасность», «Экологическое право». | ||||||
Заключительные уроки (2ч.) | ||||||||
63 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. (часть 1) | Прочитать заключение стр.320-326. (Учебник Общество-е). Задания к документу со стр.327-328 устно. . | ||||||
64 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. (часть 2) | Выучить конспект в тетради. Повт. §27 стр.302-303. Индивидуально подготовить доклад | ||||||
Итоговое повторение (4ч.) | ||||||||
65 | Обобщающий урок по темам раздела: «Экономика». | Повторить § 3-5,8,10. Конспект в тетради. | ||||||
66 | Обобщающий урок по темам раздела: «Проблемы социально-политического развития общества». | Повторить § 14,15,19. Конспект в тетради. | ||||||
67 | Обобщающий урок по темам раздела: «Правовое регулирование общественных отношений». | Повторить § 7,14,15,31, 41. Конспект в тетради. | ||||||
68 | Обобщающий урок. Итоговое повторение. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания в 11 классе на базовом уровне учащийся должен:
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
- творческие работы (эссе);
- работа с терминами (письменно и устно);
- тестирование по пройденным темам.
Критерии оценивания учащихся 10-11 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Литература для учащихся:
- Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, М. : «Просвещение», 2013г. - 158с.
- Учебник «Обществознание», 11 класс, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. : «Просвещение», 2014г. - 336 с.
- Учебник «Право: основы правовой культуры» Ч.1,11 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово», 2014г. - 248с.
- Учебник «Право: основы правовой культуры» Ч.2,11 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово», 2014г. - 264с.
- Учебник «Экономика», 11 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Р.И. Хасбулатова, М. : ООО «Дрофа», 2014 г. - 155, [5]с.
Список литературы
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
- Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009. – 384 с.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М. : Школа-Пресс, 2009. – 160 с.
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. – 144 с.
- Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М. : ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 224 с.
- Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, М. : «Просвещение», 2013г.-158с.
- Пособие для учителей общеобразовательных организаций, поурочные разработки к учебнику «Обществознание», 11 класса, базового уровня, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Ю.И. Аверьянова, М. : «Просвещение», 2014г. - 255с.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. Примерная программа среднего (полного) образования на базовом уровне по обществознанию.
- Учебник для 11 класса, «Право: основы правовой культуры». Базовый и углублённый уровни: в 2ч. Ч.1, под редакццией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово»,2014г. - 248с.
- Учебник для 11 класса «Право: основы правовой культуры». Базовый и углублённый уровни: в 2ч. Ч.2, под редакццией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово»,2014г. - 264с.
- Учебник «Обществознание», 11 класс, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. : «Просвещение», 2014г. - 336 с.
- Учебник «Экономика». Базовый и углублённый уровни. под редакцией Р.И. Хасбулатова, М. : ООО «Дрофа», 2014 г. - 155, [5]с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Архив учебных программ и презентаций
- Библиотека по экономической литературе http://www.libertarium.ru/library/
- Библиотека учебников, монографий по социологии http://socioline.ru/
- Интернет-портал ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
- Информация по социально-экономическому положению и развитию в России http://www.finansy.ru/
- Научные статьи и учебные материла по экономике http://www.catback.ru/
- Официальный интернет – портал правовой информации http://pravo.fso.gov.ru/index.html/
- Сайт Министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/
- Словари и справочники по социологии http://voluntary.ru/
- Cообщество взаимопомощи учителей –http://www.pedsovet.su/
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». http://escocman.edu.ru/
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
- Экспертно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» http://gtmarket.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...