Программа СПО по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Терентьев Антон Александрович

Рабочая программа (117 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_spo.docx57.56 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Водных ресурсов»

(СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»).

«Утверждаю»

Председатель ПС и директор

СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»,

введено приказом _______ от « ___»____2016г.

_______________В.П. Гузун

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОДБ.05

«Обществознание (включая экономику и право)»

по специальности среднего профессионального образования

08.02.04 Техник. Водоснабжение  и водоотведение (3 года 10 мес.)

по программе базовой подготовки

Квалификация по рабочей профессии:

ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд

ОКПР 19771 Электрогазосварщик, 3-й разряд

Форма обучения - очная;

Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев;

на базе: основного общего образования;

Режим работы: 6-ти дневная учебная неделя.

Санкт- Петербург

2016 г.


Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла

№ протокола_________

от «  »    2016г

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик: СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» 

Разработчики: Преподаватель Терентьев А. А.


Специальность СПО

Уровень подготовки

08.02.04 Техник. Водоснабжение  и водоотведение

базовый

Квалификация

техник

Форма обучения

очная

Нормативный

срок обучения

3 года 10 месяцев

На базе

основного общего образования

Учебная

дисциплина

Обществознание (включая экономику и право)

Объем курса

175 часов.

Разработчик

преподаватель Терентьев А.А.

ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл (базовые общеобразовательные дисциплины).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

        Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • метапредметных:
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
  • социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
  • стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
  • свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

  • предметных:
  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 175 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 117часов;
  • самостоятельной работы студентов 58 часов.

Часы из вариативной части не предусмотрены.


  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

  лекции

77

  практические занятия (в т.ч. контрольные работы)

40

Самостоятельная работа студента (всего)

58

в том числе:

  самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

 ………………

 ………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

Итоговая аттестация в форме экзамена.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общество

Содержание

19

2

Понятие общества: общество в узком и широком смысле, основные признаки общества. Основные сферы общества и их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Типология обществ. Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество как динамическая система.

9

Самостоятельная работа: написание эссе на высказывание В.Г. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», подготовка докладов о выдающихся ученых

6

Практические работы: составление сравнительной таблицы «Исторические типы обществ»; основные сферы жизни общества; составление таблицы «Важнейшие институты общества и их функции».

3

Контрольная работа

1

Раздел 2.

Человек

Содержание

16

2

Двойственная природа человека. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Деятельность человека: структура, виды, отличие от поведения животных. Познание как деятельность. Свобода в деятельности человека. Потребности человека.

6

Самостоятельная работа: написание эссе на тему «Можно ли считать российского императора Ивана VI Антоновича личностью?»; подготовка докладов об экспериментах над человеком

6

Практические работы: Построение схем «Структура личности человека»; «Истина и ее критерии»: анализ текста; построение пирамиды человеческих потребностей согласно концепции А.Маслоу

3

Контрольная работа

1

1

2

3

4

Раздел 3.

Духовная культура

Содержание

26

2

Культура: определение и его происхождение, виды. Духовный мир человека: мировоззрение и его роль в жизни человека. Мораль и нравственность. Религия и ее роль в жизни общества. Наука. Образование. Искусство в духовной жизни общества. Массовая и элитарная культура.

9

Самостоятельная работа: подготовка докладов о национальных культурах, искусстве, религиях мира; написание рецензии.

10

Практические работы: построение таблицы «Виды культуры»; построение таблицы «Религии мира»; составление схемы «Система образования в РФ»; анализ выдержек «Закона об образовании РФ»; анализ текстов о искусстве.

6

Контрольная работа

1

Раздел 4.

Экономика

Содержание

18

2

Экономика: наука и хозяйство, основные определения, роль в жизни общества. Закон спроса и предложения, равновесие на рынке. Экономический рост и развитие. Типы экономических систем. Экономика и государство: протекционизм. Экономика потребителя, безработица. Россия в мировой экономике.

7

Самостоятельная работа: подготовить доклады о типах экономических систем; заполнение сравнительной таблицы организационно-правовых форм предпринимательской деятельности на основе Гражданского кодекса РФ

6

Практические работы: заполнение таблицы «Факторы производства и факторные доходы»; решение задач о рыночном равновесии; построение таблицы «Типы экономических систем»; «Ограниченность выбора и принятие решений»: решение задач на перераспределение доходов

4

Контрольная работа

1

1

2

3

4

Раздел 5.

Социальная сфера

Содержание

25

2

Социальная структура общества. Социальное неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные нормы, отклоняющееся поведение. Отклоняющиеся поведения: отклонения положительные и отрицательные, виды девиаций. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Семья как социальный институт. Социальные процессы в современной России.

10

Самостоятельная работа: подготовка к дискуссии о причинах отклоняющегося поведения, подготовка к дискуссии о социальных конфликтах

10

Практические работы: «Люмпены и маргиналы»: причины возникновения, примеры; «Социальный конфликт»: виды, пути разрешения; «Социальные нормы»: сущность трансформирования во времени, применимость к конкретной личности; написание эссе на тему «Девиантное поведение – угроза стабильности общества и залог его успешного развития»

4

Контрольная работа

1

Раздел 6.

Политика

Содержание

34

2

Власть и авторитет. Политическая власть и разделение властей. Политическая система общества: структура и функции. Государство, его признаки и функции. Формы правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Политическая идеология. Демократия. Политические партии и движения. Политическое лидерство. Роль СМИ в политической жизни общества. Политическое сознание и поведение. Выборы в демократическом обществе. Виды избирательные систем. Гражданское общество и правовое государство.

18

Самостоятельная работа: подготовка докладов по теме «Демократические перемены в России»; анализ новостных передач из разных источников

10

Практические работы: написание эссе на тему «Худший вид власти – власть толпы, лучший вид власти – власть над самим собой»; заполнение таблиц «Классификация политических систем», «Виды политических режимов»; участие в интерактивной игре «Выборы в Государственную Думу»

5

Контрольная работа

1

1

2

3

4

Раздел 7.

Право

Содержание

35

2

Право в системе социальных норм. Право и мораль. Норма права. Правовая система и ее виды. Отрасли и источники права. Правоотношения и правонарушения, состав преступления; Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение. Конституция, закон, публичное и частное право. Конституция и государственное устройство РФ. Современное российское законодательство. Гражданское право. Права и свободы человека и гражданина. Коррупция как социальное явление

16

Самостоятельная работа: создание антикоррупционных плакатов, подготовка докладов по экологическому праву

10

Практические работы: правовая культура: работа с текстом; конституционное право: участие в викторине «Конституция РФ»; гражданское право: решение правовых задач с использованием ГК РФ; уголовное право: построение схемы уголовного процесса; административное право: заполнение таблицы «Административные правонарушения»; участие в интерактивной игре по теме «Трудовое право»; составление таблицы по теме «Международное право и зашита прав человека». Роль гражданина в противодействии коррупции

8

Контрольная работа

1

Раздел 8.

Заключительные уроки.

Содержание

2

2

Общество в развитии

1

Итоговое повторение

1

Итого аудиторных часов

117

Всего часов

175


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличие специального учебного кабинета, возможно использование учебного кабинета истории и обществознания.

Оборудование:

  • комплект учебно-методической литературы;
  • комплект учебно-наглядных пособий по различным темам, в том числе электронные носители;
  • комплект справочных и контрольных материалов.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов, дополнительной литературы

Учебники:

  • Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. М., 2014
  • Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. М., 2014

Интернет-ресурсы:

  • www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
  • www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  • www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
  • www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
  • www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Оценка результатов обучения

Умения:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных;

- осуществлять поиск социальной информации;

- систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах, за

каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Знания:

-

  - биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений;

- тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования;

- особенностей социально-гуманитарного познания;

новны

Методы контроля направлены на проверку умения студентов:

– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

– выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление)

сделанных ошибок;

– работать в группе и представлять как свою, таки позицию группы;

- проектировать собственную гражданскую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым студентом

формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...