Программа СПО по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Водных ресурсов»
(СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»).
«Утверждаю»
Председатель ПС и директор
СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»,
введено приказом _______ от « ___»____2016г.
_______________В.П. Гузун
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОДБ.05
«Обществознание (включая экономику и право)»
по специальности среднего профессионального образования
08.02.04 Техник. Водоснабжение и водоотведение (3 года 10 мес.)
по программе базовой подготовки
Квалификация по рабочей профессии:
ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд
ОКПР 19771 Электрогазосварщик, 3-й разряд
Форма обучения - очная;
Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев;
на базе: основного общего образования;
Режим работы: 6-ти дневная учебная неделя.
Санкт- Петербург
2016 г.
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла № протокола_________ от « » 2016г |
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»
Разработчики: Преподаватель Терентьев А. А.
Специальность СПО Уровень подготовки | 08.02.04 Техник. Водоснабжение и водоотведение |
базовый | |
Квалификация | техник |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | Обществознание (включая экономику и право) |
Объем курса | 175 часов. |
Разработчик | преподаватель Терентьев А.А. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл (базовые общеобразовательные дисциплины).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
- социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
- стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
- свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
- предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 175 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 117часов;
- самостоятельной работы студентов 58 часов.
Часы из вариативной части не предусмотрены.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лекции | 77 |
практические занятия (в т.ч. контрольные работы) | 40 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 58 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.). | |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общество | Содержание | 19 | 2 |
Понятие общества: общество в узком и широком смысле, основные признаки общества. Основные сферы общества и их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Типология обществ. Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество как динамическая система. | 9 | ||
Самостоятельная работа: написание эссе на высказывание В.Г. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», подготовка докладов о выдающихся ученых | 6 | ||
Практические работы: составление сравнительной таблицы «Исторические типы обществ»; основные сферы жизни общества; составление таблицы «Важнейшие институты общества и их функции». | 3 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
Раздел 2. Человек | Содержание | 16 | 2 |
Двойственная природа человека. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Деятельность человека: структура, виды, отличие от поведения животных. Познание как деятельность. Свобода в деятельности человека. Потребности человека. | 6 | ||
Самостоятельная работа: написание эссе на тему «Можно ли считать российского императора Ивана VI Антоновича личностью?»; подготовка докладов об экспериментах над человеком | 6 | ||
Практические работы: Построение схем «Структура личности человека»; «Истина и ее критерии»: анализ текста; построение пирамиды человеческих потребностей согласно концепции А.Маслоу | 3 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Духовная культура | Содержание | 26 | 2 |
Культура: определение и его происхождение, виды. Духовный мир человека: мировоззрение и его роль в жизни человека. Мораль и нравственность. Религия и ее роль в жизни общества. Наука. Образование. Искусство в духовной жизни общества. Массовая и элитарная культура. | 9 | ||
Самостоятельная работа: подготовка докладов о национальных культурах, искусстве, религиях мира; написание рецензии. | 10 | ||
Практические работы: построение таблицы «Виды культуры»; построение таблицы «Религии мира»; составление схемы «Система образования в РФ»; анализ выдержек «Закона об образовании РФ»; анализ текстов о искусстве. | 6 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
Раздел 4. Экономика | Содержание | 18 | 2 |
Экономика: наука и хозяйство, основные определения, роль в жизни общества. Закон спроса и предложения, равновесие на рынке. Экономический рост и развитие. Типы экономических систем. Экономика и государство: протекционизм. Экономика потребителя, безработица. Россия в мировой экономике. | 7 | ||
Самостоятельная работа: подготовить доклады о типах экономических систем; заполнение сравнительной таблицы организационно-правовых форм предпринимательской деятельности на основе Гражданского кодекса РФ | 6 | ||
Практические работы: заполнение таблицы «Факторы производства и факторные доходы»; решение задач о рыночном равновесии; построение таблицы «Типы экономических систем»; «Ограниченность выбора и принятие решений»: решение задач на перераспределение доходов | 4 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 5. Социальная сфера | Содержание | 25 | 2 |
Социальная структура общества. Социальное неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные нормы, отклоняющееся поведение. Отклоняющиеся поведения: отклонения положительные и отрицательные, виды девиаций. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Семья как социальный институт. Социальные процессы в современной России. | 10 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к дискуссии о причинах отклоняющегося поведения, подготовка к дискуссии о социальных конфликтах | 10 | ||
Практические работы: «Люмпены и маргиналы»: причины возникновения, примеры; «Социальный конфликт»: виды, пути разрешения; «Социальные нормы»: сущность трансформирования во времени, применимость к конкретной личности; написание эссе на тему «Девиантное поведение – угроза стабильности общества и залог его успешного развития» | 4 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
Раздел 6. Политика | Содержание | 34 | 2 |
Власть и авторитет. Политическая власть и разделение властей. Политическая система общества: структура и функции. Государство, его признаки и функции. Формы правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Политическая идеология. Демократия. Политические партии и движения. Политическое лидерство. Роль СМИ в политической жизни общества. Политическое сознание и поведение. Выборы в демократическом обществе. Виды избирательные систем. Гражданское общество и правовое государство. | 18 | ||
Самостоятельная работа: подготовка докладов по теме «Демократические перемены в России»; анализ новостных передач из разных источников | 10 | ||
Практические работы: написание эссе на тему «Худший вид власти – власть толпы, лучший вид власти – власть над самим собой»; заполнение таблиц «Классификация политических систем», «Виды политических режимов»; участие в интерактивной игре «Выборы в Государственную Думу» | 5 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 7. Право | Содержание | 35 | 2 |
Право в системе социальных норм. Право и мораль. Норма права. Правовая система и ее виды. Отрасли и источники права. Правоотношения и правонарушения, состав преступления; Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение. Конституция, закон, публичное и частное право. Конституция и государственное устройство РФ. Современное российское законодательство. Гражданское право. Права и свободы человека и гражданина. Коррупция как социальное явление | 16 | ||
Самостоятельная работа: создание антикоррупционных плакатов, подготовка докладов по экологическому праву | 10 | ||
Практические работы: правовая культура: работа с текстом; конституционное право: участие в викторине «Конституция РФ»; гражданское право: решение правовых задач с использованием ГК РФ; уголовное право: построение схемы уголовного процесса; административное право: заполнение таблицы «Административные правонарушения»; участие в интерактивной игре по теме «Трудовое право»; составление таблицы по теме «Международное право и зашита прав человека». Роль гражданина в противодействии коррупции | 8 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
Раздел 8. Заключительные уроки. | Содержание | 2 | 2 |
Общество в развитии | 1 | ||
Итоговое повторение | 1 | ||
Итого аудиторных часов | 117 | ||
Всего часов | 175 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличие специального учебного кабинета, возможно использование учебного кабинета истории и обществознания.
Оборудование:
- комплект учебно-методической литературы;
- комплект учебно-наглядных пособий по различным темам, в том числе электронные носители;
- комплект справочных и контрольных материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Учебники:
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. М., 2014
- Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. М., 2014
Интернет-ресурсы:
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Оценка результатов обучения |
Умения: | |
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных; - осуществлять поиск социальной информации; - систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах, за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. |
Знания: | |
- - биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений; - тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования; - особенностей социально-гуманитарного познания; новны | Методы контроля направлены на проверку умения студентов: – отбирать и оценивать факты, процессы, явления; – выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок; – работать в группе и представлять как свою, таки позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым студентом – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...
Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...