Урок по обществознанию в 10 классе на тему "Политические режимы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Данный урок разработан на основе ФГОС, содержит в себе информацию о двух противоположных политических режимах тоталитарном и демократическом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu_dlya_10.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Урок по обществознанию
в 10 классе
Тема:
Политические режимы
Разработала:
учитель обществознания:
Богатова Ю.Н.
Цели урока:
воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- осознание ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном обществе;
- знание ценностей и основ толерантного существования в мире.
обучающие:
● дать представление о политических режимах как способах осуществления политической власти;
● дать представление о современном социально-политическом устройстве российского государства;
● знание основ и принципов правового государства.
развивающие:
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
- развивать мышление;
- развивать устное изложение усвоенного материала;
- формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы деятельности учащихся:
- групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самоанализ;
- консультация.
В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – малая группа,
малая группа – класс,
ученик – малая группа,
ученик – класс.
Ожидаемые результаты:
● Сформирована мотивация к обучению;
● Умение самостоятельно определять цели своего обучения;
● Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию.
● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
● Овладение научными понятиями и терминологией;
● Овладение методом смыслового чтения текста;
● Умение строить логическое рассуждение и умозаключение;
● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем; работать индивидуально и в группе.
● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе.
● Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
● Формирование нравственных чувств и нравственного поведения
● Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Основные используемые понятия:
- политический режим;
- демократия;
- тоталитаризм.
Ресурсы к занятию:
- Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
- Приготовить раздаточный материал.
ХОД УРОКА (40 мин.)
1. Мотивация (3 мин.)
Урок начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца» (По мотивам русского фольклора).
Потешник:
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..
Федот:
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..
Потешник:
Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!
2. Объявление темы и цели урока (2 мин.)
Учащиеся отвечают на вопросы к отрывку:
- О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного, чтобы угостить английского посла).
- Как он это делает? (отдает приказ).
- Может ли Федот ослушаться? Почему?
- А можно ли было по-другому попросить Федота?
Таким образом, выходим на понятие «политический режим». Формулируем цель урока:
Познакомиться с основными характеристиками политических режимов.
3. Новый материал (10 мин.)
Предварительно класс делится на 2 группы. Участники получают раздаточный материал:
Раздаточный материал для I группы:
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития.
Тоталитарный режим
«Запрещено всё, что не приказано»
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
- Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
- Церковь под жестким контролем государства.
Раздаточный материал для II группы:
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития.
Демократический режим
«Разрешено всё, что не запрещено законом»
Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
Характерные черты режима:
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
- Демократические выборы в органы государственной власти.
- Политический плюрализм.
- Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
- Отсутствие какой-то официальной идеологии.
- Церковь отделена от государства.
4. Задание № 1 для групп (10 мин)
Группы получают файлы с картинками и задание. Группы должны «поменять» политическими режимами. Первая группа должна оформить коллаж с картинками на тему «Демократический режим», вторая группа на тему «Тоталитарный режим». Далее группа должна представить и обосновать выбор картинок на своем коллаже. Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.
5. Задание № 2 для групп (10 мин)
Каждая группа получает задание: подготовить сценку в которой необходимо показать особенности политического режима. Тема для первой группы: «Учитель в тоталитарной школе». Тема для второй группы: «Школьник в демократическом обществе». Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.
6. Подведение итогов (5 мин)
- Что такое политический режим. Какие формы политических режимов вы запомнили.
- Вернитесь к отрывку из «Федота-стрельца». Какой политический режим описан Л. Филатовым?
- Как вы это определили?
- Какие политические режимы существовали в России на протяжении прошедшего столетия?
- Как можно охарактеризовать современную Россию?
7. Учитель объявляет домашнее задание (1 мин): § 21 пересказ, мысли мудрых устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс. Тема урока "Человек и его деятельность".
https://yadi.sk/i/ETBh2tgI3EK8z5...
Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»
Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».
Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"
Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"...