Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»
материал по биологии

Киселева Светлана Алексеевна

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые направлены на творческое воспроизведение изучаемого материала. Я солидарна с русским педагогом К.Д. Ушинским, который говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой, убивает в ученике охоту к овладению знаниями». Именно поэтому использованию активных методов обучения отвожу центральное место в учебном процессе. Каждый день при подготовке к уроку стараюсь найти средства, которые привлекли бы ученика,  расположили бы к совместной деятельности. Опираюсь на жизненный опыт  и интересы ребят что делает процесс обучения более интересным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_for_rab_na_ur_biologii_shmo_2019.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

                                       образовательным программам»

          Выступление из опыта работы на ШМО        

              естественно- математического цикла

«Применение активных методов обучения на уроках биологии»

                                                             Подготовила и выступила: Киселева С.А.,            

                                                                                                        учитель биологии

                                                                                                         март 2020г

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые направлены на творческое воспроизведение изучаемого материала.

 Я солидарна с русским педагогом К.Д. Ушинским, который говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой, убивает в ученике охоту к овладению знаниями». Именно поэтому использованию активных методов обучения отвожу центральное место в учебном процессе. Каждый день при подготовке к уроку стараюсь найти средства, которые привлекли бы ученика,  расположили бы к совместной деятельности. Опираюсь на жизненный опыт  и интересы ребят что делает процесс обучения более интересным.

  Большинство уроков биологии предусматривает изучение нового материала, поэтому свои уроки строю на создании проблемных ситуаций и организации на их основе активной поисковой деятельности ребят. Например, при изучении темы «Насекомые» перед учащимися 8 класса можно поставить следующую проблему: «Насекомые – самый процветаю-

щий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистемы суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного  процветания насекомых?»

Для активизации познавательной деятельности я создаю проблемные ситуации на основе высказываний или фактов. Например, предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:  «Человек – слуга и истолкователь Природы» (Ф.Бэккон). Как вы понимаете это высказывание? «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром.»( А.Герцен). Прокомментируйте данное выскапзывание.

  Активизировать познавательный интерес на уроках биологии позволяет использование активных игровых приемов: стихи- загадки, пословицы, сказки, отрывки из произведений русских поэтов и писателей. Их применение всегда ощутимо : они помогают снизить усталость обучающихся на любых этапах урока. Так, при изучении тем «Насекомые», «Рыбы», «Земноводные» предлагаю отдельной группе обучающихся прочитать рассказы о разнообразии и значении в природе и жизни человека отдельных видов животных ,подготовить соответствующие сообщения опережающего характера. Учу ребят готовить краткие рефераты- сообщения с использованием интересных фактов из жизни животных : это всегда заинтерисовывает  учащихся, развивает интерес к предмету, делает их соучастниками обсуждаемой проблемы .

   С целью представления и структурирования нового учебного материала, активизации внимания при работе в группах  использую  метод «Инфо-угадай-ка». Методика использования данного метода такова : называю тему, на доске прикрепляю лист ватмана, в центре указываю название темы. Остальное пространство листа разделяю на четыре пронумерованных сектора. Начиная с сектора №1, вписываю название раздела темы, который будет изучаться. Учащимся предлагаю продумать , о каких аспектах темы пойдет речь. Затем раскрываю тему. В сектор вписываю наиболее существенные моменты первого раздела (записи произвожу на плакате по ходу сообщения). По такому же принципу заполняю остальные секторы.

   Данный метод позволяет наглядно и в четко структурированном виде пред-ставить весь новый материал и обозначить его ключевые моменты.

  Для систематизации знаний по той или иной теме использую метод «Составление кластера». Данный метод может использоваться на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы.  Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны , они соединяют это слово с другими , от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

   Систематизировать конкретные факты , события, вопросы, перевести процесс мышления ученика во внешнюю среду возможно при помощи логико-смысловой модели (ЛСМ). Алгоритм построения такой модели включает в себя определение темы изучения , размещение ее в центре ЛСМ, определение количества координатных лучей или круга вопросов по выбранной теме; выявление главных элементов содержания – опорных узлов изучаемой темы, которые ранжируются и распределяются в определенном логическом порядке на координатных лучах, при этом информационные блоки должны быть представлены в виде ключевого слова.

    Хочу отметить, что желаемый интерес к предмету проявляется у обучающихся тогда, когда некоторые этапы урока провожу в форме игры. Например, часто использую на уроках  игры : «Найди ошибку», «Ассорти», «Чужой среди своих», «Фоторобот» (игры в приложении). Особый интерес у обучающихся вызывает мультимедийная игра «Биологическая азбука». Данную игру использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Она стимулирует интерес у ребят и позволяет не только проверить знание биологических терминов, определений и опорных понятий , но и стимулиро-вать их интерес  к обучению. По ходу игры обучающиеся оформляют свои ответы на заранее подготовленных бланках, которы в конце игры сдают учителю (можно провести как игра в лото). Для учащихся 6-ых классов особый интерес вызывают опыты и эксперименты ,которые провожу при изучении отдельных тем («Вода и ее свойства», «Воздух» ) и др. Это помогает через зрительно – сенсорные ощущения получить качество усвоения учебного материала. Самостоятельная исследовательская работа обучающихся может быть организована и более простым методом: например изготовление лэпбуков. Лэпбук – это интерактивная папка .Она представляет собой бумажную книжку с карманами,  подвижными деталя-ми ,которые обучающиеся могут доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по изученной теме урока. Так, при изучении и обобщении знаний по темам «Насекомые», «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся» и др. учащиеся изготавливают своими руками рисунки, поделки, схемы, макеты из бумаги и природного материала, карточки- задания  в виде головоломок, рефераты и раскладывают по карманам тематической папки . Это способствует нагляному представлению материала изученной темы. Осознанности знаний по теме. Всегда можно достать из папки нужный материал, рассмотреть, потрогать, ощутить, еще раз воспроизвести изученный материал. Использовать можно на разных этапах урока: изучения, закрепления, коррекции знаний, проверки домашнего задания. Для закрепления знаний по теме урока провожу разнообразные формы разминок. Например, разминка «Дуэль». Методика ее проведения – это разделение класса на группы дуэлянтов, которые садятся друг против друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный переходит в команду победителя. При проведении разминки «Верю- не верю» предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо  ложны, либо истинны. Учащиеся должны определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор. С отдельными группами обучающихся организую индивидуальную коррекционную работу. Задания по изучаемой теме представляют собой вопросы, отвечать на которые можно словами «да» или «нет». Такой опрос на уроке занимает мало времени, и каждый учащийся получает отметку за подготовку к уроку. Для подведения итогов урока  использую ряд приемов: «Мудрый совет», «Ромашка» и др. Приведенные приемы помогают  эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выявить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

    Таким образом, применение активных методов обучения на уроках биологии  позволяет развивать мышление учащихся, формирует интерес к предмету, биологическим явлениям, прививает любовь к природе, помогает их социализации.

      Я представила лишь некоторые формы и методы, которые использую в своей педагогической работе. Но и они дают хорошие результаты. В дальнейшем буду работать над их пополнением с учетом разных категорий обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках права

Работа написана как зачетная по реализации именного образовательного чека вариативный блок но курсу:Проблемы преподавания права в общеобразовательных учреждениях...

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Отчет по теме самообразования на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"...

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках биологии...

«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предп...