Программа элективного курса "Ориентир в лабиринте закона"
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме
Программа элективного курса "Ориентир в лабиринте закона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientir_v_labirinte_zakona_9kl._2011g.doc | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Ориентир в лабиринте закона» рассчитана на 33 учебных часа и предназначена для учащихся 9-х класса.
Актуальность курса: статистика утверждает, что, в России нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы от преступления. Однако самому осваивать лабиринты законов нелегко. Данный курс может служить самоучителем и позволяет в увлекательной, доступной форме рассказать школьникам об уголовном праве и процессе.
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Целесообразность курса: Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Особенности курса:
№ | Вопросы | Ответы |
1 | На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? | Материал курса построен на использовании дополнительной литературы по уголовному праву и комплексе нормативно-правовых источников.
|
2 | Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? | Содержание данного курса в базовом практически не представлено. Курс рассчитан на получение дополнительных знаний, умений, расширение кругозора. |
3 | Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? | Логика подачи материала определяется последовательностью. Каждая изученная тема является базой для освоения следующей. |
4 | Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? | Материал сгруппирован в три модуля: теоретический, практический и контрольный, где выделены основные цели курса. Модули в свою очередь делятся на блоки, включающие название тем занятий. |
5 | Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? | На изучение материала отводится 33 часовых занятия. |
6 | Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? | Основное учебное пособие для учащихся: А.Ф. Никитин. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений 6-е изд, доп.-М.: Просвещение, 2001
|
7 | Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? | Работа со специальной и справочной литературой. Анализ документов. |
8 | Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и на этой основе учащиеся выполняют следующие виды работ: пишут сочинение-эссе, конспекты, рефераты, готовят сообщения, заполняют таблицу. |
9 | Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? | Внутри каждого блока проводится самостоятельная работа в виде текущего тестирования. Таким образом, доля самостоятельной работы составляет от 40 до 60 %. |
10 | Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? | Успешность пройденного курса определяется выполнением учащимися текущего тестирования, написание реферата и публичная его презентация. |
11 | Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? |
|
12 | Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности? | Изучение курса завершается защитой творческих работ. |
Цель курса: сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права.
Задачи курса:
1.Информировать учащихся об уголовной юстиции.
2. Раскрыть особенности уголовного процесса.
3. Развивать навыки критического анализа информации.
4. Повысить правовую культуру учащихся.
Формы обучения: индивидуальная, групповая или коллективная работа, работа в парах.
Методы проведения занятий: лекция, беседа, ролевая игра, дискуссия, обсуждение проблемных ситуаций, работа с документами, эссе, заполнение таблиц, тест, творческое задание.
Ожидаемый результат. В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1.1. О правонарушениях и преступлениях.
1.2. О причинах правонарушений и преступлений.
1.3. О юридической ответственности за совершение правонарушения.
1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения.
1.5. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Виды преступлений.
2.2. Что такое вина и ответственность.
2.3. О работе правоохранительных органов.
2.4. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления.
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы.
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой.
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ.
4.3.Коллективной работы в группах
Структура курса:
Календарно - тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Деятельность учащихся | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Знакомство с уголовным правом. | 3 | 2 | 1 | Беседа с учителем, конспектирование. Выполнение теста. | |
2 | Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. | 4 | 2 | 2 | Участвуют в дискуссии, заполняют таблицу «Виды правонарушений» Работа в ролевых группах. | |
3 | Вина и ответственность. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа с УК РФ. Ст.24-28. Выполняют текущий тест. | |
4 | Ответственность за правонарушение против собственности. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. Текущее тестирование. | |
5 | Ответственность за правонарушение против личности. | 3 | 1 | 2 | Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни». | |
6 | Групповые правонарушения несовершеннолетних. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. Текущее тестирование. | |
7 | Как не стать жертвой преступления. | 3 | 1 | 2 | Конспектирование, обогащение словаря. Игра «Клуб знатоков» | |
8 | Правопорядок и милиция. | 3 | 1 | 2 | Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. Текущее тестирование. | |
9 | Если тебя задержала милиция. | 3 | 1 | 2 | Конспектирование, обогащение словаря. Ролевая игра «Адвокаты» | |
10 | Судебное заседание. | 3 | 1 | 2 | Участие в ролевой игре. | |
11 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Защита творческих работ учащихся (презентации, доклады). | ||
Всего часов: | 33 | 12 | 21 |
Содержание программы:
Тема 1: Введение.
Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.
Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ, которые предстоит выполнить учащимся за данное время.
Тема 2: Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.
Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.
Тема 3: Вина и ответственность.
Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.
Тема 4: Ответственность за правонарушения против собственности.
Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.
Тема 5: Ответственность за правонарушения против личности.
Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.
Тема 6: Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.
Тема 7: Как не стать жертвой преступления?
Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.
Тема 8: Правопорядок и милиция.
Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Тема 9: Если тебя задержала милиция.
Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.
Уголовный кодекс. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 10: «Судебное заседание»
Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности человека за антиобщественные деяния. Ролевая игра.
Тема 11: Итоговое занятие
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация работ. Подведение итогов.
Литература для учителя
- Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9-го класса. М., 2001.
- Никитин А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. М.,2001.
- Никитин А.Ф. Уголовное право: учебное пособие для средней школы. М., 2001.
- Никитин А.Ф. Школьный педагогический словарь. М., 1998.
- Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. СПб.: 2001.
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 1997.
- Конституция РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Интернет – ресурсы.
Литература для учащихся
- Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9-го класса. М., 2001.
- Никитин А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. М.,2001.
- Никитин А.Ф. Уголовное право: учебное пособие для средней школы. М., 2001.
- Кашанин А.В. Основы государства и права.9-11 кл.: краткий справочник школьника. М., 1998.
- Соколов Я.В. Граждановедение. Ответственность за правонарушение. М., 1994.
- Конституция РФ.
- Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Элективный курс "Ориентир в лабиринте закона", 9 класс
Статистика утверждает, что в России не ни одной семьи, которая бы ни не пострадала от преступления. К сожалению, очень часто жертвами преступлений становятся именно дети. Главная причина, на мой взгля...
Программа элективного курса "Логика-наука о законах правильного мышления", 9 класс
Курс «Логика - наука о законах правильного мышления» призван способствовать решению следующих задач:1. Дать четкие научные знания по основным темам логики, в том числе:а) формам мышления (понятия, суж...
программа элективного курса "В лабиринтах орфографии". 6 класс ( профильный уровень)
Программа призвана углубить, расширить знания по орфографии учащихся с хорошей пйодготовкой, с повышенным уровнем познавательных возможностей....
Рабочая программа элективного курса "В лабиринте математики"
Элективный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики, той математики, скоторой школьники не встречаются на урок...