Рабочая программа элективного курса «Я и закон»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астапковичская средняя школа» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета приказом директора протокол от «31» августа 2018г. № 1 от «31»августа 2018г. №128/1-о Рабочая программа элективного курса «Я и закон» 6 класс на 2018 – 2019 учебный год
Составлена
Жаковой Татьяной Анатольевной- учителем истории и обществознания _________________________________ ФИО учителя
____________________________________________ Квалификационная категория 2018 г. |
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я И ЗАКОН».
Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых. Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.
Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право;
2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения;
3) дать знания о штрафных санкциях при свершении административных правонарушениях .
Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки.
Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни.
Принципы:
-Безусловное уважение личности подростка.
- защита прав и законных интересов обучающихся.
-Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
-Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
- Ролевые игры;
- Психотехнические тренинги и упражнения;
- Работа в малых группах;
- Дискуссии, творческие диалоги;
- Творческие работы;
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.
Данный курс разработан на основе:
- программы "Права человека";
- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;
- программы "Права человека в современном мире" для лидеров 1некоммерческих организаций Варшавского Хельсинского Фонда по правам 1человека;
- основе профилактических поведенческих программ «Формирование жизненных социально – психологических навыков» и программе Н. В. Вострокнутова «Обучение здоровому образу жизни»
- программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа".
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.
В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях, возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия;
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия. Практическая работа. | Теория | Практика | Всего часов |
I раздел: «Основные права и свободы человека». | ||||
1 | Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство. | 1 | 1 | 2 |
3 | Право на жизнь: кто его дает | 1 | 1 | 2 |
4 | Право на свободу | 1 | 1 | 2 |
5 | Все ли люди равны? | 1 | 1 | 2 |
6 | Происхождение и природа законов; первые законы человека. | 1 | 1 | 2 |
7 | Что такое закон? | 1 | 1 | 2 |
8 | Божественные законы, все ли их соблюдают | 1 | 1 | 2 |
9 | Декларация прав человека и гражданина 1789 года. | 1 | 1 | 2 |
10 | Всеобщая декларация прав человека | 1 | 1 | 2 |
11 | Конституция РФ. | 1 | 1 | 2 |
12 | Конвенция о правах ребёнка. | 1 | 1 | 2 |
13 | Кодекс учащихся общеобразовательной школы. | 1 | 1 | 2 |
14 | Правонарушение – когда оно наступает? | 1 | 1 | 2 |
15 | Правонарушение и юридическая ответственность. | 1 | 1 | 2 |
15 | Система права. | 1 | 1 | 2 |
16 | Практическое занятие по теме: «Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение) | 1 | 1 | 2 |
17 | Политико-правовая игра-форум «Глобализация. за и против» (подготовка, проведение) | 1 | 1 | 2 |
Содержание программы:
Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.
Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон». Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда.
Формы организации учебной деятельности:
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
Методы проведения занятия:
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
- Ролевые игры;
- Психотехнические тренинги и упражнения;
- Работа в малых группах;
- Дискуссии, творческие диалоги;
- Творческие работы;
- Тренинговые занятия
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Список литературы
1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.
2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М., 1998.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.
4. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. — М., 1997.
5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.
6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. — М., 1997.
7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.
8. Гурина М. Философия. — М., 1998.
9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.
10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.
11. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. — М., 1998.
12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий справочник школьника. — М., 1998.
13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 1998.
14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. — М., 1996.
15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997.
16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.
17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.
18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.
19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.
20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. — М., 1996.
21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 1996.
22. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. — М., 1995.
23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 1997.
24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М., 1998.
25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф. Лунгу. — М., 1997.
26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б. И. Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.
27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.
28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.
29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.
30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.
31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.
32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М., 1998.
33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник для средней школы. — М., 1997.
34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. — М., 1997.
35. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М., 1997.
36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993.
37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.
38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10—11 кл. — М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...