Урок обществознания "Одноклассники, сверстники, друзья" 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Урок обществознания в 5 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой по ФГОС.

На уроке используются различные формы работы, технологии, способствующие формированию

личностных, метапредметных и предметных УУД. Прилагается технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

         Разработка открытого урока по обществознанию на тему

                         «Одноклассники, сверстники, друзья»

                                                   (5 класс)

                                                                       Разработала учитель

                                                                       истории и обществознания

                                                                       Усова Е.В.

                   

                                       

                          г. Эртиль 2016г.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
  • показать  значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
  • способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
  • создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
  • развивать личностные УУД: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
  • Развивать метапредметные УУД: работа в группах,  высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.
  • Развивать предметные УУД:  применять полученную информацию в новых условиях.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

После проведения урока уч-ся смогут:

- использовать элементы причинно-следственного анализа  при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;

- иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;

- оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

План урока:

  1. Класс как коллектив сверстников.
  2. Отношения в классе – какие они?
  3. Школьная дружба.

Актуализация знаний:

  1. Что такое образование?  В каких учебных заведениях человек получает образование?

2)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»?

     3)Сообщения уч-ся о школе, в которой учились родители. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71)

       4)Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной?

Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя:

Как мы видим, школа – это не только знания, но и отношения между одноклассниками, общение, взаимопомощь.

(Рассказ учителя о Л.С. Понтрягине, материал на стр. 65 учебника, в рубрике «Жил на свете человек»)

«Учился в одной школе Лёва Понтрягин, в 14 лет он ослеп, операции не помогли, и Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу, а родители переживали настоящее горе. Но тут на помощь Лёве пришли одноклассники: они стали помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда и они стали приводить Лёву в школу, а там его окружали заботой друзья. Сосед по парте вполголоса рассказывал, что написано на доске, какие опыты показывает учитель. Каждый вечер ребята делали с Лёвой уроки, читали ему книги. Он научился писать при помощи листа картона, в котором была прорезана узкая щель, а потом ему купили печатную машинку и он  научился быстро печатать. Друзья проводили с ним и свободное время: ходили на каток, в театр, на концерты. С помощью верных друзей Лёва не только с отличием окончил школу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали ему учиться. Лёва оказался талантливым математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее -  академиком».

Вопрос классу:

1)Как вы думаете, что помогло Л.С. Понтрягину стать достойным человеком?

(уч-ся делают вывод – сила воли и помощь одноклассников)

2) Какие слова я употребляла, заменяя слово «Одноклассники»? (товарищи, друзья)

3) Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? («Одноклассники, сверстники, друзья»)

Определение цели и задач урока.

Работа с классом:

Давайте попробуем определить кто же такие одноклассники, чем они отличаются от сверстников?        

  • Одноклассники – ребята, которые учатся в одном классе.
  • Сверстники – люди одного возраста, живущие в разных местах. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет слова «сверстник» и «ровесник» следующим образом: человек одинакового с кем-нибудь возраста, однолеток (от слова «верста», означавшего в старину так же и «возраст»). Но обратите внимание – слово «ровесник» пишется без буквы «Т»
  • В языке русских писателей 19 века употреблялось ещё одно понятие – однокашник в значении «старый школьный товарищ». В сельских школах существовал обычай, по которому при переходе из младшего класса в старший,  уч-ся приносили в школу горшки с кашей, её вместе съедали.  А  на прощание с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.

Какие ещё объяснения этого слова вы можете привести?

(дети были на интерактивном мероприятии в музее «Урок в древнерусской школе» и вспоминают, что на перемене все ели кашу из одного горшка, передавая его по кругу. Делают предположение, что слово «однокашник» произошло именно так)

О том, кто такие друзья и товарищи прочитаем в учебнике на стр.68 «Какой ты, друг?» ( Чтение «по цепочке» текста учебника, обсуждение прочитанного)

Учитель:

О друзьях и дружбе сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы  знаете вы? (Идёт аукцион пословиц)

Учитель:

Пословица – это обобщённый в образной форме опыт народа. Представьте, что к нам в гости пришли инопланетяне. Объясните им смысл наших пословиц:

  • Приятелей много, да друга нет.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

(дети по желанию объясняют смысл пословиц)

Учитель:

Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь  правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу?
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)

Учитель:

Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет?

( Идёт работа по группам по 4 человека. Одни обсуждают вопрос «Мы считаем, что у нас дружный класс…», другие – «Мы считаем, что у нас не дружный класс…», 5 мин. Работа по ПОПС – формуле, которая написана на доске.)

П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»)

(выступления групп)

Учитель:

В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга. Проверим, хорошо ли  вы знаете своих одноклассников.

( Рабочая тетрадь, стр.44 зад. 7. Все вместе заполняем пропуски в тексте)

Учитель:

И второе испытание. Есть такое выражение «рука друга». Что оно означает?

(Игра «Угадай, чья рука?»   - 6-7 человек протягивают руку, а водящий с завязанными глазами по рукопожатию определяет, чья это рука.)

Учитель:

Ребята, а почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе? (обидные слова, насмешки, клички, обиды друг на друга)

(Чтение текста «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работа с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики»)

Учитель:

А можно ли сделать так, чтобы наш класс стал дружнее? Что для этого нужно? ( внимательное отношение друг к другу, умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее)

(Зад2 на стр. 70 «В классе и дома»)

Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? К ребятам, которые хорошо учатся?  К девочкам - одноклассницам? К мальчикам - одноклассникам?

(Игра «Волшебный стул» - учитель предупреждает, что у него есть волшебный стул. У того, кто на него садится, становятся видны все его хорошие качества и черты характера,  надо только внимательно посмотреть. На стул садится ребёнок, а остальные стараются рассмотреть в нём хорошее. Вслух называются только достоинства.)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу!

Домашнее задание: параграф 8, зад.3 стр.41 в рабочей тетради, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию.  



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 25.10.2016

Класс:  5 класс

Предмет:  обществознание

Учитель:  Усова Елена Владимировна

Тип урока:     комбинированный

Цель урока:   формирование у детей социально-нравственных мотивов поведения в процессе взаимодействия с одноклассниками и другими людьми посредством  проблемно-ценностного общения.

Задачи урока:

  • Познакомить  уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
  • показать  значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
  • способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
  • создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;

Планируемый результат обучения, *в том числе и формирование УУД:

Личностные: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.

Метапредметные: умение работать в группах,  высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.

Предметные:  применять полученную информацию в новых условиях.

Ресурсы: учебник «Обществознание» для 5 класса под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой;

Рабочая тетрадь для учащихся; поурочные разработки (авт. Л.Ф.Иванова)

На доске – оформленные детьми фотогазеты о детстве родителей, о школе.

ПОПС-формула.

  1. Структура урока.

Этапы урока.

Цель этапа

                 Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий  этап.

Цель: систематизация знаний уч-ся по теме, подготовка к работе на уроке.

Выясняет тему прошлого урока, основные вопросы темы, затруднения при выполнении   Д/З

Вспоминают тему прошлого урока, основные вопросы темы, задают вопросы по непонятному материалу.

П. Умение выделять главные вопросы темы.

2. Актуализация знаний.

Цель: проверить знания уч-ся по теме «Образование и самообразование»

Ведёт фронтальный опрос по теме

Отвечают на вопросы:

1) Что такое образование?

2)В каких учебных заведениях человек получает образование?

-3)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»?

Л. Умение определять мотивы учебной деятельности.

П. умение систематизировать и излагать полученные знания,

Задаёт вопрос:

Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной?

Делают сообщения  о школе, в которой учились родители, их детстве. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71)

Умение проводить опрос, обрабатывать и оформлять в виде сообщений, полученную информацию.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Рассказывает о Л.Понтрягине и его одноклассниках, которые помогли слепому мальчику окончить школу. (текст в уч-ке на стр.65 в рубрике «Жил на свете человек»).
Задаёт вопросы, подводящие к формулированию темы урока:
Какие ещё слова я употребляла, заменяя слово «одноклассники»? Какую же тему мы будем изучать сегодня?

Отвечают на вопрос: Что помогло Л.Понтрягину стать достойным человеком?

Делают выводы, называют слова-синонимы, определяют тему урока, записывают её в тетрадь.

Умение слушать и выделять информацию на слух.

Умение рассуждать,

Умение определять цель своей учебной деятельности.

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Предлагает определить, чем отличаются понятия одноклассники   сверстники, ровесники.

-Предлагает подумать откуда могло появиться слово однокашник.

-организует чтение текста и последующее обсуждение.

-Высказывают своё мнение, слушают пояснения учителя.

-Читают по цепочке текст учебника «Кто такой друг?» на стр.68, обсуждают прочитанное

Умение высказывать своё мнение,

Развитие навыка вдумчивого чтения.

5. Первичная проверка понимания

Ребята, о дружбе и друзьях сложено много пословиц. Какие вы знаете?

Предлагает объяснить смысл пословиц о дружбе инопланетянам.

Ребята,  пословица «Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот кто правду в глаза скажет» призывает нас говорить друзьям правду, а в другой наоборот        « Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово»
Какую правду можно сказать другу?

-  Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет?

- Организует работу в группах по ПОПС-формуле

Участвуют в «Аукционе пословиц»

Объясняют смысл пословиц своими словами.

Делают выводы о том, что говорить нельзя о физических недостатках, которые человек не может исправить, а о поступках – можно.

- Обсуждают по группам вопрос Дружный ли у нас класс?

Две группы считают, что класс дружный и доказывают это на примерах, две считают, что не дружный и тоже приводят аргументы.

- Выступают по ПОПС-формуле.

Умение применять известную информацию в новых условиях,

Умение быть тактичным, терпимым к чужим недостаткам.

Умение работать в группе, подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения,  умение логически связно строить своё выступления, используя ПОПС-формулу.

6. Первичное закрепление

-Организует работу по рабочей тетради, чтобы узнать хорошо ли дети знают друг друга.

- организует игру «Рука друга»

- Предлагает обсудить, почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе?

- Предлагает подумать, можно ли сделать так, чтобы  класс стал дружнее? Что для этого нужно?

-Объясняет как выполнить задание.

-Организует игру «Волшебный стул», объясняет правила.

-выполняют зад.7 на стр.44 в рабочей тетради устно.

- участвуют в игре ,

- делают выводы,

-читают текст «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работают с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики»

-Высказывают свои предложения.

-Выполняют зад.3 на стр.70 «В классе и дома»

-Принимают участие в игре.

Умение понимать задание и организовывать работу с ним,

Умение соблюдать правила,

Умение работать с иллюстрацией, как источником информации.

Умение приводить примеры из повседневной жизни,

Умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее.

7. Информация о домашнем задании 

Цель: обсудить домашнее задание и способы его выполнения

: параграф 8, зад.3 стр.41 в рабочей тетради, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию.  

Выбирают домашнее задание, записывают в дневник

 Умение рассчитывать свои силы при выборе Д/З.

8.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу!

Участвуют в рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Технологическая карта урока "Одноклассники, сверстники, друзья"

Технологическая карта урока "Одноклассники, сверстники, друзья"...

Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"

Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся.  Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения.  На уроке использовалась презентация, как сопров...

Презентация к уроку Обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"

Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"...

Обществознание. 5 класс. 16 урок: Одноклассники, сверстники, друзья

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...