Урок обществознания "Одноклассники, сверстники, друзья" 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок обществознания в 5 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой по ФГОС.
На уроке используются различные формы работы, технологии, способствующие формированию
личностных, метапредметных и предметных УУД. Прилагается технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnoklassniki_sverstniki_druzya._5_kl.docx | 27.34 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_odnoklassniki_sverstniki_druzya.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Разработка открытого урока по обществознанию на тему
«Одноклассники, сверстники, друзья»
(5 класс)
Разработала учитель
истории и обществознания
Усова Е.В.
г. Эртиль 2016г.
Цели и задачи урока:
- Познакомить уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
- показать значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
- способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
- создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
- развивать личностные УУД: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
- Развивать метапредметные УУД: работа в группах, высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.
- Развивать предметные УУД: применять полученную информацию в новых условиях.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
После проведения урока уч-ся смогут:
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;
- иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;
- оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.
План урока:
- Класс как коллектив сверстников.
- Отношения в классе – какие они?
- Школьная дружба.
Актуализация знаний:
- Что такое образование? В каких учебных заведениях человек получает образование?
2)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»?
3)Сообщения уч-ся о школе, в которой учились родители. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71)
4)Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной?
Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
Как мы видим, школа – это не только знания, но и отношения между одноклассниками, общение, взаимопомощь.
(Рассказ учителя о Л.С. Понтрягине, материал на стр. 65 учебника, в рубрике «Жил на свете человек»)
«Учился в одной школе Лёва Понтрягин, в 14 лет он ослеп, операции не помогли, и Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу, а родители переживали настоящее горе. Но тут на помощь Лёве пришли одноклассники: они стали помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда и они стали приводить Лёву в школу, а там его окружали заботой друзья. Сосед по парте вполголоса рассказывал, что написано на доске, какие опыты показывает учитель. Каждый вечер ребята делали с Лёвой уроки, читали ему книги. Он научился писать при помощи листа картона, в котором была прорезана узкая щель, а потом ему купили печатную машинку и он научился быстро печатать. Друзья проводили с ним и свободное время: ходили на каток, в театр, на концерты. С помощью верных друзей Лёва не только с отличием окончил школу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали ему учиться. Лёва оказался талантливым математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее - академиком».
Вопрос классу:
1)Как вы думаете, что помогло Л.С. Понтрягину стать достойным человеком?
(уч-ся делают вывод – сила воли и помощь одноклассников)
2) Какие слова я употребляла, заменяя слово «Одноклассники»? (товарищи, друзья)
3) Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? («Одноклассники, сверстники, друзья»)
Определение цели и задач урока.
Работа с классом:
Давайте попробуем определить кто же такие одноклассники, чем они отличаются от сверстников?
- Одноклассники – ребята, которые учатся в одном классе.
- Сверстники – люди одного возраста, живущие в разных местах. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет слова «сверстник» и «ровесник» следующим образом: человек одинакового с кем-нибудь возраста, однолеток (от слова «верста», означавшего в старину так же и «возраст»). Но обратите внимание – слово «ровесник» пишется без буквы «Т»
- В языке русских писателей 19 века употреблялось ещё одно понятие – однокашник в значении «старый школьный товарищ». В сельских школах существовал обычай, по которому при переходе из младшего класса в старший, уч-ся приносили в школу горшки с кашей, её вместе съедали. А на прощание с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.
Какие ещё объяснения этого слова вы можете привести?
(дети были на интерактивном мероприятии в музее «Урок в древнерусской школе» и вспоминают, что на перемене все ели кашу из одного горшка, передавая его по кругу. Делают предположение, что слово «однокашник» произошло именно так)
О том, кто такие друзья и товарищи прочитаем в учебнике на стр.68 «Какой ты, друг?» ( Чтение «по цепочке» текста учебника, обсуждение прочитанного)
Учитель:
О друзьях и дружбе сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы знаете вы? (Идёт аукцион пословиц)
Учитель:
Пословица – это обобщённый в образной форме опыт народа. Представьте, что к нам в гости пришли инопланетяне. Объясните им смысл наших пословиц:
- Приятелей много, да друга нет.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
(дети по желанию объясняют смысл пословиц)
Учитель:
Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу?
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)
Учитель:
Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет?
( Идёт работа по группам по 4 человека. Одни обсуждают вопрос «Мы считаем, что у нас дружный класс…», другие – «Мы считаем, что у нас не дружный класс…», 5 мин. Работа по ПОПС – формуле, которая написана на доске.)
П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»)
(выступления групп)
Учитель:
В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга. Проверим, хорошо ли вы знаете своих одноклассников.
( Рабочая тетрадь, стр.44 зад. 7. Все вместе заполняем пропуски в тексте)
Учитель:
И второе испытание. Есть такое выражение «рука друга». Что оно означает?
(Игра «Угадай, чья рука?» - 6-7 человек протягивают руку, а водящий с завязанными глазами по рукопожатию определяет, чья это рука.)
Учитель:
Ребята, а почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе? (обидные слова, насмешки, клички, обиды друг на друга)
(Чтение текста «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работа с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики»)
Учитель:
А можно ли сделать так, чтобы наш класс стал дружнее? Что для этого нужно? ( внимательное отношение друг к другу, умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее)
(Зад2 на стр. 70 «В классе и дома»)
Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? К ребятам, которые хорошо учатся? К девочкам - одноклассницам? К мальчикам - одноклассникам?
(Игра «Волшебный стул» - учитель предупреждает, что у него есть волшебный стул. У того, кто на него садится, становятся видны все его хорошие качества и черты характера, надо только внимательно посмотреть. На стул садится ребёнок, а остальные стараются рассмотреть в нём хорошее. Вслух называются только достоинства.)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу!
Домашнее задание: параграф 8, зад.3 стр.41 в рабочей тетради, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 25.10.2016
Класс: 5 класс
Предмет: обществознание
Учитель: Усова Елена Владимировна
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование у детей социально-нравственных мотивов поведения в процессе взаимодействия с одноклассниками и другими людьми посредством проблемно-ценностного общения.
Задачи урока:
- Познакомить уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
- показать значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
- способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
- создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
Планируемый результат обучения, *в том числе и формирование УУД:
Личностные: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
Метапредметные: умение работать в группах, высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.
Предметные: применять полученную информацию в новых условиях.
Ресурсы: учебник «Обществознание» для 5 класса под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой;
Рабочая тетрадь для учащихся; поурочные разработки (авт. Л.Ф.Иванова)
На доске – оформленные детьми фотогазеты о детстве родителей, о школе.
ПОПС-формула.
- Структура урока.
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап. Цель: систематизация знаний уч-ся по теме, подготовка к работе на уроке. | Выясняет тему прошлого урока, основные вопросы темы, затруднения при выполнении Д/З | Вспоминают тему прошлого урока, основные вопросы темы, задают вопросы по непонятному материалу. | П. Умение выделять главные вопросы темы. |
2. Актуализация знаний. Цель: проверить знания уч-ся по теме «Образование и самообразование» | Ведёт фронтальный опрос по теме | Отвечают на вопросы: 1) Что такое образование? 2)В каких учебных заведениях человек получает образование? -3)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»? | Л. Умение определять мотивы учебной деятельности. П. умение систематизировать и излагать полученные знания, |
Задаёт вопрос: Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной? | Делают сообщения о школе, в которой учились родители, их детстве. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71) | Умение проводить опрос, обрабатывать и оформлять в виде сообщений, полученную информацию. | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Рассказывает о Л.Понтрягине и его одноклассниках, которые помогли слепому мальчику окончить школу. (текст в уч-ке на стр.65 в рубрике «Жил на свете человек»). | Отвечают на вопрос: Что помогло Л.Понтрягину стать достойным человеком? Делают выводы, называют слова-синонимы, определяют тему урока, записывают её в тетрадь. | Умение слушать и выделять информацию на слух. Умение рассуждать, Умение определять цель своей учебной деятельности. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | -Предлагает определить, чем отличаются понятия одноклассники сверстники, ровесники. -Предлагает подумать откуда могло появиться слово однокашник. -организует чтение текста и последующее обсуждение. | -Высказывают своё мнение, слушают пояснения учителя. -Читают по цепочке текст учебника «Кто такой друг?» на стр.68, обсуждают прочитанное | Умение высказывать своё мнение, Развитие навыка вдумчивого чтения. |
5. Первичная проверка понимания | Ребята, о дружбе и друзьях сложено много пословиц. Какие вы знаете? Предлагает объяснить смысл пословиц о дружбе инопланетянам. Ребята, пословица «Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот кто правду в глаза скажет» призывает нас говорить друзьям правду, а в другой наоборот « Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово» - Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет? - Организует работу в группах по ПОПС-формуле | Участвуют в «Аукционе пословиц» Объясняют смысл пословиц своими словами. Делают выводы о том, что говорить нельзя о физических недостатках, которые человек не может исправить, а о поступках – можно. - Обсуждают по группам вопрос Дружный ли у нас класс? Две группы считают, что класс дружный и доказывают это на примерах, две считают, что не дружный и тоже приводят аргументы. - Выступают по ПОПС-формуле. | Умение применять известную информацию в новых условиях, Умение быть тактичным, терпимым к чужим недостаткам. Умение работать в группе, подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, умение логически связно строить своё выступления, используя ПОПС-формулу. |
6. Первичное закрепление | -Организует работу по рабочей тетради, чтобы узнать хорошо ли дети знают друг друга. - организует игру «Рука друга» - Предлагает обсудить, почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе? - Предлагает подумать, можно ли сделать так, чтобы класс стал дружнее? Что для этого нужно? -Объясняет как выполнить задание. -Организует игру «Волшебный стул», объясняет правила. | -выполняют зад.7 на стр.44 в рабочей тетради устно. - участвуют в игре , - делают выводы, -читают текст «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работают с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики» -Высказывают свои предложения. -Выполняют зад.3 на стр.70 «В классе и дома» -Принимают участие в игре. | Умение понимать задание и организовывать работу с ним, Умение соблюдать правила, Умение работать с иллюстрацией, как источником информации. Умение приводить примеры из повседневной жизни, Умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее. |
7. Информация о домашнем задании Цель: обсудить домашнее задание и способы его выполнения | : параграф 8, зад.3 стр.41 в рабочей тетради, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию. | Выбирают домашнее задание, записывают в дневник | Умение рассчитывать свои силы при выборе Д/З. |
8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу! | Участвуют в рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья.
Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока "Одноклассники, сверстники, друзья"
Технологическая карта урока "Одноклассники, сверстники, друзья"...
Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"
Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения. На уроке использовалась презентация, как сопров...
Презентация к уроку Обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"
Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"...
Обществознание. 5 класс. 16 урок: Одноклассники, сверстники, друзья
Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...
- Мне нравится (1)