рабочая программа по обществознанию, 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_7_klass.docx | 75.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета «Обществознание» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденной приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года, №1089.
3. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ (ред. от 23.07.2014) "Об образовании" (принят ГС РТ 28.06.2013)
4. Учебный план МБОУ «Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017учебный год
5. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №106 от 26.08.2016года)
6. Примерная программа основного общего образования по обществознанию «Примерные программы по обществознанию». Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: ООО «Дрофа», 2007 г
7. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- Составители: С .А .Козленко, И.В.Козленко, М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008г., что соответствует примерной программе базового курса «Обществознание»
Учебник Кравченко
8.Инструктивно – методических рекомендаций МО и Н РТ «Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2014/2015 учебном году» /сост.И.М.Фокеева.-Казань:ИРО РТ, 2014;
9.Положение о рабочей программе учебного предмета ,курса дисциплина в образовательной организации общего образования
Изучение обществознания (включая экономику и право) основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина,
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика курса
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ
вариантов реализации новой структуры дисциплин социально – гуманитарного цикла. Этот курс содержит обусловленный рамками учебного
времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящем природном
и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю..
В учебном плане МБОУ «Олуязский лицей» на изучение данного предмета выделяется 35 часов из расчета 1 часа в неделю.Уровень обучения - базовый.
Содержание учебного предмета (курса, модуля) Внесение изменений.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
по авторской программе | по рабочей программе | корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы | ||
1 | Введение | - | 1 | |
2 | РАЗДЕЛ 1. Личность подростка | 10 | 10 | |
3 | РАЗДЕЛ 2. Подросток в социальной среде | 6 | 7 | |
4 | РАЗДЕЛ 3. Подросток и закон | 5 | 5 | |
5 | РАЗДЕЛ 4. Образ жизни подростка | 6 | 6 | |
6 | РАЗДЕЛ 5. Подросток и его жилая среда | 5 | 5 | |
7 | Итоговое повторение | 2 | 1 | |
Итого: | 34 | 35 |
Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы.
Основное содержание программы:
7 класс -35 часов
Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Тема 1. Переходный возраст
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.
Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.
Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста
Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.
Проблемы подросткового возраста.
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей
Тема 3. Быть взрослым
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.
Основное понятие темы: взрослый.
Тема 4. Физические изменения подростков
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.
Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.
Тема 7. Самооценка подростка
САМОПОЗНАНИЕ.Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.
Тема 8. Выдающаяся личность
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.
Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.
Роль поощрения одаренности в ее развитии.
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.
Тема 9. Лидер и его качества
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. НорткотуПаркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.
Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.
Основные понятия темы: лидер; искусство общения.
Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Тема 10. Социальная среда подростка
Понятие «социальная среда». СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА.Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.
Человек и его ближайшее окружение. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.
Основное понятие темы: социальная среда.
Тема 11. Подросток в группе.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ. Многообразие социальных ролей в подростковом возрастеОбщество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.
Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».
Тема 12. Межличностные отношения Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.
Тема 13. «Мы» и «они»
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.
Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».
Различия между «своими» и «чужими».
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».
Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.
«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».
Тема 15. Социальный портрет молодежи
Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.
Основное понятие темы: молодежь.
Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН
Тема 16. Юридические границы подросткового возраста
Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.
Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.
Тема 17. Подросток как гражданин
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.
Обязанности граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.
Тема 18. Подросток и его права
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Основное понятие темы: права ребенка.
Тема 19. Опасный путь преступной жизни
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.
Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
Тема 20. Подросток в обществе риска
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.
Тема 21. Проблема одиночества
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.
Тема 22. Подростковая культура
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.
Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.
Тема 23. Образ жизни
Структура образа жизни.Социальная значимость здорового образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).
Основное понятие темы: образ жизни.
Тема 24. Досуг и отдых
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.
История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.
Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.
Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.
Тема 25. Спорт
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.
Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.
Раздел V
ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа)
Тема 26—27. Город и село
Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.
Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.
Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.
Появление мегаполисов.
Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.
Тема 28—29. Мой дом, мое жилище
Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.
Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.
Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.
Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.)
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, работ, лабораторных работ, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
-самостоятельные работы;
-срезы знаний;
-тестирование;
-моделирование жизненных ситуаций;
-задания на выполнение операционных жизненных ситуаций.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации применяются следующие формы: тесты, зачет, административная контрольная работа. (комплектация оценочных и методических материалов прилагается)Работа учащихся оценивается в соответствии с положением «Об оценки качества общеобразовательной подготовке учащихся в МБОУ «Олуязский лицей»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Критерии оценивания устного ответа:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценка устного ответа учащихсяОценка выполнения практических работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии оценивания результатов:
80-100% - оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59% - оценка «3»
0-39% - оценка «2»
Контрольно-оценочные материалы для 7 класса
№ п.п | № урока | Тема | Форма текущего контроля | Оценочные средство |
1 | 10 | Как стать лидером. Повторительно-обобщающий урок по теме “Личность подростка.” | Тест | И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007,стр 3 |
2 | 19 | ПОУ по теме «Подросток в социальной среде» | Тест | И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007,стр 9 |
3 | 24 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Подросток и закон» | Тест | И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007,стр 13 |
4 | 31 | ПОУ по темам «Образ жизни подростков» | Тест | И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007,стр20 |
5 | 33 | Промежуточная аттестация | Тест | Приложение1 |
6 | 35 | ПОУ «Подросток и его окружение» | Тест | И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007,стр 25 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока, элементы содержания | Количество часов | Дата по плану | ||
Дата фактическая | Примечание | ||||
1 | 2 | ||||
Глава 1.Личность подростка- | 10 | ||||
1 | Личность. Особенности подросткового возраста. Определение возраста. Система ценностей подростка. Самоутверждение | 1 | 2.09 | ||
2 | Переходный возраст | 1 | 9.09 | ||
3 | Задачи подросткового возраста Трудности подросткового возраста. Личность. Особенности подросткового возраста | 1 | 16.09 | ||
4 | Быть взрослым. Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличия подростков от взрослых и друг от друга | 1 | 23.09 | ||
5 | Физические изменения у подростков. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Неравномерность развития подростков. | 1 | 30.09 | ||
6 | Психологический портрет личности. Темперамент и характер. . Основные характеристики личности. Личность. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА.. САМОПОЗНАНИЕ. | 1 | 7.10 | ||
7 | Психологический портрет личности. Интеллект, эмоции и чувства Понятие личности. Основные характеристики личности. | 1 | 14.10 | ||
8 | Самооценка подростка. Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая, высокая самооценка . | 1 | 21.10 | ||
9 | Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности | 1 | 28.10 | ||
10 | Лидер и его качества. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде. | 1 | 11.11 | ||
11 | ПОУ по теме: «Личность подростка» | 1 | 18.11 | ||
Раздел 2 Подросток в социальной среде | 8 | ||||
12 | Социальная среда подростка. Составляющие социальной среды. Бедные, богатые. Влияние семьи, школы, улицы на подростка СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДАЧеловек и его ближайшее окружение. | 1 | 25.11 | ||
13 | Подросток в группе. Группы, их классификация. Законы группы. Конформизм. | 1 | 2.12 | ||
14 | Межличностные отношения. Отношения в малой группе. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой группе. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | 1 | 9.12 | ||
15 | Общение | 1 | 16.12 | ||
16 | «Мы» и «Они» Непосредственное окружение. Определение принадлежности к группам «Мы» «Они» | 1 | 23.12 | ||
17 | Мир знакомых и незнакомых. Знакомые и незнакомые, различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. Родственность, солидарность. | 1 | 13.01 | ||
18 | Социальный портрет молодежи Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном мире. Российская молодежь в обществе контрастов. Девиантное поведение. | 1 | 20.01 | ||
19 | ПОУ по теме «Подросток в социальной среде» | 1 | 27.01 | ||
Раздел 3 Подросток и закон | 5 | ||||
20 | Юридические границы подросткового возраста.(Карманные деньги :за и против) Малолетние, их права и обязанности. Несовершеннолетние их права, и обязанности. Защита прав и ребенка. «Конвенция о правах ребенка» | 1 | 3.02 | ||
21 | Подросток как гражданин. Российское гражданство, тпути его получения. Гражданские права и свободы. Конституционные права и обязанностиПрава и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | 1 | 10.02 | ||
22 | Подросток и его права. Права человека. Умение пользоваться своими правами СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. | 1 | 17.02 | ||
23 | Опасный путь преступной жизни. Причины противоправного поведения в подростковом возрасте.. Преступление . Уголовная отвественностьнесовршенолетнихОтклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества | 1 | 24.02 | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Подросток и закон» | 1 | 2.03 | ||
Раздел 4 Образ жизни подростков | 7 | ||||
25 | Подросток в обществе риска Современное общество как источник опасности. Источники риска | 1 | 9.03 | ||
26 | Проблема одиночества.Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины. | 1 | 16.03 | ||
27 | Подростковая культура Формальные и неформальные коллективы подростков. Место подростковой культуры в обществе. | 1 | 30.03 | ||
28 | Образ жизни Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | 6.04 | ||
29 | Досуг, отдых Основные характеристики досуга. Различные виды досуга. | 1 | 13.04 | ||
30 | Спорт Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Молодежь и спорт. | 1 | 20.04 | ||
31 | ПОУ по темам «Образ жизни подростков» | 1 | 27.04 | ||
Раздел 5 Подросток и его жилая среда | 4 | ||||
32 | Город и селоГород и село- две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе. | 1 | 4.05 | ||
33 | Промежуточная аттестация | 1 | 11.05 | ||
34 | Мой дом, мое жилище.Общественная, домашняя территория. Личное, социальное пространство подростков. Дом в жизни человека. | 1 | 18.05 | ||
35 | ПОУ «Подросток и его окружение» | 1 | 25.05 |
Литература
1.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 7 класс. - М.: Русское слово, 2007;
2.И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2007
3 Л.Н.Боголюбов Обществознание учебник для 7 класса.“Просвещение”,2014
4 Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель,2007
3.Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.
Основные документы:
1. Всеобщая декларация прав и свобод человека,1948.
2. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка, 1989.
3. Европейская конвенция о защите прав детей, 1996.
4. Декларация прав ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959.
5. Конституция РФ, 1993.
6. Семейный кодекс РФ, 1996.
7. Федеральный закон «Об образовании»,2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Комплект оценочных и методических
материалов для осуществления текущего
контроля и промежуточной аттестации по обществознанию
1 Вариант
1.Подростковый возраст охватывает период жизни:
А. с момента рождения до 14 лет Б. с 7 до 15 лет В. с 10 до 14 лет Г. с 11 до 15 лет
2. Административная ответственность наступает:
А. с 10 лет Б. с 14 лет В. с 16 лет Г.с 18 лет
3. Появление выдающейся личности обусловлено:
А. только биологически врожденными качествами;
Б. воспитанием и самовоспитанием человека;
В. личным желанием родителей;
Г. общественное воспитание
4. Толерантность предполагает:
А. терпимость к чужому образу жизни, поведению, вере;
Б. навязывание окружающим своего образа жизни и идей:
В. нетерпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению;
Г. подчинение чужому образу жизни
5. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:
А. Фемида Б. Афина В. Артемида Г. Афродита
6. Обязательным условием существования любой малой группы является:
А. принадлежность к одному поколению;
Б. одинаковый тип темперамента;
В. взаимопонимание;
Г. одинаковый характер
7. По Конституции России:
А. все граждане равны перед законом;
Б. мужчины имеют больше прав по сравнению с женщинами;
В. женщины имеют больше прав, чем мужчины;
Г. горожане имеют больше прав, сельские жители
8. Личными гражданскими правами человек обладает:
А. с 14 лет Б. с 16 лет В. с момента рождения Г. с 18 лет
9. Признаком неформальной молодежной организации является:
А. наличие официального руководства;
Б. наличие устава;
В. создание организации по распоряжению властей;
Г. отсутствие официальной регистрации
10. Понятие «досуг» подразумевает:
А. все нерабочее время; Б. время, потраченное на домашние работы и самообслуживание;
В. часть свободного времени, которое человек использует по своему усмотрению;
Г. любое от работы время
11. В понятие «качество жизни» входит:
А. уровень образования; Б. уровень здравоохранение;
В. жилищные условия; Г. все перечисленное
12. Законом РФ «Об образовании»:
А. запрещены частные учебные заведения:
Б. запрещено домашнее обучение:
В. предусмотрены различные формы обучения:
Г. предусмотрено только государственное образование
13. К источникам риска относятся:
А. повышенный уровень шума; Б. воздействие телевизора и компьютера;
В. наркотики; Г. вредные и тяжелые детские работы;Д. крупные автомагистрали
14. Правом участвовать в выборах в органы гос. власти РФ обладают граждане:
А. с 14 лет Б. с 16 лет В. с 18 лет Г. с 20 лет
15. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение преступлений:
А. убийство Б. разбой В. похищение человека Г. все перечисленное
16. Определите верные высказывания:
А. несовершеннолетних можно задерживать по подозрению в совершении преступления на 72 часа;
Б. личный досмотр несовершеннолетних запрещен;
В. несовершеннолетние дают объяснения в правоохранительных органах только в присутствии своих законных представителей;
Г. несовершеннолетние не имеют права на юридическую помощь адвоката.
17. Соотнесите понятия и их определения:
А. митинги 1. публичные шествия людей с плакатами
Б. собрания 2. присутствие группы граждан в определенном месте для
В. демонстрации решения какой-либо проблемы
3. массовое собрание граждан для выражения требований
по какому-либо вопросу.
Закончите фразы:
18. Оценка человеком самого себя, своей внешности и внутреннего мира называется _________________.
19. Дайте определение понятиям конформизм, альтруизм
II Вариант
1.Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:
А. с 18 до 30 лет Б. с 8 до 18 лет В. с 10 до 18 лет Г. с 14 до 18 лет
2. Уголовная ответственность наступает:
А. с 10 лет Б. с 14 лет В. с 16 лет Г.с 18 лет
3. Гражданство государства:
А. можно получить только по рождению;
Б. возможно приобрести во взрослом возрасте;
В. нельзя поменять на гражданство другого государства
Г. можно получить только в 18 лет
4. Психологический портрет личности включает в себя :
А. рост Б. вес В. характер Г. знания
5. Определите характеристики лидера:
А. обладает наибольшим авторитетом в своей группе;
Б. способен вести за собой людей к какой-либо цели;
В. обладает определенным набором качеств, одинаковым для всех эпох и культур;
Г. является человеком большой физической силы.
6. В составе социальной группы у человека:
А. формируются определенные ценности;
Б. вырабатываются правила и нормы поведения;
В. формируется речь;
Г. верно все перечисленное.
7. Толерантность предполагает:
А. терпимость к чужому образу жизни, поведению, вере;
Б. навязывание окружающим своего образа жизни и идей:
В. нетерпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению;
Г. подчинение чужому образу жизни.
8. По Конституции России:
А. все граждане равны перед законом;
Б. мужчины имеют больше прав по сравнению с женщинами;
В. женщины имеют больше прав, чем мужчины;
Г. горожане имеют больше прав, сельские жители
9. Политическими правами являются:
А. право на жизнь; Б. право на мирные собрания, митинги, шествия; В. право на выбор места жительства; Г. право на личную неприкосновенность
10. Право на образование относится:
А. к социально-экономическим правам; В. к культурным правам;
Б. к гражданским (личным) правам; Г. к политическим правам
11. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение преступлений:
А. убийство Б. разбой В. похищение человека Г. все перечисленное
12. Понятие «досуг» подразумевает:
А. все нерабочее время; Б. время, потраченное на домашние работы и самообслуживание;
В. часть свободного времени, которое человек использует по своему усмотрению;
Г. любое от работы время
13. Правом участвовать в выборах в органы государственной власти РФ обладают граждане:
А. с 14 лет Б. с 16 лет В. с 18 лет Г. с 20 лет
14. В ближайшую социальную среду подростка входят:
А. жители родного города Б. семья
В. политические лидеры Г. средства массовой информации
15. Совместный отдых семьями, похожие взгляды на жизнь характеризуют уровень:
А. контактного знакомства; Б. глубокого знакомства
В. поверхностного знакомства; В.приблизительного знакомства
16. Определите верные высказывания:
А. несовершеннолетних можно задерживать по подозрению в совершении преступления на 72 часа;
Б. несовершеннолетние не имеют права на юридическую помощь адвоката;
В. несовершеннолетние дают объяснения в правоохранительных органах только в присутствии своих законных представителей;
Г. личный досмотр несовершеннолетних запрещен
17. Соотнесите понятия и их определения:
А. собрания 1. массовое собрание граждан для выражения требований
Б. митинги 2. присутствие группы граждан в определенном месте для
В. демонстрации решения какой-либо проблемы
3. публичные шествия людей с плакатами
18. Закончите фразу:
Общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным законом называется _____________.
19. Дайте определение понятиям конформизм, альтруизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...