Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС
методическая разработка на тему
Нужно, чтобы дети, по возможности
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovrem._urok.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-методический отдел ГАУ ДПО «СОИРО»
Дистанционный семинар
«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»
Нужно, чтобы дети, по возможности
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Дидактические принципы:
1.Принцип деятельности. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.Принцип психологической комфортности. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничест-ва, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7.Принцип творчества. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В целом. системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение организуется так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо постоянно применять принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Концептуальная основа образовательных стандартов:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Структурные элементы урока:
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.
При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов, как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алго- ритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содер-жательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществ- лению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю пред- полагает:
1) предъявление контролируемого варианта;
2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному меха- низму;
4) оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее уста- новленными критериями.
В настоящее время в нашей школе разработаны основная образовательная программа основного общего образования, Положение об организации внеурочной деятельности учащихся, учебный план для 5-9 классов. Программно-методическое обеспечение полностью соответствует ФГОС. Учебно-воспитательный процесс в 5 классе осуществляют 7 педагогов. Одним из требований к обеспечению введения ФГОС является системность подготовки и методическое сопровождение педагогов. Высшую категорию имеет 1 учитель, первую – 3 учителя. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС ООО. Работу по введению ФГОС с участниками образовательного процесса мы начали с родителей. Проведены родительские собрания, изучены потребности родителей при составлении учебного плана в части, формируемой участниками образовательного процесса, и внеурочной деятельности.
Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что они удовлетворены учебно-воспитательным процессом в нашей школе. Значит , мы идём в правильном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...
Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.
С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя. Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...
«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»
Цель данного урока: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»; повышение у подрастающего поколения роли семьи, значимости сохранения семейных традиций, уважения к старшим....
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ
В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...
"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...