Методическая разработка урока по обществознанию "Нравственность и мораль"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

 Разработка рассчитана на 45 минут. Структура  урока соответствует традиционной форме: актуализация знаний учащихся, основная часть, закрепление изученного на уроке.

Тип урока: урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska-nravstvennost.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию в 7классе

Похожее изображение          Картинки по запросу картинки на тему "гармония"

Разработчик :

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5»

х.Псекупс г.Адыгейска

Хуако Ирина Кадирбечевна

г.Адыгейск

х.Псекупс

2016г

Пояснительная записка

Актуальность. Главная цель средней школы- воспитание. Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание-это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере». Национальные традиции многих народов России, такие как уважение старших, защита слабых, помощь друг другу заменяется так называемым «сухим шаблоном поведения», а именно – эгоизм, безразличие к окружающим,  пренебрежительное отношение к мнению взрослых. Я считаю, что в этих условиях особенно важна тема морали и нравственности.

Цели: рассмотреть содержание понятий «мораль» и «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания; обосновать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.

Задачи, ориентированные на достижение:

Личностных результатов

-  давать нравственно-этическую оценку своим поступкам и поступкам других людей, развитие мотивов учебной деятельности .

Метапредметных результатов

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (познавательные);

- формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные);

- развивать коммуникативные навыки и навыки  сотрудничества в процессе групповой работы (коммуникативные);

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные).

Предметных результатов

- познакомить с «золотым правилом нравственности»;

- формировать умение понимать  значение понятий «мораль», «нравственность», «долг», «честь», «ответственность».

Механизм и продолжительность реализации. Разработка рассчитана на 45 минут. Структура  урока соответствует традиционной форме: актуализация знаний учащихся, основная часть, закрепление изученного на уроке.

Тип урока: урок-игра

Ожидаемые результаты: усвоение учащимися основных понятий урока, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перспективы дальнейшего развития. В дальнейшем планируется включение разработки данного урока в Комплексную программу духовно-нравственного воспитания учащихся «Гармония»

Возможность распространения в других образовательных учреждениях. Данная разработка может быть заимствована учителями обществознания других образовательных учреждений.

Ход урока

1.Мотивационный этап.

- Ребята, мне хотелось бы начать сегодняшний урок с хорошо известной  притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает)

Притча “Яма”

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

2. Актуализация знаний.

-Какими качествами должен обладать человек , чтобы совершать  добрые дела?

- Что  такое МОРАЛЬ?

-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?

3. Новая тема.

Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и нравственность. Они указывают как нам себя вести.  Какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести . Нравственная  культура-это часть духовной культуры человека.

 Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведением встречается во множестве формулировок.

  А теперь разделитесь на две команды. Придумайте своей команде название и эмблему.

 Приступим к игре.

Задание 1. Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила  нравственности», выполнив задание  в группах.

Задание 2. С каким продолжением фразы вы согласны?

Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас перед глазами»

А где по- мнению Сенеки, свои собственные?

(ответ: «Свои же собственные- за спиной)

Задание 3. По мнению французского писателя Альфонса Доде «удачно высмеиваются лишь те недостатки, которые…» Закончите эту фразу

(ответ: «…есть у тебя самого»)

Задание 4. Разгадай анаграммы.

Переставь буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество , присущее личности, или понятие, так или иначе связанное с темой урока:

  1. Родстагоблво (благородство)
  2. Пврдаа( правда)
  3. Дрообта (доброта)
  4. Женуваие (уважение)
  5. Сомнокрсть (скромность)
  6. Армоль(мораль)
  7. Носственнравть( нравственность)

Задание 5. Обыграть ситуацию

Представьте, что вы едите в поезде. В вашем купе-человек, который никогда раньше не видел вас. В зависимости  от вашего поведения, слов, жестов ,тона и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться» или «Ну и люди попались мне в этот раз в купе!»

Разные группы обыгрывают свою версию.        

Задание 6.Полезные советы

  Команды записывают варианты ответа на вопрос, предложенный в карточке

  1. «Для того, чтобы в семье всегда были  мир и спокойствие , мы предлагаем…»
  2. «Для того ,чтобы человека уважали, надо…»

Задание7. Перед вами  первые строчки стихотворения, продолжите его в духе писателя Г.Остера

  1. Если вдруг твоя семья оказалась без тебя…
  2. Если вдруг ты не согласен с тем, что люди говорят…
  3. Если ты не добрый малы, скажем прямо, даже злой…
  4. Если думаешь, то можно младших в школе обижать…

Задание 8. Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

Раздает заготовки игрового поля.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9.Выполнение норм морали обязательно (нет).

Задание 9.

Учитель: Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1. Парень/девушка вашей мечты.

2.Старый друг.

3. Старушка, которая болезненно выглядит.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ.

Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберите старого друга? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты».

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи.

Задание 10.  Составьте черты, качества высокоморального человека. Для этого у каждой команды  на партах лежат лепестки ромашки. Запишите характеристику этого человека. ( Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)

(Работают с ромашкой, каждая команда  записывает характеристику высоконравственного человека на лепестках ромашки.)

Две ромашка демонстрируются представителями команд.

 Итог урока.  Подводятся итоги игры. Определяются победители.

     Учитель: Мораль и нравственность –основные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Обычно мораль закрепляет определенные нормы поведения человека в обществе. Нравственность неизменна по содержанию и проста по форме. Она  выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения. Верно поступает тот человек, который совершает нравственные, высокоморальные  поступки, даже об этом не задумываясь.

- Трудно ли  соответствовать моральному человеку?

- А нужно это человеку?

- Зачем?

Тренинг «Доброе  сердце» (звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

 Учащиеся вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.

-В моих руках прекрасная корзинка. В ней находятся сердечки Добра, которые помогут вам следовать «Золотому  правилу нравственности». Сейчас я каждому из вас раздам по сердечку (Учитель подходит и кладет в ладони каждого учащегося  сердечко). «Милые ребята,   будьте осторожны, чтобы не обронить сердечко, крепко прижмите его к себе. Теперь это сердце будет вместе с вами. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно останется в ваших душах и сердцах От него исходит приятная музыка. Мысленно поместите свое хорошее настроение внутрь себя, в свое сердце.

 Ребята, а теперь откройте глаза.

Рефлексия.

-Что было главное на  уроке?

- Какое настроение у вас вызвал урок?

  Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:

-Над чем задумался…

-Чем заинтересовался…

-Что взволновало…

Урок окончен. Спасибо за работу.

5.Домашнее задание.  Напишите эссе на тему : «Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы потому, что это люди».

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Мораль - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Мораль"...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль" с применением технологии критического мышления...

Разработка урока обществознания по теме "Мораль " 8 класс

Формирование представления учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закреплённой в законах...