Методическое пособие для учителя. Опорные конспекты по теме "Политика" для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Раздел "Политика", изучаемый в 9 классе содержит большой объем материала, который, как правило, вызывает трудности у учащихся. Для более легкого его усвоения имеет смысл представить его в форме таблиц и схем, которые можно распечатать и раздать ученикам в качестве опорных конспектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_respublik.docx | 13.57 КБ |
uchastie_grazhdan_v_politicheskoy_zhizni.docx | 17.46 КБ |
forma_gosudarstva.docx | 18.47 КБ |
grazhdanskoe_obshchestvo.docx | 15.88 КБ |
gosudarstvo.docx | 18.88 КБ |
politicheskie_partii_i_dvizheniya.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Президентская | Парламентская | Смешанная | |
Кто формирует правительство? | Президент | Парламент | Совместно |
Ответственность правительства | Перед президентом | Перед парламентом | Двойная ответственность – и перед президентом, и перед парламентом |
Кто возглавляет правительство? | Президент | Премьер-министр | Премьер-министр |
Как избирается президент? | Всенародно | На заседании парламента | Всенародно |
Право роспуска парламента у президента | отсутствует | Есть | Есть |
Виды республик
Предварительный просмотр:
Участие граждан в политической жизни
1. Выборы | Другие формы участия | ||
Право избирать (активное избирательное право) | Право быть избранным (пассивное избирательное право) | 2. Референдум - всенародное голосование по вопросам государственного значения. Пример прямой демократии. | |
с 18 лет | В Гос. Думу – с 21 года На пост Президента – с 35 лет + 10 лет проживания в РФ | 4. Право на равный доступ к гос. Службе (исполнительная власть) | |
Гос. Дума избирается на 5 лет, Президент – на 6 лет | 5. Право на обращение в органы власти | ||
Принципы избирательного права | 6. Участие в партиях и общественных организациях | ||
принцип | пояснение | 7.Участие в митингах и демонстрациях Право собираться мирно, без оружия Митинг – массовое собрание граждан по поводу злободневных политических вопросов | |
Всеобщее | обладают все граждане старше 18 лет, независимо от пола, национальности, соц. положения и т.д. (кроме недееспособных и осужденных по приговору суда) | ||
Равное | 1 гражданин – 1 голос | ||
Прямое | Голосование непосредственно за кандидата | ||
Тайное голосование | Выбор кандидата неизвестен другим лицам |
Политический экстремизм
определение | Деятельность, предполагающая приверженность к крайним политическим взглядам и мерам, допускающая нарушение правовых и моральных норм |
Формы |
|
Предварительный просмотр:
| 2. Форма территориального устройства – способ организации территории страны, распределение полномочий между регионами и центром | 3. Политический режим – способы и методы осуществления власти, степень свободы человека в государстве Виды: 1. Тоталитарный 2. Авторитарный 3. Демократический | ||
Виды: | Виды | Виды | признаки | |
Республика – власть избирается. Законодательный орган власти – парламент, Исполнительный орган власти – правительство, Глава государства - президент | Монархия – власть наследуется. Глава государства - монарх | Унитарное государство – субъекты (регионы) не имеют автономии (самостоятельности) | Тоталитарный |
|
Парламентская Президентская Смешанная (см. табл. 2) | Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена | Федерация – субъекты обладают автономией (выбирать собственные органы власти, принимать законы и т.д.) | Авторитарный |
|
Ограниченная – власть монарха ограничена парламентом и конституцией | Конфедерация – союз суверенных (независимых) государств | демократический |
|
Формы государства
Предварительный просмотр:
Гражданское общество
определение | Совокупность негосударственных организаций и отношений, представляющих разнообразные интересы граждан |
Институты (организации) гражданского общества |
|
Функции гражданского общества |
|
Предварительный просмотр:
Признаки | Функции | ||
Внешние | Внутренние | ||
|
|
| |
Признаки правового государства: | |||
Признак | Объяснение | ||
1. верховенство закона (право выше власти) | Все граждане, независимо от положения, должны подчиняться закону. Само государство так же действует строго в рамках закона | ||
2. незыблемость прав и свобод человека | Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Их соблюдение гарантировано государством | ||
3. Разделение властей (система сдержек и противовесов) | Власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они независимы, но могут контролировать друг друга, сдерживать от злоупотребления властью. | ||
4. Взаимная ответственность государства и гражданина | Государство гарантирует права и свободы гражданину, но и гражданин добросовестно относится к своим обязанностям |
Государство
Предварительный просмотр:
Политические партии и движения
Партии | Общественно-политические движения | |
определение | добровольное объединение граждан, имеющих общие политические взгляды, стремящееся к получению власти и участию в ее осуществлении | Добровольное объединение граждан, имеющее целью решение какого-либо общезначимого вопроса, как правило, с помощью оказания давления на власть. |
Общие черты | 1. представляют и защищают интересы граждан 2. Возникают по инициативе граждан 3. Являются институтами гражданского общества | |
Различия |
| 1. Стремиться повлиять на власть 2. Имеют целью решение конкретного вопроса, по достижении этой цели часто прекращают свое существование 3. Нет четкой структуры, системы управления, формального членства |
Функции |
| 1. Выражение общественных интересов 2.Оказание влияния на власть в решении определенных вопросов |
Виды | Правящая партия – партия, имеющая большинство в парламенте Оппозиционная партия – критикует политику правящей партии, предлагает альтернативные варианты Многопартийность – наличие в стране нескольких партий, борющихся за власть | Экологические, правозащитные, пацифистские и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"
В начальной школе требуется больше наглядных средств для раскрытия лексических знаний. Именно в начальной...
Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга»,
Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга», ...
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...
«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1
Курс алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...
Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»
Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,...
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...
«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
Набор авторских подвижных игр...