«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
методическая разработка по физкультуре
Набор авторских подвижных игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов, тьютеров).
Автор: Иванова Мария
ученица 4 класса ЧУ СОШ «А-Статус».
Руководитель: Ганьшин Иван Юрьевич
учитель физической культуры ЧУ СОШ «А-Статус».
Овчинников Роман Александрович
учитель физической культуры ЧУ СОШ «А-Статус».
Авторские подвижные игры для детей 7-12 лет с подробным описанием.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод физической культуры воздействия на ребенка. Благодаря им обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой развлекательной форме.
Игра – спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, – неуемной потребности в движении. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности.
Классификация игр.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и несюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенок творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового) побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
Место подвижных игр в режиме дня.
Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка (некоторую ограниченность его движений).
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.
Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.
Зимой рекомендуют игры с ловлей и убеганием, упражнениями в равновесии, метанием снежков в цель и на дальность Летом, во время жаркой погоды, игры с бегом и прыжками лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается.
- Подвижная игра «Орел и синица» .
Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 8 и более.
Описание игры: Все участники находятся в секторах А и Б. В игре двое водящих, остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. Время нахождения в «доме» не более 3 секунд. Убегающий может передвигаться из одного сектору в другой в любой последовательности. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
- Подвижная игра «Орел и синица» (вариация игры)
Цель игры: развитие навыков бега, коммуникативных способностей, внимания.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 8 и более.
Описание игры: Все участники находятся в секторах А,Б и «доме». В игре двое водящих, остальные убегающие. В руках у водящих манишки, и каждый находится в своем секторе (А и Б). В середине площадки двумя параллельными линиями обозначается «дом», в котором могут спрятаться убегающие. «Дом» разделен на 4 сектора, в процессе игры в каждом секторе «дома» может находиться только один игрок. Время нахождения в «доме» не более 3 секунд. Убегающий может передвигаться из одного сектора в другой в любой последовательности. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
- Подвижная игра «Прятки-догонялки».
Цель игры: развитие координации, взаимодействия игроков и коммуникативных способностей.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Выбирается водящий, остальные игроки убегающие. Водящий в руках у которого манишка старается догнать и «осалить» игроков, которые убегают передвигаясь по всей площадки. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Игроки, которые убегают могут создать «дом», взявшись за руки, салить в игроков в «доме» запрещено. Побеждают игроки, которых не «осалили».
- Подвижная игра «Акулы и черепахи».
Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации.
Инвентарь: фишки, манишки, малые обручи.
Количество игроков: 4 и более.
Описание игры: «Акула» догоняет «черепах» и отводит пойманных в свой «дом». Когда в «доме» окажутся две «черепахи» они взявшись за руки помогают «акуле» ловить «черепах». «Черепахи» могут прятаться от «акулы» на островах (небольшие обручи), но не более 3 секунд.
Игра продолжается по заранее определенному времени или до момента, когда все «черепахи» будут пойманы.
- Подвижная игра «Пираты и сокровища».
Цель игры: развитие навыков бега, развитие координации и ловкости.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Целью игры является перенести «сокровища» (фишки) из хранилища в логово «пиратов». Задача « охранников» поймать и «осалить» «пиратов». Пойманный «пират» возвращает «сокровища» в хранилище и выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. Игра заканчивается, когда все «сокровища» окажутся в логове «пиратов» или заранее устанавливается игровое время.
- Подвижная игра « Гонки в джунглях».
Цель игры: развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2, 4, 6, 8, 10 и более.
Описание игры: Все участники делятся 2 равные по количеству команды и располагаются на разных сторонах площадки в одну шеренгу напротив друг друга. В каждой команде игроки получают название животного или порядковый номер. Ведущий называет животного или номер , данные игроки максимально быстро обегают игрока-соперника, который стоит напротив и возвращается на свое место. Игрок , который быстрее игрока-соперника вернулся на свое место приносит 1 балл для своей команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Подвижная игра « Совы и мыши».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты реакции.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 5 и более.
Описание игры: В кругу, который обозначает «дом» находится «сова». Вокруг «совы» разбросан «сыр» в виде фишек. «Мыши» за отведенное время пытаются украсть «сыр» из дома «совы», а «сова» должна не дать сделать это, осалив «мышь» пока она находится в «доме». Пойманная «мышь» выполняет 5 приседаний и возвращается в игру. По окончанию игры производится подсчет количества украденного «сыра» и смена «совы».
- Подвижная игра «Перевертыши».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Все участники игры делятся на 2 команды. Все фишки от 20-40 штук разбросаны по площадке. За отведенное время одна из команд переворачивает фишки, а другая возвращает фишки в исходное положение. По окончании игрового времени производится подсчет перевернутых фишек, затем команды меняются заданиями. Побеждает команда, у которой перевернутых фишек окажется больше, чем у другой.
- Подвижная игра «Чехарда».
Цель игры: воспитание командных взаимодействий и развитие быстроты.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 6 и более.
Описание игры: Все участники делятся на 3 команды - синие, зеленые, красные. Одна из команд водящие, две остальные убегающие. Задача водящих осалить всех участников игры или игроков одной команды. В этом случае водящими становятся команда, в которой все игроки осалены раньше другой. Можно спасти игрока своей команды, коснувшись заданной заранее части тела.
- Подвижная игра «Быстрый мяч».
Цель игры: развитие быстроты реакции.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Все участники делятся на пары и встают на разные стороны площадки лицом друг к другу на расстоянии 1 метр. В руках у каждой пары один мяч. За спиной каждого участника находится «дом». Участники начинают передавать мячи друг другу из рук в руки, по сигналу ведущего, то кто оказывается с мячом в руках убегает в свой дом, участник без мяча старается его догнать и осалить. Если игрок забежал в дом и его не успели осалить, то он зарабатывает 1 балл. Время игры определяется заранее, игрок в паре набравший больше баллов побеждает.
- Подвижная игра «Мышка-воришка»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Инвентарь: фишки, обручи, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Из числа играющий выбирается один водящий. Водящий становится спиной к игрокам, сзади него расставляются спортивные фишки в хаотичном порядке. Игроки находятся в обруче на расстоянии 10-15 метров от водящего.
Водящий, стоя спиной к игрокам, вслух произносит счет от 1 до 32, после слова: «тридцать три - мышка- воришка на месте замри!» и поворачивается лицом к игрокам. В момент произнесения слов водящим, игроки должны собирать фишки и относить к себе в обруч. После слов: «На месте замри!» игроки останавливаются возвращаются к своим обручам для подсчёта собранных фишек. Побеждает игрок, набравший большее количество фишек.
- Подвижная игра «Остров сокровищ»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Инвентарь: фишки, манишки.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: На каждой половине площадки в 5-6 метрах от лицевой очерчивается запретная зона («остров сокровищ») в один метр. По запретной зоне, не переходя границ, перемещается водящий. Внутри запретной зоны в хаотичном порядке раскладываются спортивные фишки («сокровища»). Если количество игроков превышает 5 человек, назначается еще один водящий. Каждый играющий старается обмануть водящего и перебежать запретную зону, что бы собрать «сокровища» (фишки). Водящий должен «осалить» перебежчика. Если водящий не сумел никого «осалить» и игрокам удалось собрать все фишки, то подсчитывается их количество и выявляется победитель. Если водящий смог «осалить» игрока, то игрок становится на место водящего и игра начинается заново.
- Подвижная игра «Мяч в щит».
Цель игры: развитие быстроты, меткости, скоростной выносливости.
Инвентарь: Конусы, мячи волейбольные.
Количество игроков: 2 и более.
Описание игры: Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются на расстоянии друг от друга на одной стороне площадки. На другой стороне площадки, в углах лежат волейбольные мячи (мячи должны различаться по цвету или иным признакам для каждой команды).
По сигналу учителя игроки, стоящие первые в колоннах добегают до мяча и стараются попасть им в баскетбольный щит с любого расстояния. После выполнения броска игрок возвращается в свою колонну и передает эстафету товарищу по команде. Следующий игрок так же старается попасть мячом в щит, подбирая мяч в том месте, где он оказался после отскока от броска предыдущего игрока. При этом игрок имеет право отбросить мяч соперника в сторону, что бы помешать ему, но только в том случае, если он добежал до него первым. За каждое попадание игрок или команда получает одно очко. Побеждает игрок или команда, первая набравшая 20 (число может быть любое, в зависимости от задач игры) очков.
Правила: 1) Игроку запрещается делать с мячом более 3 шагов.
2)Запрещается бегать с мячом соперника в руках.
3)Разрешается отбросить мяч соперника только с того места, где он был подобран.
4) Запрещается отбирать мяч из рук соперника.
- Попадание засчитывается только в том случае, если игрок попал в лицевую часть щита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей физической культуры
Особенности методики и средства развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-195627-1359966806.jpg)
Методическое пособие для учителей физической культуры Игры с мячом
Это методическое пособие я взяла за основу для разработок своих уроков и мероприятий.Пособие включает: историю возникновения игры, влияние игры на физическое развитие и работоспособность де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392523-1390890171.jpg)
Методическое пособие к уроку физической культуры. Раздел "Спортивные игры. Баскетбол".
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренир...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-479659-1474880018.jpg)
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-67948-1486285793.jpg)
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-984123-1512910806.jpg)
Методическое пособие для учителей физической культуры "Обучение подъёму переворотом в упор из виса на перекладине"
В пособии описано поэтапное начальное обучение базовому элементу гимнастики – подъем переворотом в упор из виса на перекладине, многократно опробованное в процессе практики обучения в школе. Дае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1191137-1574339319.jpg)
Игры и эстафеты. Методическое пособие для учителей физической культуры
Методическое пособие для учителей физической культуры...