Открытый урок по теме: "Семья и быт" 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Материалы содержат задания по обществознанию 10 класса по теме "Семья и быт", где обобщаются знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок "Семья и быт" 10 класс | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БЫТ»
10 КЛАСС
Задачи урока: показать роль семьи в жизни человека и в обществе; рассказать о задачах семьи в обществе, о проблемах семейных отношений, о тенденциях развития семьи.
Планируемый результат:
- сформировать у учащихся чёткое понимание роли семьи в жизни общества,
- знание основных обществоведческих терминов, связанных с понятием «семья»
К уроку было опережающее задание – ознакомиться с материалом учебника по теме:
«Семья и быт».
1.Актуализация знаний
Классу демонстрируется несколько иллюстраций семьи (из первобытного строя, патриархальная семья, современная семья)
Вопросы по теме:
- Как появилась семья и какими были ранние формы семейных отношений?
- Каким было отношение к семье у разных народов? Как менялась семейная жизнь в истории человечества?
- По каким принципам раньше создавались семьи? Как изменились эти принципы в современном мире и везде ли они изменились?
- Какую роль играет семья в обществе? Какой вы видите идеальную семью? Заинтересовано ли общество в укреплении семьи? Почему?
- Какую роль играет семья в жизни каждого человека?
- Как должны решаться семейные конфликты и проблемы? Каковы причины семейного неблагополучия? Приведите примеры из истории или из повседневной жизни.
- Какими законами регулируются брачно-семейные отношения в нашей стране? Что провозглашается в этих законах?
- Как российское законодательство определяет права и обязанности родителей и детей?
2. Закрепление и уточнение нового знания
- Задания для обсуждения: Приводятся различные высказывания и учащиеся должны выразить свое к ним отношение.
- Средняя семья в России состоит из 3,2 чел. Обеспечено ли в такой ситуации воспроизводство населения? Поясните свой ответ.
- Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведет к повышению нравственной воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.
- Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20 -30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?
Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака. Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи. Семья играет важную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
- Равномерное распределение прав и обязанностей в семье
- Акселерация и раннее взросление детей
- Утрата прежних традиций, праздников и прежнего определяющего влияния взрослых членов семьи
- Рост числа разводов
- Сексуальная раскрепощенность
- Стремление к экономической независимости от родственников
- Ослабление религиозного влияния
- Уменьшение интенсивности общения в семье (т.е. времени, проведенного совместно).
Вопросы для уточнения:
- Здесь учащиеся должны сравнить обычаи различных народов и ответить на вопрос о том, почему создание семьи всегда было связано со сложными ритуалами?
- В этом задании учащиеся должны расставить задачи семьи в порядке их значимости. Все ли из перечисленных задач выполняет современная семья?
- В заключении учитель с учащимися обсуждает вопросы о том, как избежать конфликтов в семье и о тенденциях развития семьи.
3. Рефлексия
1) составить верные (неверные утверждения) по теме
2) составить план темы семья
Выставление оценок, взаимооценка
Домашнее задание: написать сочинение по теме: «Дети и старшее поколение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Семья"
План урока, презентация и раздаточный материал....
План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А
План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....
Открытый урок по теме "Семья"
Открытый урок в 9 классе по обществознания на тему "Семья и брак"...
Открытый урок по теме: "Семя, его строение и значение"
Открытый урок для 6 класса по теме: "Семя, его строение и значение"...
Презентация к открытому уроку по теме "Семья"
Представляю вам презентацию по теме "Семья", УМК М.З Биболетова 6 класс. Цель урока: развтие навыков критического мышления посредством чтения в формате ГИА....
Открытый урок по теме "Семья"
Урок по теме "СЕМЬЯ" в условиях реализации ФГОС...
Открытый урок по теме "Семья"
Образовательная область: обществознаниеКласс: 6Тип урока: комбинированный.Форма урока: групповая работа.УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А. И. Кравченко, Е. А. Пев...