Методическая разработка урока "Государство"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Урок разработан для 9 класса, предмет Обществознание. Учебник под редакцией Боголюбова, издательство "Просвещение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема «Государство»
Учебный предмет — обществознание
Возраст учащихся- 9 класс, 14 -15 лет.
Автор — учитель истории и обществознания Зубкова Людмила Олеговна
Техническое средство — ИКТ, мультимедийный проектор, Конституция РФ
Программное обеспечение - презентация «Государство»
Краткая аннотация: комбинированный урок разработан для девятиклассников в рамках раздела «Политическая сфера» и открывает систему занятий о государстве как главном политическом элементе. Основная идея урока — познакомить учащихся с двумя важными понятиями обществознания: « государство» и «гражданство», чтобы подрастающее поколение понимало сущность и назначение этих политических институтов. Материал урока предполагает использование ЦОРа «Государство», проблемных заданий, а так же заданий творческого характера. Это позволит учащимся приобрести навыки поиска и обработки социальной информации, работы с ключевыми политологическими понятиями, умения мыслить, убеждать, иметь собственное суждение. Важной составляющей занятия является блок, содержащий задания на закрепление материала, составленного на основе материалов ОГЭ и ЕГЭ, что особенно актуально при возрастающей потребности экзамена по выбору. Роль учителя заключается в выработке основного контекста занятия, в предоставлении учащимся необходимой первоначальной информации в форме слайд-лекции, а так же организации работы с понятиями, элементов дискуссии и самостоятельной работы. Воспитательная сторона урока заключается в участии формирования мировоззрения подрастающего поколения на основе гуманизма, патриотизма.
Цель урока — дать характеристику понятиям «государство» и «гражданство».
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «государство», его признаками и функциями; познакомить с сущностью понятия «гражданство»;
- развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач; развивать навыки интерактивного взаимодействия в группе;
- воспитывать политическую культуру учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся смогут:
- дать определение понятию «государство», «гражданство», раскрывать их сущностные характеристики;
- извлекать информацию в источниках различного типа;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
- иметь собственное суждение по теме урока;
- закрепить полученные знания в практических заданиях;
- подготовиться к ОГЭ по данному блоку вопросов;
- получить навыки составления синквейна, обобщения материала.
ХОД УРОКА.
Мотивация:
Актуализация знаний в ходе работы с понятием «ВЛАСТЬ».
Вопросы к проверке домашнего задания:
- Что такое власть?
- Виды влияния?
- Назначение власти?
Слово учителя.
На уроке сегодня пойдет речь о сущности государства и его важнейшей составляющей- гражданстве. Мы все живем в государстве и связаны с ним гражданством. (слайд №1).
Что такое государство?
Задание для детей:
найдите на странице 12 учебника два определения государства в широком и в узком смысле. (слайд №2)
В широком-это страна. В узком- совокупность государственных органов. Таким образом, Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом.
Учитель — ученики.
Теории происхождения государства. Всю истрию человечество осмысливало происхождение государства. Сложилось несколько теорий. Учитель знакомит учеников с теориями происхождения государства. (слайд №3) Задание для детей: преобразовать информацию в схему и зафиксировать ее в тетрадь. Прокомментировать каждую теорию с точки зрения истории.
Признаки государства. Задание для детей: используя страницу 14 учебника изучите признаки государства и соотнесите их с рисунком (слайд №4).
Единство территории- государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории. |
Создание законов- только государство обладает исключительным правом издавать законы. |
Публичная власть- специальный аппарат, включающий органы принуждения. Ее особенность- распространяется на все население страны. |
Суверенитет- верховенство государственной власти внутри страны, независимость от других на международной арене. |
Налоговые сборы — обязательные платежи в пользу государства. |
Функции государства. (слайд №5).
Пояснения учителя: делятся на внешние и внутренние. Назовите сферы общества .( дети дают ответы: экономическая, политическая, социальная, духовная). Беседа с комментариями детей. Актуализация уже полученных знаний. По сферам можно выделить внутренние функции государства. Работа со слайдом. Дети фиксируют материал в тетрадь в виде схемы.
Гражданство. (слайд №6).
Учитель комментирует: это правовая связь человека с государством. Гражданин имеет право пользоваться установленными законом правами и нести обязанности. Право на гражданство провозглашается во Всеобщей Декларации прав человека и гражданина (1948 ) и Конституции РФ (1993).
Организация работы детей со статями Конституции РФ ( права и обязанности гражданина РФ ст. 18,30,31.32,36,57-60). Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.
Беседа с учащимися. Вопросы для беседы:
1. Назовите идеологическую роль государства?
2. Какие качества можно отнести к гражданским?
Закрепление изученного материала (слайд № 9-18)
Каждый ученик фиксирует ответ самостоятельно в тетрадь. Затем проверяется результат. Проводится работа над ошибками.
- Любое государство характеризуется
1) Возможностью осуществлять принуждение
- Многопартийностью
- Взаимной ответственностью государства и личности
- Разделением властей
- Верны ли суждения о государстве?
А) Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь
общества
Б) Государство осуществляет контроль и регулирование только политической
сферы жизни общества
- верно только А
- верно только Б
- верно оба суждения
- оба суждения неверны
3. К признакам государства относится
1) Общая культура
- Налоговые сборы
- Демократические выборы
- Наличие политической оппозиции
- К органам исполнительной власти в РФ относится
- Администрация края
- Федеральное собрание
- Нотариат
- Законодательное собрание области
- Что отличает государство от других политических организаций
1) Разработка программ развития общества
2) Представление интересов отдельных групп
3) Выдвижение политических лидеров
- Исключительное право принимать правовые нормы
Вывод урока формулируется в виде СИНКВЕЙНА. Дети делятся на 3 группы составляют синквейн на тему «Гражданство», «Государство» и «Конституция РФ»
Каждая группа имеет инструкцию по составлению синквейна.
Синквейн - французское слово, означает стихотворение, состоящее из пяти строк. В нем нет рифмы, но есть ритм.
1._________________________Государство_______________________________
(первая строка - тема стихотворения; выраженная одним словом, обычно именем существительным)
2. ____________________________________________________________________
(вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными)
3.___________________________________________________________________
(третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами)
4.___________________________________________________________________
(четвертая строка - фраза, выражающая отношение автора к данной теме)
5.___________________________________________________________________
(пятая строка - одно слово-синоним к первому)
(Слайд 19) запись домашнего задания: параграф 2. практикум стр.20. Выставление оценок с комментариями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...