Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рабочая программа составлена на основе учебника под редакцией Боголюбова, издательство "Просвещение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_8_klass.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании образовательной программы (ООП ООО) с учетом авторской программы: Рабочие программы по обществознанию 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Изд. «Просвещение», Москва 2014 г. и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2015-2016 учебный год.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

         Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Цели и задачи курса.

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

         Курс обществознания в 8 классе  «Человек, природа, общество» — опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.

Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.

Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его ключевой идеей — идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.

В теме «Что такое человек?» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

Тема «Человек и природа» включает в себя два содержательных блока: первый — общефилософские аспекты взаимодействия человека с естественной природной средой; второй — вопросы социальной экологии, охраны окружающей природы, активного проявления человеческого отношения к живому и неживому в природе. Именно в этой теме целесообразно идти от местного материала, стимулировать учащихся к внимательному, вдумчивому и ответственному отношению к хрупкому миру вокруг нас. Тема позволяет раскрыть сущность человека через понимание им последствий собственного поведения в природе.

Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем — моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.

В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах. На данную тему планируется выделить времени больше чем предложено в программе  Л.Н. Боголюбова в связи с тем, что тема достаточно обширна  и  сложна для усвоения в данном классе.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

35 часов, 1 час в неделю

Тема 1. «Личность и общество» (6 ч)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Обобщение (1 ч)

Тема 2. «Сфера духовной культуры» (8 ч)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Обобщение (1 ч)

Тема 3. «Социальная сфера» (5 ч)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Обобщение (1 ч)

Тема 4. «Экономика» (13 ч)

Потребности и ресурсы. Регулирование производства. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Собственность и имущественные отношения. Рыночная экономика. Спрос, предложение, невидимая рука рынка. Производство, источник экономических благ. Предпринимательская деятельность.

Государство и экономика. Бюджет, налоги, распределение доходов, расходы.

Потребление. Инфляция, семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия.

Мировое хозяйство и международная торговля.

Обобщение (1 ч)

Итоговое повторение- 3 часа.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

         Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 КЛАСС

№/

п.п

Наименование

разделов и тем.

Часы

1

Личность и общество

6

2

Сфера духовной культуры

8

3

Социальная сфера

5

4

Экономика

13

5

Итоговое повторение

3

 

Итого

35

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

8 «А» класс, 1 час в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

1

02.09 – 07.09

Введение. Учебник стр.4-5.

Изучение нового материала. Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. Обществознание, человек, гуманизм, общество, природа.

Личность и общество (6 часов).

2

Что делает человека человеком? Учебник П.1, стр.6-13.

Изучение нового материала. Происхождение человека, отличие человека от других живых существ, человек – существо биосоциальное. Человек – существо биосоциальное, мышление, потребность, общение, деятельность, виды деятельности. Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения, Характеризовать качества человека, личности.  Понятия: мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое.

3

Человек, общество, природа. Учебник П.2, стр.13-19.

Комбинированный. Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека. Потребности, иерархия потребностей, классификация потребностей.

4

Общество как форма жизнедеятельности людей. Учебник П.3, стр. 19-27.

Изучение нового материала. Способности человека как способ самореализации личности. Способности, талант, гениальность, характер, воля, сила воли.

5

Развитие общества. Учебник П.4, стр.27-34.

Комбинированный. Моральные нормы как образец поведения человека по отношению к другим людям. Человек, мораль, нравственность, гуманизм, нормы морали.

6

Как стать личностью. Учебник П.5, стр.34-43.

Комбинированный. Необходимость взаимоотношения человека и общества через культуру. Культура. Ценности культуры.

7

Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество». Контрольная работа.

Урок-игра. Тестовые задания на знание основных понятий пройденного материала.

Сфера духовной культуры (8 часов).

8

Сфера духовной жизни. Учебник П.6, стр.46-55.

Комбинированный. Многообразие познавательных возможностей человека. Познание, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я».

9

Мораль. Учебник П.7, стр.55-64.

Комбинированный. Осознание связи цели жизни человека и потребностей. Человек, личность, индивид, индивидуальность, смысл жизни, способности, потребности.

10

Долг и совесть. Учебник П.8, стр.64-71.

Изучение нового материала. Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества. Взаимодействие человека с окружающей природной средой. Природа, биосфера, ноосфера, общество, моральные нормы.

11

Моральный выбор – это ответственность. Учебник П.9, стр.71-78.

Комбинированный. Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция. Адаптация, социализация, индивидуализация, интеграция, выбор профессии.

12

Образование. Учебник П.10, стр.78-87.

Комбинированный. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура». Культура (материальная, духовная), наука, искусство.

13

Наука в современном обществе. Учебник П.11, стр.87-94.

Изучение нового материала. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Экологические кризисы.

Понятия: экологическое равновесие, деградация биосферы.

14

Религия как одна из форм культуры. Учебник П.12, стр.94-102.

Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира. Многообразие религиозных учений, признаки, общее и различное.

15

Повторительно-обобщающий урок «Сфера духовной культуры». Контрольная работа.

Тестовая контрольная работа, написание эссе по темам раздела. Знать основные положения раздела. Отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

Социальная сфера (5 часов).

16

Социальная структура общества. Учебник П.13, стр.105-114.

Изучение нового материала. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.

17

Социальные статусы и роли. Учебник П.14, стр.114-122.

Комбинированный. Классификация социальных групп, малая группа, динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм, конформизм.

18

Нации и межнациональные отношения. Учебник П.15, стр.122-131.

 Изучение нового материала. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношении.

19

Отклоняющееся поведение. Учебник П.16, стр.131-139.

Комбинированный. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Преступность, алкоголизм, наркомания как проявления отклоняющегося поведения.

20

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера». Контрольная работа.

Тестовая контрольная работа, написание эссе по темам раздела. Знать основные положения раздела. Отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

Экономика (13 часов).

21

Экономика и ее роль в жизни общества. Учебник П.17, стр.143-151.

Комбинированный. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.

Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, ресурсы, равновесная цена, деньги, «невидимая рука» рынка.

22

Главные вопросы экономики. Учебник П.18, стр.151-161.

Комбинированный. Как  рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. НТР и её социальные последствия.

Экономика, техника, технология, производство, НТР, НТП, рабочая сила, средства труда, предметы труда.

23

Собственность. Учебник П.19, стр.161-167.

Комбинированный. Раскрывать понятия собственность как экономической категории. Виды собственности.

24

Рыночная экономика. Учебник П.20, стр.167-175.

Изучение нового материала. Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества.    

25

Производство – основа экономики. Учебник П21, стр.175-184.

Комбинированный. Как соотносятся затраты и прибыль? Как различаются свободные и экономические блага? Чем измеряется богатство человека, страны? Почему исчезают одни профессии и появляются другие?

26

Предпринимательская деятельность. Учебник П.22, стр. 184-193.

Комбинированный. Определять сущность и свойства предпринимательства.  Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного развития? Государство – помощник или помеха бизнесу? Как осуществляется производство товаров и услуг? Виды предпринимательской деятельности.

27

Роль государства в экономике. Учебник П.23, стр.193-201.

Изучение нового материала. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.

Государственный бюджет, налоговая система, государственный долг, налог, бюджет, дефицит бюджета.

28

Распределение доходов. Учебник П.24, стр.201-208.

Комбинированный. Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

Понятия: доход, расход, бюджет.

29

Потребление. Учебник П.25, стрю208-215.

Изучение нового материала. Потребности и ресурсы, проблема выбора. Знать основные документы о правах потребителя. Можно ли замерить благосостояние?

30

Инфляция и семейная экономика. Учебник П.26, стр.215-224.

Комбинированный. Определять виды, причины и последствия инфляции. Номинальные и реальные доходы. Формы сбереженрия граждан. Банковские услуги.

31

Безработица, ее причины и последствия. Учебник П.27, стр.224-233.

Изучение нового материала. Иметь представления о формах безработицы. Бзработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль госдарства в обеспечении занятости.

32

Мировое хозяйство и международная торговля. Учебник П.28, стр.233-240.

Комбинированный. Знать и анализировать причины возникновения международной торговли.  Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешняя политика. Обменные курсы валют.

33

Повторительно-обобщающий урок «Экономика». Контрольная работа.

Тестовая контрольная работа, написание эссе по темам раздела. Знать основные положения раздела. Отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

34-35

Итоговое повторение.

Знать основные положения раздела.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И.Городецкая и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Рабочие программы по обществознанию 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Изд. «Просвещение», Москва 2014 г.
  3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2013 г.

 
 Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: — М., 2012.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 2005.

Кравченко А. И. Обществознание: — М., 1999.  
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2013.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 2006.

Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1999.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 2008.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...