Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_7_klass.docx | 599.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
Принято МО учителей Историко-филологического цикла Протокол № ___ от ____________ Руководитель МО ____________ Е.В.Шенгелая | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ В.Ю. Гудков Приказ № ___ от _________ | |
Согласовано на МС Протокол № ___ от _______ Председатель МС _________ О.А. Шестопалова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание»
7 класс
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель: Хохлова И.А.
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
г. Нижневартовск
2016 год
Содержание
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета;
3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы.
1. Пояснительная записка.
Программа по обществознанию для 7 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 34».
Цель учебного предмета «Обществознание»: помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватному осуществлению.
Задачи учебного предмета:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика предмета, курса
Начальный курс обществознания формирует у учащихся первоначальные знания о регулировании поведения людей в обществе, экономических отношениях, взаимодействие человека и природы.
В структуре курса «Обществознание. 7 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их обществоведческого мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СШ № 34» предусматривает обязательное изучение обществознания в 7 классе в количестве 1 час в неделю, 35 часов в год.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Метапредметные результаты учебного предмета «Обществознание» основаны на формировании универсальных учебных действий:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и т. д.
Личностные -
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Предметные -
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Результаты | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Личностные | • осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | • пониманию культурного многообразия мира, • уважению к культуре своего и других народов, • толерантности. |
Метапредметные | • планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения обществознания, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; • формулировать и высказывать собственное мнение по обществоведческим проблемам, вести конструктивный диалог (на уровне возраста), публично выступать с докладом, защитой презентации; • изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; | ♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); ♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; ♦ выделять главное в тексте и второстепенное; ♦ организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; ♦ определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; ♦ сотрудничать с соучениками, коллективной работе, ♦ межкультурному взаимодействию в школе и социальном окружении и др |
Предметные | • целостным представлениям об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • применять понятийный аппарат обществоведческого знания, умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; • опыту оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; • применять полученные знания для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений; • знаниями, умениями и ценностными установками, необходимыми для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности. | • характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; • корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. |
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 час)
Курс обществознания: особенности, формы работы.
Тема 1. Регулирование поведения людей (14 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 3. Человек и природа. (4 ч)
Итоговое повторение (3 ч)
6. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Раздел, название темы | Основные виды учебной деятельности | |||||
план | факт | ||||||||
7а | 7б | 7в | 7г | ||||||
1 | 01.-05.09 | 1 | Введение. | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |||||
14 | Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе | ||||||||
2 | 07-12.09 | 1 | Что значит жить по правилам? | Объяснять смысл понятий: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса | |||||
3 | 14-19.09 | 1 | Правила этикета. Контрольная (входная) работа | Объяснять смысл понятий: этикет, манеры. Объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; высказывать свое мнение | |||||
4 | 21-26.09 | 1 | Права человека | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Характеризовать: роль права в жизни общества и государства, гражданские и политические права, права ребенка и их защита Составить таблицу «Гражданские и политические права». Работа с документами | |||||
5 | 28-03.10 | 1 | Обязанности граждан | Анализировать, делать находить в СМИ информацию приводить примеры правовых отношений | |||||
6 | 05-10.10 | 1 | Почему важно соблюдать законы? | Объяснять смысл понятий: свобода, закон, справедливость, Конституция РФ. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Анализировать, делать выводы, | |||||
7 | 12-17.10 | 1 | Закон устанавливает порядок в обществе. | ||||||
8 | 19-24.10 | 1 | Закон устанавливает границы свободы поведения. | Характеризовать зашиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. | |||||
9 | 26-31.10 | 1 | Защита Отечества. Долг и обязанности. | Объяснять смысл понятий: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Анализировать, делать выводы, высказывать осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ | |||||
10 | 09-14.11 | 1 | Защита Отечества. Военная служба. | ||||||
11 | 16-21.11 | 1 | Для чего нужна дисциплина? | Объяснять смысл понятий: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины | |||||
12 | 23-28.11 | 1 | Виноват - отвечай. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; | |||||
13 | 30-05.12 | 1 | Кто стоит на страже закона? | Объяснять смысл понятий: правопорядок прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ» | |||||
14 | 07-12.12 | 1 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних | |||||
15 | 14-19.12 | 1 | Полугодовая контрольная работа | ||||||
13 | Раздел 2. Человек в экономических отношениях | ||||||||
16 | 21-26.12 | 1 | Что такое экономика. | Объяснять смысл понятий: экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя | |||||
17 | 11-16.01.16 | 1 | Экономика и ее основные участники. | ||||||
18 | 18-23.01 | 1 | Мастерство работника. | Объяснять смысл понятий: Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда» | |||||
19 | 25-30.01 | 1 | Производство, затраты, выручка, прибыль. | Объяснять смысл понятий: Производство и труд, издержки, выручка, прибыль. Определить какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда | |||||
20 | 01-06.02 | 1 | Все ли выгодно производить | ||||||
21 | 08-13.02 | 1 | Что такое бизнес. | Объяснять смысл понятий: Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства Анализировать: почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики | |||||
22 | 15-20.02 | 1 | Виды и формы бизнеса. | ||||||
23 | 22-27.02 | 1 | Обмен, торговля, реклама. | Объяснять смысл понятий: товары и услуги, обмен, торговля, формы торговли, реклама. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя. Составить схему «Функции денег». Решить задачу: рассчитать реальные и номинальные доходы предприятия | |||||
24 | 29-05.03 | 1 | Деньги и их функция | Объяснять смысл понятий: семейный бюджет, сущность, формы страхования, формы сбережения граждан. Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. | |||||
25 | 07-12.03 | 1 | Экономика семьи. Ресурсы | ||||||
26 | 14-19.03 | 1 | На что семьи тратят деньги | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Составить таблицу «Формы страхования», рассчитать семейный бюджет по заданным параметрам | |||||
27 | 30-02.04 | 1 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | Применение полученных знаний в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | |||||
28 | 04-09.04 | 1 | Повторение по теме «Человек в экономических отношениях» | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |||||
4 | Тема 3. Человек и природа | ||||||||
29 | 11-16.04 | 1 | Человек – часть природы | Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе | |||||
30 | 18-23.04 | 1 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали | |||||
31 | 25-30.04 | 1 | Закон на страже природы | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. | |||||
32 | 02-07.05 | 1 | Повторение по теме «Человек и природа» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |||||
33 | 10-14.05 | 1 | Годовая контрольная работа | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. | |||||
34 | 16-21.05 | 1 | Защита проектов по теме: Регулирование поведения людей в обществе. Человек и природа | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |||||
35 | 23-28.05 | 1 | Итоговое повторение | Подвести итоги учебной работы за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...