Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Калугина  Лидия Николаевна

Рабочая программа по обществознанию 8 класс (учебник Боголюбова), планирование 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obshchestvo_8_kl.docx58.26 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_obshchestvo_8_kl.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Тематическое планирование по Обществознанию  8 класс  (34 часа)

№ урока

Тема урока

и тип урока

 

Элементы содержания образования

Вид деятельности обучающихся

Планируемый результат и уровень   усвоения

Формы диагностики и контроля

Предметные умения

Метапредметные универсальные учебные действия

1

Введение. (1 ч.)

(урок изучения нового материала)

 Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности

Вспомнить  основные  итоги  прошлого  года

обучения.

Познакомиться  с  основным  содержанием

курса  8  класса.

Наметить  перспективу  совершенствования

умений  и  навыков  в  процессе  учебной  деятельности.

Определить  основные  требования  к  

результатам  обучения  и  критерии  успешной  работы  учащихся

Знать термины, общие представления об обществознании,

Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие

самооценки личности;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Текущий контроль

Личность и общество. (6 ч)

2

 Что делает человека человеком? (урок изучения нового материала)

 

 Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

Выявлять  отличия  человека  от  животных.

Объяснять  человеческие  качества.  Различать

биологические  и  природные  качества  человека.

Характеризовать  и  конкретизировать  примерами  биологическое  и  социальное  в  человеке.

Определять  своё  отношение  к  различным  качествам  человека.

Выявлять  связь  между  мышлением  и  речью.

Объяснять  понятие  «самореализация».

Определять  и  конкретизировать  примерами

сущностные  характеристики  деятельности.

Приводить  примеры  основных  видов  деятельности

Объяснять понятия личность, общество.

Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы.

Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества

Характеризовать процесс социализации индивида. Раскрывать значение понятия «мировоззрение».

Приводить примеры и выстраивать пирамиду жизненных ценностей и ориентиров.

Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. Описывать основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Раскрывать содержание общественных отношений. Характеризовать социальные изменения и их формы.

Раскрывать пути развития общества.

Выделять тенденции развития, оценивать основные вызовы и угрозы человечеству в 21 веке. Объяснять понятия: глобализация, глобальные проблемы. Перечислять глобальные проблемы современности.

Текущий контроль

3

Человек, общество, природа

.(Комбинированный)

 Взаимодействие человека и природы. Влияние человека на природу.

Раскрывать  смысл  понятия  «ноосфера».

Оценивать  утверждение  о  связи  природы  и

общества  и  

аргументировать  свою  оценку.

Характеризовать  возможности  человеческого  разума.

Раскрывать  значение  моральных  норм.

Конкретизировать  на  примерах  влияние

природных  условий  на  людей.

Анализировать  и  оценивать  текст  с  заданных  позиций.

Анализировать  факты  и  обосновывать  сделанные  выводы

Устный опрос

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

(комбинированный)

 Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

Выделять  существенные  признаки  общества.

Называть  сферы  общественной  жизни  и  характерные  для  них  социальные  явления.

Показывать  на  конкретных  примерах  взаимосвязь  основных  сфер  общественной  жизни

Устный опрос

5

Развитие общества.

(комбинированный)

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Выявлять  изменения  социальной  структуры,  связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать  факты  социальной  действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать  смысл  понятия  «общественный

прогресс».

Приводить  примеры  прогрессивных  и  регрессивных  изменений  в  обществе.

Характеризовать  и  конкретизировать  фактами  социальной  жизни  перемены,  происходящие  в

современном  обществе.

Использовать элементы причинно-следственного  анализа  при  характеристике  глобальных  проблем.

Устный опрос

6

Как стать личностью.

(Урок – проблемная беседа)

 Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Раскрывать  на  конкретных  примерах  смысл

понятия «индивидуальность».

Использовать  элементы  причинно-следственного  анализа  при  характеристике  социальных  параметров  личности.

Выявлять  и  сравнивать  признаки,  характеризующие  человека  как  индивида,  индивидуальность  и  личность.

Описывать  агенты  социализации,  оказывающие  влияние  на  личность.

Исследовать  несложные  практические  ситуации,  в  которых  проявляются  различные  качества

личности,  её  мировоззрение,  жизненные  ценности  и  ориентиры

Круглый стол

7

 Практикум  теме «Личность и общество»

Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

  Систематизировать  знания.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов. 

    Тестовая работа

Сфера духовной культуры. (8 ч.)

8

Сфера духовной культуры и её особенности

(Урок изучения нового материала)

 Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.

Определять  сущностные  характеристики  понятия  «культура».

Различать  и  описывать  явления  духовной

культуры. Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  достижениях  и  проблемах  культуры  из

адаптированных  источников.

Характеризовать  духовные  ценности  российского  народа.

Выражать  своё  отношение  к  тенденциям  в культурном  развитии.

Знать, что включает в себя понятие «культура».

Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения

Характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. Выделять культуру личности и общества. Выявлять тенденции развития духовной культуры в современной России. Объяснять понятие мораль. Называть основные ценности и нормы морали. Раскрывать смысл понятий: гуманизм, патриотизм, гражданственность. Характеризовать добро и зло как главные понятия этики. Выделять критерии морального поведения. Характеризовать моральные категории - долг и совесть. Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий.

Раскрывать различия между объективными обязанностями и моральной ответственностью. Проводить сравнение между долгом общественным и долгом моральным. Характеризовать совесть как внутренний самоконтроль человека. Объяснять понятие моральный выбор. Характеризовать связь свободы и ответственности. Оценивать связь между моральными знаниями и практическим поведением. Проводить критический анализ собственных помыслов и поступков

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;

структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

уметь задавать вопросы;

уметь контролировать действия партнера;

Текущий контроль

9

Мораль.  

(Комбинированный)

 Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Объяснять  роль  морали  в  жизни  общества.

Характеризовать  основные  принципы  морали.

Характеризовать  моральную  сторону  различных  социальных  ситуаций.

Использовать  элементы  причинно-следственного  анализа  для  объяснения  влияния моральных  устоев  на  развитие  общества  и  человека

Устный опрос

10

Долг и совесть.

(Комбинированный)

 Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Совесть как требование своих постыдных поступков (Демокрит).

Осуществлять  рефлексию  своих  нравственных  ценностей

Устный опрос

11

Моральный выбор - это ответственность.

(Урок – проблемная беседа)

 Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали.

Приводить  примеры  морального  выбора.

Давать  нравственные  оценки  собственным

поступкам,  поведению  других  людей

Семинар

12

Образование

(Комбинированный)

Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Оценивать  значение  образования  в  информационном  обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии  образования  из  различных  источников.

Характеризовать  с  опорой  на  примеры  современную  образовательную  политику  РФ.

Обосновывать  своё  отношение  к  непрерывному  образованию

Устный опрос

13

Наука в современном обществе.

(Комбинированный)

 

Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса

Характеризовать  науку  как  особую  систему  знаний.

Объяснять  возрастание  роли  науки  в  современном  обществе

Устный опрос

14

Религия как одна из форм культуры

(Урок– путешествие в форме защиты проектных работ)

Урок– путешествие в форме защиты проектных работ Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Свобода вероисповедания.

Проектная работа. Определять  сущностные  характеристики  религии  и  её  роль  в  культурной  жизни.

Объяснять  сущность  и  значение  веротерпимости.

Раскрывать  сущность  свободы  совести.  Оценивать  своё  отношение  к  религии  и  атеизму

Защита проектных работ

15

 Практикум   по теме «Сфера духовной культуры».

 Сфера духовной культуры. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.

  Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов.

 

 Тестирование

Социальная сфера. (5 ч.)

16

Социальная структура общества

(Урок изучения нового материала)

 Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Выявлять  и  различать  разные  социальные

общности  и  группы.

Раскрывать  причины  социального  неравенства.

Приводить  примеры  различных  видов  социальной  мобильности.

Характеризовать  причины  социальных  конфликтов,  используя  межпредметные  связи,  материалы  СМИ;  показывать  пути  их  разрешения.Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  структуре  общества  и  направлениях  её

изменения  из  адаптированных  источников  различного  типа

Характеризовать социальную структуру общества.

Раскрывать сущность социальной мобильности.

Выделять различия между большими и малыми социальными группами, формальными и неформальными группами. Характеризовать социальный конфликт, пути его разрешения. Раскрывать смысл понятий социальный статус и социальная роль.

Выявлять многообразие социальных ролей личности. Раскрывать содержание половозрастных ролей в современном обществе, социальных ролей подростка. Характеризовать особенности отношений между поколениями. Характеризовать этнические группы.

Раскрывать содержание межнациональных отношений. Оценивать свое отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Определять социальную значимость здорового образа жизни.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей;умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Текущий контроль

17

Социальные статусы  и  роли

(Комбинированный)

 

 Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Вопрос «отцы и дети».

Называть  позиции,  определяющие  статус

личности.

Различать  предписанный  и  достигаемый  статусы.

Раскрывать  и  иллюстрировать  примерами ролевой  репертуар  личности.

Объяснять  причины  ролевых  различий  по гендерному  признаку,  показывать  их  проявление в  различных  социальных  ситуациях.

Описывать  основные  социальные  роли  старших  подростков.

Характеризовать  межпоколенческие  отношения  в  современном  обществе.  Выражать  собственное  отношение  к  проблеме  нарастания  разрыва  между  поколениями

Устный опрос

18

Нации и межнациональные отношения

(Урок – проблемная беседа)

 Межнациональные отношения. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Знать  и  правильно  использовать  в  предлагаемом  контексте  понятия  «этнос»,  «нация»,  «национальность».

Конкретизировать  примерами  из  прошлого

и  современности  значение  общего  исторического

прошлого,  традиций  в  сплочении  народа.

Характеризовать  противоречивость  межнациональных  отношений  в  современном  мире.

Объяснять  причины  возникновения  межнациональных  конфликтов  и  характеризовать  возможные  пути  их  разрешения

Круглый стол

19

Отклоняющееся поведение.

(Комбинированный)

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания

Объяснять  причины  отклоняющегося  поведения.

Оценивать  опасные  последствия  наркомании

и  алкоголизма  для  человека  и  общества.

Оценивать  социальное  значение  здорового

образа  жизни

Устный опрос

20

 Практикум   по теме «Социальная сфера».

 Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.

Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов

  

 Тестовая работа

Экономика (13 ч.)

21

Экономика и ее роль в жизни общества.

(Урок изучения нового материала)

Потребности и ресурсы. Свободные и экономиче6ские блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Раскрывать  роль  экономики  в  жизни  общества.

Объяснять  проблему  ограниченности  экономических  ресурсов.

Различать  свободные  и  экономические  блага.

Приводить  примеры  принятия  решения  на

основе  экономического  выбора

Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора.

Уметь объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом.

Знать что такое собственность; что называют имущественными отношениями.

Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы.

Характеризовать потребности и ресурсы общества.

Раскрывать значение проблемы ограниченности ресурсов и пути ее решения.

Объяснять понятия: свободные и экономические блага, альтернативная стоимость (цена выбора).

Раскрывать основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

Характеризовать функции экономической системы.

Выявлять различия между моделями экономических систем. Объяснять содержание понятия собственность.

Раскрывать смысл право собственности.

Перечислять формы собственности. Раскрывать на примерах механизм защиты прав собственности. Характеризовать рынок и рыночный механизм регулирования экономики.

Объяснять понятия спрос и предложение, взаимозависимость между ними.

Раскрывать сущность рыночного равновесия.

Характеризовать производство. Объяснять понятия: товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. Объяснять понятие предпринимательство.

Выделять цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Называть основные особенности малого предпринимательства и фермерского хозяйства. Характеризовать роль государства в экономике.

Раскрывать экономические цели и функции государства.

Объяснять понятие государственный бюджет, его структуру.

Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды.

Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения.

Раскрывать механизм перераспределение доходов. Выделять экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать процесс потребления, семейное потребление.

Раскрывать содержание страховых услуг, предоставляемых гражданам.

Выделять экономические основы защиты прав потребителя. Характеризовать реальные и номинальные доходы.

Объяснять понятие инфляция. Раскрывать содержание банковских услуг, предоставляемых гражданам, форм сбережений граждан, потребительского кредита.

 Характеризовать явление безработицы.

Выделять причины безработицы. Оценивать экономические и социальные последствия безработицы.

Раскрывать роль государства в обеспечении занятости. Характеризовать процесс обмена. Объяснять понятия: мировое хозяйство, международная торговля, обменные курсы валют. Раскрывать содержание и значение внешнеторговой политики.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Текущий контроль

22

Главные вопросы экономики.

(Комбинированный)

Нужно ли регулировать производство. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Описывать  и  иллюстрировать  примерами решения  основных  вопросов  участниками  экономики.

Различать  и  сопоставлять  основные  типы

экономических  систем.

Характеризовать  способы  координации  хозяйственной  жизни  в  различных  экономических системах

Устный опрос

23

Собственность.

(Комбинированный)

 

Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности.

Объяснять  смысл  понятия  «собственность».

Характеризовать  и  конкретизировать  при-

мерами  формы  собственности.

Называть  основания  для  приобретения  права

собственности.

Анализировать  несложные  практические  ситуации,  связанные  с  реализацией  и  защитой  прав собственности

Устный опрос

24

Рыночная экономика.

(Комбинированный)

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.

Характеризовать  рыночное  хозяйство  как

один  из  способов  организации  экономической

жизни.

Характеризовать  условия  функционирования

рыночной  экономической  системы.

Описывать  действие  рыночного  механизма

формирования  цен  на  товары  и  услуги.

Формулировать  собственное  мнение  о  роли

рыночного  механизма  регулирования  экономики

в  жизни  общества

Устный опрос

25

Производство - основа экономики.

(Комбинированный)

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализации. Производительность труда.

Объяснять  решающую  роль  производства  как

источника  экономических  благ.

Различать  товары  и  услуги  как  результат  производства. Называть  и  иллюстрировать  примерами  факторы  производства. Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  производстве  из  адаптированных  источников. Исследовать  несложные  практические  ситуации, связанные с использованием различных способов  повышения  эффективности  производства

Устный опрос

26

Предпринимательская деятельность.

(Комбинированный)

Роль предприниматель-ства в экономике.             Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.

Описывать  социально-экономическую  роль  и

функции  предпринимательства.

Сравнивать  различные  организационно-правовые  формы  предпринимательской  деятельности.

Объяснять  преимущества  и  недостатки  малого  бизнеса.

Выражать  собственное  отношение  к  проблеме  соблюдения  морально-этических  норм  в  предпринимательстве.

Оценивать  возможности  своего  участия  в

предпринимательской  деятельности

Устный опрос

27

Роль государства в экономике.

(Комбинированный)

Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.

Характеризовать  экономические  функции  государства.

Описывать  различные  формы  вмешательства

государства  в  рыночные  отношения.

Различать  прямые  и  косвенные  налоги.

Раскрывать  смысл  понятия  «государственный

бюджет».

Приводить  примеры  государственной  политики  регулирования  доходов  и  расходов

Устный опрос

28

Распределение доходов.

(Комбинированный)

Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать  причины  неравенства  доходов

населения.

Объяснять  необходимость  перераспределения

доходов.

Иллюстрировать  примерами  государственные

меры  социальной  поддержки  населения

Устный опрос

29

Потребление.

(Комбинированный)

 

Семейное потребление. Страхование. Экономические основы прав потребителей.

Описывать  закономерность  изменения  потребительских  расходов  семьи  в  зависимости  от

доходов.

Характеризовать  виды  страховых  услуг,  предоставляемых  гражданам.

Раскрывать  на  примерах  меры  защиты  прав потребителей

Устный опрос

30

Инфляция и семейная экономика.

(Комбинированный)

 

Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги.

Бюджет государства и семьи.

  Различать  номинальные  и  реальные  доходы

граждан.

Показывать  влияние  инфляции  на  реальные

доходы  и  уровень  жизни  населения.

Называть  и  иллюстрировать собственными примерами

формы  сбережений  граждан.

Объяснять  связь  семейной  экономики  с  инфляционными  процессами  в  стране.

Оценивать  способы  использования  сбережений  своей  семьи  с  точки  зрения  экономической

рациональности.

Характеризовать  роль  банков  в  сохранении  и

приумножении  доходов  населения. Анализировать  несложные  практические  ситуации,  связанные  с собственной семейной практикой.

 Круглый стол

31

Безработица, ее причины и последствия.

(Комбинированный)

Что такое безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Характеризовать  безработицу  как  закономерное  явление  рыночной  экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать  экономические  и  социальные  по-

следствия  безработицы.

Объяснять  роль  государства  в  обеспечении занятости.

Оценивать собственные возможности на рынке  труда

Устный опрос

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

(Комбинированный)

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика Обменные курсы валют.

Описывать  реальные  связи  между  участниками  международных  экономических  отношений.

Характеризовать  причины  формирования

мирового  хозяйства.

Характеризовать  влияние  международной

торговли  на  развитие  мирового  хозяйства.

Объяснять  и  конкретизировать  примерами

направления  внешнеторговой  политики  государства.

Раскрывать  смысл  понятия  «обменный  валютный  курс»

Устный опрос

33

 Практикум   по теме «Экономика»

 Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.

  Систематизировать  наиболее  часто  задаваемые  вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или

иных  вопросов

 

 Тестовая работа

34

Административная проверочная работа по теме «Итоговое повторение по курсу  обществознания  8 класса»

 

 Провести  диагностику  результатов  обучения в  8  классе. Подвести  итоги  учебной  работы  за  год. Наметить  перспективы  обучения  в  9  классе.

 Тестирование



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе :

  1.   Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы:  – М.: Просвещение, 2011. –  (Стандарты второго поколения);

2.  Обществознание. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников  Л.Н. Боголюбова  - М.: Просвещение, 2011

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. JL Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ;   - М. : Просвещение, 2016.

2.  Иванова  Л. Ф. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2016

Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

            В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *)   на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.

           Общая характеристика учебного предмета, курса

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса:

первый этап – 5 – 7 классы;

второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

 В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность  и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы

образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика»

углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению

вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль

государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

  Распределение учебного материала в 8 классе

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

1

 Тема 1.Личность и общество

6

6

2

 Тема 2. Сфера духовной культуры

8

8

3

 Тема 3. Экономика

13

13

4

Тема 4. Социальная сфера

8

8

5

Итоговое повторение

1

1

Резерв

1

Итого

35

34

Цели и задачи обучения

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста, социальных ролях;
  • освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и праву, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

1. Создание условий для социализации личности

2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования

3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры

4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными  результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 Место учебного предмета «Обществознание» в базисном  учебном плане

Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводится 75% учебного времени.

  Рабочая программа по обществознанию для 8 классов рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

      Резервные  часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.  На каждом из этапов реализуются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: история, право, экономика, социология, философия, психология.

Содержание курса

     Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

   

Содержание программы  5 – 9 классы  (175 ч).

Модули

Разделы

Часы

1. Социальная сущность личности (27 ч).

1.1. Человек в социальном измерении.

18

1.2. Ближайшее социальное окружение

9

2. Современное общество (27 ч).

2.1. Общество – большой дом для человечества.

12

2.2. Общество, в котором мы живём.

15

3. Социальные нормы (27 ч).

3.1. Регулирование поведения  людей в обществе.

18

3.2. Основы российского законодательства.

9

4. Экономика и социальные отношения (27 ч).

4.1. Мир экономики.

27

4.2. Человек в экономических отношениях.

6

4.3. Мир социальных отношений.

9

5. Политика. Культура (27 ч).

5.1. Политическая жизнь общества.

16

5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

8

5.3. Человек в меняющемся обществе.

3

Итого

175

Формы организации учебного процесса:

* коллективная;

* групповая;

* индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной

организации:

* содержания;

* обучающих средств;

* методов обучения.

Виды учебных занятий: урок,    практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми.

 Инструментарий для оценивания результатов: 

- устные ответы, тестирование, контрольные работы, презентации, дидактические задачи, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Формы контроля: зачётная система, мониторинги. Возможные варианты проведения контроля см. в приложении.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система,  зачетная система

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля

Контроль и система оценивания.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

 Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - за незнание  учебного материала

Нормы оценки знаний за письменную работу учащихся по обществознанию.

 Оценка "5" ставится, если ученик:

 1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

 2. допустил не более одного недочета.

 Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. или не более двух недочетов.

 Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

  Оценка "2" ставится, если ученик:

   1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

   2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки работы на уроке:

Ставится оценка:

 «5» - активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий ;

«4» - активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания ;

«3» - неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности ;

«2» - полное отсутствие активности ;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)

Нормы  оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:

- ведение тетради (наличие в ней материала)

- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)

- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности

- готовность к уроку (выполнение домашних заданий) 

График административных проверочных работ .

Административная проверочная работа

Дата

По теме «Духовная сфера» ( тестирование)

 По теме « Итоговое повторение по курсу обществознания 8 класса»( тестирование)

Основное содержание

курса обществознания 8 класс (34 часа)

Тема 1. Личность и общество (6 ч.)

      Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

       Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

      Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности».

      Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8ч.)

      Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

      Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.

      Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика (13 ч.)

      Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера (8 ч.)

      Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

      Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Итоговое повторение (1 ч)

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

I. Библиотечный фонд  

•        нормативные документы

1.Закон «Об образовании РФ».

2. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; М.: Просвещение. 2012.

3.Фундаментального ядра  содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011

4.Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. –   (Стандарты второго поколения);

 •        Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. JL Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2016.

2.  Иванова  Л. Ф. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2016.

3.  Иванова  Л. Ф. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки к учебнику Jl. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / JL Ф. Иванова [и др.]. - М. : Просвещение, 2014.

•        Методические пособия для учителя:

1.Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

2.Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

3.Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

4.Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агент¬ство, 1996.

5.Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

6.Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

7.Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

8.Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2007.

•        Дополнительная литература для учителя:

 1.        Гражданский Кодекс РФ.

2.        Кодекс об административных правонарушениях.

3.        Конституция РФ.

4.        Семейный кодекс.

5.        Трудовой кодекс.

6.        Автономов В. С. Введение в экономику: 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2000—2002. — Гл. 1.

7.        Батурина И.П. Элективные курсы по обществознанию (региональный эксперимент) // ПИОШ. 2005. № 3.

8.        Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие / А. Г. Войтов. - М., 2002.

9.        Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. - М., 1996.

10.        Давлетшина Н. В. Демократия: государство и общество / Н. В. Давлетшина, Б. Б. Кимлика, Р. Дж. Кларк, Д. У. Рэй. - М., 1995.

11.        Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 220 с.

12.        Котова О.А., Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. – М. «Просвещение», 2010.

13.        Мельникова А. С. Деньги в России / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. — М., 2000.

14.        Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук., Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.: ил., карт.

15.        Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук. Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.

16.        Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов. Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 80 с.

17.        Обществознание. Человек, право, экономика. Методические рекомендации: 7 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

18.        Орлов А. В. Практическая юридическая энциклопедия молодого человека / А. В. Орлов. — М., 2002.

19.        Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2001.

20.        Программы элективных курсов по истории и обществознанию / Е.М. Богданов; БелРИПКППС, кабинет интернатных учреждений. - Белгород, 2004. - 20 с.

21.        Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. 9 класс: Предпрофильное обучение / Авт.- сост.: С.К. Семенина. - М.: Дрофа, 2006. - 144 с.

22.        Подхолзин В. А. Юридический путеводитель / Б. А. Подхолзин. — М., 2003.

23.        Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: метод. пособие: 9 кл. / Е. В. Савицкая. — М., 1997. — Уроки 1, 2.

24.        Чувилёв А. А. Правоохранительные органы / А. А. Чувилёв, Ан. А. Чувилёв. — М., 2000.

25.        Энциклопедия для детей / гл. ред. В. А. Володин. — М., 2002. —- Т. 21: Общество.

26.        Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 96с.

•        Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

2.Учебно-методическое обеспечение

        Демонстрационные таблицы.

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества. Политическая система общества. Политическая жизнь общества. Право.

Социальная система общества. Взаимодействие людей в обществе. Культура и духовная жизнь.

•        Информационно-коммуникативные средства.

Комплекс уроков по обществознанию 8 класс. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

 Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

3. Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).          

http://festival.1september.ru/-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок.»

4.Технические средства обучения.

  Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...