Загадка человека
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Романченко Ольга Григорьевна

Методический материал можно использовать на уроках обществознания в 5 классе при изучении темы "Загадка человека" (по программе Боголюбова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_cheloveka.doc628.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания

УМК: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс.

Иванова Л.Ф. Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс.

Цель: формировать представления учащихся о природе человека, цели и ценности человеческой жизни.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с целями и ценностями жизни человека на Земле, биосоциальной природой человека, сформулировать основные отличия человека от животных;

Развивающие: развивать умения самостоятельно ставить и разрешать проблемы, сравнивать объекты и явления,  высказывать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды, делать выводы;

Воспитательные: формировать духовно – ценностную и практическую ориентацию детей в обществе.

ФИО педагога: Романченко Ольга Григорьевна

Предмет/ класс: обществознание, 5 класс

Общая информация о занятии

Дата: 12. 09. 2015 г.

Тема: Загадка человека.

Цель: формировать представления учащихся о природе человека, цели и ценности человеческой жизни.

Риски: необходимо обратить внимание на то, чтобы дети грамотно формулировали выводы.

Тип занятия: открытие новых знаний

Материально-технические средства: раздаточный материал, таблички с изображениями человека и животных

Технология (авторская методика): на этапе изучения нового материала ученики распределяют учебные таблички и на их основе формулируют вывод.

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени, слайды

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

(познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные УУД

Форма организации межличностного коммуникативного

взаимодействия и вид контроля

(полилог, тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка; групповая поисковая деятельность, индивидуальная самостоятельная работа, человеко-машинный диалог \ контроль: текущий; итоговый; непрерывный)

Стратегия учителя

Действия ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учеников. Организует обсуждение эпиграфа к уроку.

Эпиграф:

«Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней».  Софокл

-Кто такой человек?

Проверяют готовность к уроку, включаются в учебную работу.

Объясняют смысл высказывания. Высказывают предположения, кто есть человек.

Личностные УУД: формируют ответственное отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Диалог

Устный

2.Актуализация и пробное учебное взаимодействие

Определение круга знаний учащихся о человеке: его сходствах и отличиях от других живых существ

Организует работу с иллюстрациями[1]:

-Чем похожи человек и животные?

-Что их отличает?

Определяют сходство и различие на основе жизненного опыта.

Познавательные УУД: формируют умение проводить сравнения, формулировать выводы.

Коммуникативные УУД: осознают существование разных точек зрения на проблему, в том числе, отличных от собственной.

Диалог

Устный

3. Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи.

Организует беседу на основе текста «Эта история произошла в Индии»[2] 

Сформулируйте тему урока.

Находят ответы на вопросы в тексте. Формулируют тему урока, записываю ее в тетради.

Предметные УУД: учатся находить, анализировать и оценивать содержащуюся в тексте информацию.

Коммуникативные УУД: учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить общее решение на основе согласования позиций.

Групповая поисковая деятельность

Письменный

4. Открытие новых знаний

1)Отличия человека от других живых существ

2) Что такое человек.

3) Зачем человек рождается.

Предлагает детям разделиться на учебные группы. Каждая группа получает задание – распределить таблички[3].

-Что такое человек?

-Для чего живет человек? Для счастья? Для сытой жизни? Ради служения Родине?

А как думаете вы?

Организует работу с текстами высказываний (в учебнике)[4].

Работа в группах: ученики распределяют таблички на доске, подтверждают примерами. Проверяют правильность, используя схему в учебнике

Формулируют вывод: человек – это существо биосоциальное.

Анализируют изречения, высказывают свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни, приводят примеры.

Познавательные: умеют определять сходство и отличие человека от других живых существ, создавать обобщения, формулировать обществоведческие понятия.

Регулятивные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Коммуникативные УУД: учатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

Предметные УУД: объясняют смысл высказываний, формулируют собственную позицию, приводят аргументы в подтверждение.

Исследовательская деятельность с использованием раздаточного материала.

Диалог

Диалог с элементами тематической дискуссии

Устный опрос

Письменная работа

Устный опрос

5. Закрепление

Закрепление учебного материала

1)Задание 1 из учебника. «Как на поведение живого существа влияют инстинкты»

2) Самостоятельная работа. Выполнение заданий в печатной тетради (1 – 3).

Организует самостоятельную работу с последующей проверкой

Работа в группах: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, формулируют промежуточные выводы. Заполняют таблицу, находят пропущенные слова. Осуществляют самооценку

Познавательные УУД: создают обобщения, приводят факты, формулируют выводы.

Коммуникативные УУД: осознают существование разных точек зрения на проблему, в том числе, отличных от собственной. Учатся работать в команде.

Групповая работа с последующей устной проверкой

Письменная  работа

6. Рефлексия учебной деятельности

Определение эффективности учебного взаимодействия.

Организует фронтальное обобщение по вопросам.

Формулируют ответы на вопросы.

Предметные УУД: умеют давать развернутые ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умеют оценивать правильность выполнения задания.

Индивидуальная работа

Устный

7. Итог урока.

Подведение итогов работы. Выставление оценок.

Организует аргументированный анализ и выставление оценок. Организует обобщения:

-Что такое человек?

-В чем его отличие от других живых существ?

Анализируют свою работу и работу одноклассников на уроке, выставляют устные оценки.

Регулятивные УУД: учатся основам самоконтроля и самооценки.

Регулятивные УУД: учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Диалог.

Устный

7. Домашнее задание

Конкретизация домашнего задания.

Организует запись домашнего задания: п. п. 1, задание 4 в рабочей тетради.

Записывают задание, задают вопросы при возникновении затруднений.

Регулятивные УУД: Регулятивные: формируют навыки самоконтроля.

Диалог

Письменный

Приложение I

                    

Приложение II

Эта история произошла в Индии

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как медведь, медвежонок), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

       Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

       Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

Вопросы к тексту:

       1. Почему дети-маугли не стали людьми?

       2. Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек?

Приложение III. Таблички для групповой работы (ученики распределяют их в три группы: «Человек», «Человек и животные», «Животные»).

Владеют речью

Способны к творчеству

Способны к прямохождению

Способны к действиям по плану

Обладают фантазией

Осознают самих себя

Имеют хорошо развитый головной мозг

Умеют производить орудия труда

Вскармливают детенышей молоком

Обладают кровеносной, нервной и другими системами

Развито дыхание

Для роста и развития необходимо питание

Приспосабливаются к условиям окружающей среды

В основе действий лежат инстинкты

Воспроизводят звуки, но речью они не являются

Не способны планировать свою деятельность

Приложение IV

Высказывания:

«Все прекрасное на Земле – от солнца, и все хорошее – от человека» М. Пришвин

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, ты помогаешь строить мир» Антуан де Сент – Экзюпери

«Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже» Л. Н. Толстой

Источники и литература:

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение 2012

Иванова Л.Ф. Хотеенкова А.В. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М, 2012.

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/1.html   текст о Маугли

http://www.express-novosti.ru/images/2015/02/54e9f86552fa1.jpg человек и обезьяна

http://jizn.com.ua/sites/default/files/images/Goroskop/obezana.jpg обезьяна

http://telegraf.uz/userfiles/images/Как-заставить-мозг-работать-на-работе-дома-на-учебе(1).jpeg человек


[1] Приложение I

[2] Приложение II

[3] Приложение III

[4] Приложение IV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Загадка человека

урок по обществознанию разработан на основании ФГОС для учащихся 5 класса...

Загадка человека

Методическая разработка  открытого урока по обществознанию. 5 класс.  "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Загадка человека

В презентации отражены вопросы: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.Презентация поможет учителю организо...

Загадка человека - 2.

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.Презентация поможет учителю организовать з...

Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,...

Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)

Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело...