Загадка человека
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность - биологическая сущность всех людей". 4 "Зачем человек рождается". Комбинированный урок с элементами дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_cheloveka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание. 5 класс.
Тема: «Загадка человека»
УРОК 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Загадка человека: 1. «Биологическое и социальное в человеке». 2. «Что такое наследственность». 3. «Наследственность – биологическая сущность всех людей». 4. «Зачем человек рождается» Возможная личностно значимая проблема: понимание ценности жизни как великого чуда, осознание предназначение человека на Земле, цели жизни человека, ответственности человека |
Планируемые результаты изучения материала | Предметные: обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека Метапредметные: - регулятивные: обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий - коммуникативные: обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах: рисунок, план, мини сочинение. - познавательные: обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного; привести конкретные примеры, доказывающие, что человек существо биологическое и социальное Личностные: осознание человеческой жизни как высшей ценности |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии. |
Развитие умений учащихся | Умение выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, решать познавательные задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятельность |
Основные понятия и термины | Общество, наследственность, инстинкт, темперамент |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник: «Обществознание». 5 класс. М. Просвещение. под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой., § 1, задания для самопроверки. Подберите примеры из истории, которые иллюстрируют отношение людей к другим людям. Рабочая тетрадь: задания 6,7,8. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», произведения М.М.Пришвина (на выбор обучающихся) Иллюстрации Презентация «Загадка человека» |
Комментарии к технологической карте
В зависимости от состава и подготовленности класса рекомендуется заранее разбить класс на 4 группы, учитывая пожелания обучающихся. Названия для своих команд пятиклассники выберут из названий наук, изучающих общество после проверки домашнего задания. (Социологи, Историки, Психологи, Политологи).
В рамках проверки домашнего задания следует спросить у учащихся, что важного для себя они узнали при знакомстве с новым для них предметом «Обществознание».
Прокомментировав ответы, учитель сообщает, что знакомство с новой темой, позволит узнать о сочетании в человеке биологических и социальных признаков, об особенностях человека.
Мотивация темы урока.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и объясняет, какие самостоятельные задания им предстоит выполнить.
Изучение новой темы
В качестве познавательного задания может быть предложено Задание 1. (Обучающиеся в течение нескольких минут выполняют это задание по группам, затем выслушиваются и сравниваются ответы команд). Подводится итог (слайд 3).
Обучающимся предлагается подумать над высказыванием, что человек рождается как «чистый лист», на который постепенно записывается различная информация, и ответить на вопрос, согласны ли они с ним. Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида). Далее учителем преподносится информация об инстинктах (дополняется работой в группах с текстом учебника об инстинктах животных, птиц, насекомых и раздаточным материалом), наследственности, темпераменте.
Обучающиеся выполняют Задание 2. (В течение нескольких минут задание выполняется по группам, затем выслушиваются и сравниваются ответы команд). Подводится итог (слайд 6).
Физминутка (слайд 7)
Работа в группах на определение темперамента на примере героев романа А.Дюма «дАртаньян и три мушкетера» - Задание 3 (Группа получает описание одного из типов темперамента и определяет героя - его обладателя). Подводя итог работы групп, выводим правильный ответ (слайд 8).
Пятиклассники делают собственный вывод по поводу высказывания о «чистом листе» (слайд 9).
Ребятам предлагается просмотр фрагмента мультфильма «Маугли» (слайд 10). После окончания просмотра они пытаются предположить, что в данном фрагменте вымысел, а что могло бы быть правдой.
Учитель приводит дополнительный материал о детях, выросших среди животных.
Учащимся можно предложить ответить на вопросы: что общего у человека с представителями животного мира, что необходимо ребенку, чтобы он «стал» человеком? Ребята приходят к выводу, что ребенок, родившись среди себе подобных должен очень многому научиться, и сделать это можно только через общение с людьми , игру, труд.
Работа с текстом учебника в рубрике «Жил на свете человек» (стр.13). В дополнение приводится фрагмент стихотворения О.И. Скороходовой. Обучающиеся высказывают свои предположения о содержании, высказываются о смысле жизни человека, ценностях в жизни человека, о целях своей жизни.
Обучающимся предлагается попробовать определить цель их жизни, отталкиваясь от их потребностей.
Раскрывая вопрос о смысле человеческой жизни, ребятам приводятся высказывания известных людей о человеке. (М.М.Пришвин, А. Экзюпери, Л.Н. Толстой), обращаемся к произведению «Маленький принц».
Итоги урока
В конце урока совместно с учащимися подводятся итоги. Учащиеся осознают, что в человеке сочетаются биологические и социальные характеристики, человек как самое разумное существо должен заботиться не только о себе, но и о благе других.
Для закрепления полученной информации рекомендуется выполнить несколько заданий (слайд 17).
В заключение следует спросить учеников, существует ли для них что-то важное в том круге вопросов, с которыми они познакомились на уроке.
Оценивание работы обучающихся.
Домашнее задание. указано в технологической карте.
Задание №1
Заполните пропуски в предложении.
Человек в отличие от животных обладает ____________________________, способен к ____________________, может действовать __________________
Имеет хорошо развитый __________________________________, создает ______________________.
Задание № 2
Продолжи следующее суждение:
Человека можно сравнить с ____________________________________, потому что __________________________________________________
____________________________________________________________
Инстинкт в жизни черепах
Когда черепахи шипят, это значит, что они пытаются кого-то отпугнуть. Также черепахи издают подобные звуки, когда резко прячут голову в панцирь, в основном такое поведение типично для сухопутных особей. Если черепахи почуяли опасность, они либо закрывают голову передними лапами, либо полностью замыкают панцирь.
Resource id #6198По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Загадка человека
урок по обществознанию разработан на основании ФГОС для учащихся 5 класса...
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
Загадка человека
В презентации отражены вопросы: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.Презентация поможет учителю организо...
Загадка человека - 2.
В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.Презентация поможет учителю организовать з...
Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"
Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,...
Загадка человека
Методический материал можно использовать на уроках обществознания в 5 классе при изучении темы "Загадка человека" (по программе Боголюбова)....
Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)
Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело...