Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,
о его наследственных признаках, об отличии человека от животного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 380 КБ |
технологическая карта | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек
Загадка человека Параграф § 1
Чем человек отличается от других живых существ?
Заполни пропуски Человек в отличии от животного обладает ………………., способен к …………., может действовать…………., имеет хорошо развитый…………., создаёт……………… .
Заполни пропуски Человек в отличии от животного обладает … фантазией , способен к … творчеству , может действовать… осознанно , имеет хорошо развитый… ум , создаёт… орудия труда.
Волчонок Балу Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь.медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл. как волк. Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер. Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.
Почему дети - маугли не стали людьми? Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался как человек?
«Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками» «Бесцельно прожитая жизнь» «Человек-творец своего счастья» «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»
Что такое наследственность? Наследственность - Способность живых существ передавать потомству некоторые свои свойства и качества Наследственность – это биологическая сущность людей
Кому двенадцать лет, тот в детский сад.. Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетие назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно. В.Берестов
Сегодня на уроке было…. Скучно Познавательно Непонятно
Используемые ресурсы http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/chelovek-rodilsja0.html http://znaiu.ru/art/400178900.php http:// berestov.ouc.ru / https://yandex.ru/images/search?text=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA Федорец Г.В школа № 640
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет – Обществознание Класс – 5 Учитель- Федорец Г.В.
Базовый учебник – Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением
на электронном носителе / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др..
М.: Просвещение, 2013.
Тема урока - «Загадка Человека»
Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,
о его наследственных признаках, об отличии человека от животного
Задачи урока - Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос
«Зачем рождается человек?»
Тип урока - Урок открытия новых знаний
Методы обучения - наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы - индивидуальная, фронтальная
Основные понятия – Человек, личность, наследственность, отличительные признаки
Необходимое оборудование – Компьютер, проектор, настенный экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация к учебной деятельности 3 мин | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создаёт психологический настрой на совместную плодотворную работу | Приветствуют учителя. Осуществляют подготовку к уроку. Настраиваются на совместную плодотворную работу | Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах и межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам Коммуникативные: умение включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми |
2 | Актуализация знаний 7 мин | Организует беседу, связывая тему нового урока с темой предыдущего урока. - Что изучает предмет «Обществознание»? - Какие темы вы будете изучать? - Кто находится в центре нашего курса? - Попробуем отгадать загадку (презентация слайд-1) Организует формулировку темы урока и постановку цели урока учащимися Тема урока «Загадка человека» (слайд - 3) | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения, пытаются, с помощью направляющих вопросов учителя, формулировать тему урока, а также цели урока. | Личностные: действие смыслообразования – понимание необходимости учиться, эффективно работать на уроке Познавательные: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
3 | Организация познавательной деятельности 17 мин | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию 2. Организует диалог с учащимися по вопросам: (слайд-4) - Кто такой человек? - Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека? - Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью? - Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? -Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? 3. Знакомит с схемой на стр. 10, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам: - Чем человек отличается от животного? (слайд 5 - 6) - Почему дети-маугли не стали людьми? (слайд 7- 8) 4. Знакомит учащихся с высказываниями: (слайд 9) «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек-творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам: - Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? - Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? - Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? организует дискуссионную беседу по вопросам: - Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? - Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? - Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? 5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие человека от животного») и на обсуждение вопросов: - Зачем человек рождается? - Каковы ценности человеческой жизни? 6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: - Что узнали из текста учебника? - Что такое наследственность? - Согласны ли вы с суждением, что «человек - часть природы»? Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек» | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. 2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. 3. Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют пропуски в тексте раб. т. стр 4, зад №2, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства. 4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы. 5. Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на вопросы. 6. Самостоятельно знакомятся с материалами учебника, обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
| - Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? - Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? - Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста стр. 11- 13 и его последующее обсуждение по вопросам: - Что узнали из текста учебника? - Что такое наследственность? - Согласны ли вы с суждением, что «человек - часть природы»? Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек» Физкультминутка Изобразить действия древнего человека и современного | 5. Самостоятельно знакомятся с материалами учебника (чтение по цепочке), обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Учащиеся класса выполняют предложенное задание, закрепляя полученные знания | ||
4 | Закрепление и включение в систему знаний 10 мин | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль 2. Организует беседу по тексту стихотворения В. Берестова (слайд 11) - Почему подростки хотят скорее повзрослеть? - Что они подразумевают под этим понятием? | 1. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради (№1, стр.4, № 4 стр. 5) 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради. |
5 | Рефлексия учебной деятельности 5 мин | Проводит беседу по вопросам: - Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения? - Какие биологические признаки наследует живое существо? - Чем различается деятельность животного и человека? Помогает обобщить полученные на уроке знания и помогает оценить эмоциональное состояние учащихся (слайд 12) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
6 | Домашнее задание 3 мин | Конкретизирует домашнее задание Параграф 1 1 уровень - задание № 1 рубрики «В классе и дома» 2 уровень – рабочая тетрадь. № 6, №7 | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию "Права Человека"
Урок по обществознанию знакомит ребят с правами человека в Р.Ф...
Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"
Урок-практикум предназначен для 6-го класса и посвящен правам человека. Данное занятие может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....
Разработка урока по обществознанию "Права человека"
Разработка урока по обществознанию "Права человека"...
урок по обществознанию "Права человека"
Цели урока: -работа над понятием «права человека». «права ребенка»;-знакомство детей Декларацией;-развитие чувства человеческого достоинства;-воспитание терпимости. Взаимопонимания, равенства....
Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Конспект урока по обществознанию : 5 класс «Положение человека в обществе»...
Конспект урока по обществознанию «Как человек познает мир и самого себя»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Конспект урока по обществознанию : 5 класс «Как человек познает мир и самого себя»...
Конспект урока по обществознанию "Происхождение человека"
Форма проведения: урок-беседа.Цели:образовательные: определить основные версии происхождения человека;обучающие: совершенствование УУД:коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соотв...