Урок по обществознанию DURA LEX
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему
Урок обществознания в 11 классе.
Тема: DURA LEX
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.96 КБ |
презентация к уроку | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: DURA LEX
Задачи проекта:
раскрыть непростую тему взаимодействия между теми, кто законы принимает и теми, для кого они принимаются;
почему законодатели иногда принимают законы, которые изначально не работают или работают плохо;
действие и бездействие закона на конкретных примерах;
почему принимаемые законы порой не облегчают, а усложняют жизнь людям.
Методы работы над проектом:
исследование
изучение
мониторинг
интеграция
Продолжительность проектной деятельности: четыре месяца; может быть продолжена работа.
План проекта
- Неверие в силу закона.
- Законодательство – это дом.
- Сущность естественного права.
- Врожденное «чувство права».
- Правовая культура общества.
- Двойной подход к праву.
- Гуманизация закона.
- Заключение.
Закон суров, но это закон!
Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права потребителей, или порядок получения наследства. Я считаю это неправильная позиция. Пренебрежение к праву является следствием неверия в силу закона.
Но, почему? Попытаемся разобраться, что и кого защищает наш закон?
Фильм
В современной России вот уже 20 лет никто не пересматривает законодательство. А законодательство – это тоже своего рода дом, который нужно прибирать, ухаживать, вычищать, проводить регулярно ревизию. Вместо этого, в РФ количество законов только увеличивается. Но, насколько актуальны и важны данные законы? Вот некоторые из них:
- как собирать грибы
- закон о пчелах
- закон о лекарственных травах
- закон о кассовых аппаратах в лотках
- защита чувств верующих
- закон о форме грабель и когда выдергивать лекарственные растения
- когда и как огородить муравейник и т.д.
Потом эти законы отменяют или к ним пишут комментарии, да так, что зачастую сами юристы не могут разобраться. Многих формулировок не хватает, а значит, закон разрешает. На «нет» и суда нет.
Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является одним из существенных элементов этой идеи.
В основе российской правовой традиции лежат идеи естественного права, неразрывно связанные с философией морали. Ей чуждо понимание права, свойственное позитивизму.
В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности. Для того, чтобы сознание человека могло признать право и принять его как духовную ценность, право должно быть обоснованно. Далеко не все готовы признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.
Фильм
По мнению русского философа и правоведа И.А. Ильина, понять роль и сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. В самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости.
Работая над данной темой, я натолкнулась на интересный вопрос: существует ли врожденное «чувство права»?
Фильм, интервью
Можно сделать вывод, что в России действительно существует «врожденное «чувство права»». Мы, современные люди, тоже замечаем за собой особое стремление к правде, справедливости, ощущаем недостаток доброты, уважения, человеколюбия, душевной чистоты. И это не случайно. Вспомним Древнюю Русь, где формой правления являлась военная демократия. Это обостренное восприятие справедливости, честности, доброты и заботы о близких и даже чужих.
Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного, если основываться лишь на исторических формах права и фактах их нарушения. История человечества действительно знает много злодейств, преступлений, низких деяний. Философия естественного права, соединяя право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости, возвращает праву его гуманистический смысл.
Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить нарушенную преемственность ощущается очень остро.
Фильм
Сегодня, в современном мире можно привести много примеров, мягко говоря, нарушения права: Украина, Сербия, Черногория, Ирак, Сирия, Египет и т.д.
Фильм Кандагар
Весь мир погряз в гонке за деньгами, властью, используя при этом все средства. Мировое сообщество использует практику двойных стандартов, обманывая тем самым идеи естественного права.
С уверенностью можно сказать, что мы обманываем, таким образом, самих себя. Вот оно, то самое уныние, в котором пребываем мы все…
Фильм
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человека к культуре, ее совершенствованию и расцвету.
Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.
Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.
Представления о том, «что такое – хорошо и что такое - плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем.
Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Мастер афоризма Г. Лихтенберг утверждал: «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, е6сли не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Человек с возмущением видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у полицейской ищейки Жавера из «Отверженных» В. Гюго или Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского, а сопряженное с чувствами доброты, милосердия, сострадания. Уже этот уровень развития правовой культуры достоин уважения.
Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права. Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом.
Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях. И в том и другом случае говорить об уважении к праву не приходится.
Мне хотелось бы вернуться к началу моей работы.
Для кого и для чего пишутся законы?
Я выявила одну проблему, надеюсь, ее заметили и вы: право государственное и представление о праве простыми людьми резко разнятся!
Причина этому кроется в бюрократизме законов и их издающих.
Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.
Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме.
Еще одна проблема: гуманизация закона. Гуманизация началась у нас не с жертв, а с преступников. У криминала больше средств, сил, влияния. Они борятся за то, чтобы воровать, убивать, обманывать, при этом не работать, не отвечать за содеянное. Закон часто на стороне преступника. Почему? Да потому, что у нас стыдно быть жертвой. Преступникам сочувствуют, психологи ищут виновных в их судьбе.
А мне хочется задать вопрос правозащитникам: чего стоит объективный закон, его цена?
Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Юстиция – это справедливость! Из истории известно: законы пишутся кровью, но цивилизованное государство обязано заменить ее на мозги! DURA LEX, SED LEX. (Закон суров, но это закон).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как часто Вы сталкиваетесь со справедливостью?
Хотелось бы Вам жить во всеобщей правде?
Верите ли Вы в силу закона?
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Правовая культура правосознание Правоотношения Творчество и применение норм права Создание и функционирование правовых учреждений Правовое поведение Правовая теория (идеология) Социально-правовая психология
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Правовая культура общества Условия обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарант его правовой защищенности Правовая культура личности Обеспечивает правомерную деятельность человека, отвечающую общественным интересам и потребностям
DURA LEX, SED LEX.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...